Троицко успенский собор. Успенский собор троице-сергиевой лавры. Поругание и восстановление
Троицкий собор
1513 в селе Новой Александрове слободе в осыпи соборная церковь каменная Покров Пресвятые Богородицы да у тое ж церкви два предела каменных (из писцовых книг Новоалександровой слободы 1675 года)В конце XV — начале XVI века в новой Александровской слободе возводится загородная резиденция Великого Князя Московского Василия Иоанновича (1505 – 1533). Центром построек великокняжеского двора стал Покровский собор — третий по величине после Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Дата его освящения зафиксирована в богослужебном сборнике первой половины XVI в. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры: «Лета 7022 (1513) декабря 11 священа бысть церковь Покров Святей Богородицы в новом селе в Олександровском, тогды ж князь Великий и во двор вшел».
Архитектура храма обусловлена ориентацией мастеров Василия III на главную святыню близлежащего Троице–Сергиева монастыря – храм во имя Святой Троицы. Кирпичная кладка стен, сводов и главы Покровского собора эффектно контрастирует с белокаменной кладкой столбов четверика, порталов, архитектурного декора и входных киотов, белокаменного подклета с обходной галереей. Особенности композиции и орнаменты украшающей храм резьбы представляют замечательный пример объединения итальянского декора и ранне-московской белокаменной резьбы начала XV в.
В начале XVII века шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда так описывал облик Покровской церкви: «Камни ее расписаны разными красками так, что один черный, другой - белый и посеребренный, третий - желтый и позолоченный; на каждом нарисован крест. Все это представляет красивый вид для проезжающих дорожных людей».
Внутренним украшением храма стали выполненные в XVI веке красочные, разнообразные по своим повествовательным сюжетам фрески, а также царские трофеи — привезенные из Новгородского и Тверского соборов врата XIV века, установленные в западный и южный порталы. Первоначальный иконостас собора представлял собой каменную алтарную преграду с фресками. Поверх нее находились тябла с иконами деисусного чина. Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.
Главный престол собора первоначально был освящен во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского, в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.
Причт Покровского собора в XVII веке составляли протопоп, 2 попа, диакон, 2 пономаря, 3 сторожа и просвирница. Все они получали из царской казны денежное годовое жалование. Грамотой царя Алексея Михайловича с 1672 года его выдавали в Александровой слободе из кружечного двора «без московской волокиты». Кроме того, священнослужители получали жалование зерном (рожь и овес), а к праздникам – сукно на одежду. Из царских приказов поступали в собор ладан, церковное вино, воск на свечи, мука для печения просфор. Имевший редкий в то время высокий чин протопопа настоятель собора был старшим над священниками всех окрестных селений.
Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович. Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 по декабрь 1581 года. В 1645 году в Покровском соборе молился Царь Михаил Феодорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило. В 1671 году приезжал Царь Алексей Михайлович.
Царь Феодор Алексеевич (1676-1682), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-81 годах, был в Покровском соборе 29 ноября 1676 года, 30 сентября 1680 года слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе.
К 1682 году приходской Покровский собор перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь Пресвятой Троицы. Жалование протопопа стал получать монастырский духовник, служили с тех пор в церкви монастырские священники и диаконы, а просфорница стала не нужна, так как просфоры пекли отныне монахини.
В сентябре 1687 года, к приезду в монастырь царя Петра Алексеевича, в Троицком соборе московскими царскими мастерами был поставлен новый пятиярусный иконостас, сохранивший и часть икон XVI века. Перед ним в 1696 году затеплились 6 серебряных с золочеными украшениями лампад и 7-я подъемная, подаренные Царевичем Алексеем Петровичем для поминовения своей бабушки — царицы Наталии Кирилловны.
В сентябре 1700 года в бывшем Никольском приделе освящен престол в честь праведного Симеона Богоприимца (упразднен в 1870 году).
К началу XVIII века окружающая собор галерея была закрыта, объединив в одно здание две западные белокаменные палаты, где помещались богатая ризница и монастырская библиотека с коллекцией рукописей, документов и старопечатных книг.
В XVIII-XIX вв. в Троицком соборе неоднократно производились большие ремонтные работы. На средства купца Зубова в Сергиевском приделе в 1852 году был установлен новый резной позолоченный иконостас, а к 1889 году в таком же стиле на средства александровских купцов Первушиных – пятиярусный в центральном храме, с сохранением старых икон. В 1887-89 гг. под руководством археолога Г.Д. Филимонова художником-живописцем А.Д. Белоусовым очищены от трехслойной записи масляными красками алтарные росписи и 6 фресок на столбах, а по нижней части стен открыты хорошо сохранившиеся полотенца.
Весной 1922 года комиссией по изъятию церковных ценностей были вывезены многие драгоценные оклады, ризы и венцы с икон, а наиболее ценные предметы переданы местному музею. В январе 1923 года Троицкий собор был отобран у монастыря и передан в ведение музея, которым использовался как склад для хранения реквизированных церковных ценностей из храмов и монастырей Александровского уезда, а с 1931 года – как антирелигиозный отдел.
В мае 1923 г. в ходе реставрации архитектор П.Д. Барановский снял с Троицкого собора 4 поздних главы (1824-25 гг.). В 1926 году была смыта позолота с иконостасов, а вскоре разобран и сам иконостас собора.
В 1927 году размещенными на территории беспризорниками из Троицкого собора были украдены несколько подсвечников и лампад. В последующие годы наиболее ценные иконы и оклады, церковная утварь, рукописи, изразцы были вывезены в фонды Государственного Исторического музея (г. Москва) и Владимиро-Суздальского музея (г. Суздаль).
По неотступным просьбам верующих в 1946 году власти разрешили возобновить богослужения в Троицком соборе монастыря. 24 августа (в день памяти преп. Корнилия) он был передан в аренду приходской общине и на долгие годы стал единственным действующим храмом в районе.
В эти трудные для церкви годы священнослужителями в нём были образованные, высокой духовной жизни пастыри: протоиереи Петр Успенский, Николай Харьюзов, Леонид Розанов, Андрей Бородачёв, профессор протоиерей Андрея Сергеенко, протодиакон Сергий Зензивеев и другие. Почти все они перенесли страдания за веру: тюрьмы и лагеря, унижения и притеснения. Среди прихожан храма были уцелевшие монахини, которые пели на клиросе, прислуживали в алтаре.
Утраченный иконостас был заменен новым, выполненным в стиле позднего классицизма, из церкви села Покрова. В конце 1940-х годов под руководством архитекторов П.С. Полонского и Н.В. Сибирякова значительно обветшавший храм на средства прихода был отремонтирован. Удалены два боковых крыльца, сделана отмостка вокруг храма с отводом воды, восстановлены подклеты, отремонтирован купол и устроено водяное отопление. В 1980-х годах Владимирской реставрационной мастерской были произведены пробные расчистки фресок XVI в., а также поновлена фресковая живопись купольной части, северной и западной стен основного объема.
С открытием монастыря 1 января 1992 года в Троицком соборе возобновились богослужения по монастырскому уставу и чтение неусыпаемой псалтири. В мае 1995 года в соборе были помещены обретенные мощи преподобного Корнилия (†1681), перед которыми стали служиться молебны. За два десятилетия монастырем произведены большие ремонтно-реставрационные работы, закончено восстановление уникальных фресок. В 2010 году воссоздан пятиярусный тябловый иконостас.
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры был заложен по указу царя Ивана Грозного, а освящен только спустя 26 лет. Собор является наиболее крупным храмом в Лавре и самым популярным среди туристов. Летом здесь совершаются праздничные богослужения, проходят музыкальные выступления лаврского хора.
Троице-Сергиева лавра
Православный монастырь Троицы, основанный прп. Сергием Радонежским в 14 в., уже несколько столетий считается крупнейшим центром духовного православия и наиболее почитаемой русской святыней.
В 17 веке монастырь выдержал многомесячную осаду польско-литовского войска (15 тыс. воинов). Защитники монастыря в количестве 3 тыс. человек выдержали осаду, благодаря не только своему мужеству, но и чудесному явлению Сергия Радонежского.
С 1744 года монастырь с почетом был переименован в Лавру, вокруг нее постепенно стали строиться другие монастыри и скиты, духовно с ней связанные. В 1814 г. после пожара в Москве сюда переехала Духовная академия, являющаяся самым старым вузом России.
С 1920 по 1945 годы Лавра была закрыта, а на ее территории временно размещались Историко-художественный музей и жилые помещения, затем с 1946 г. началось ее возрождение.
История строительства
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры называют храмом-памятником из-за того, что его возведение ознаменовало триумфальное падение Казанского ханства. Строительство храма велось в течение 26 лет и завершилось только в 1585 году. Обряд освящения совершил митрополит Дионисий, при этом присутствовал царь с женой.
Величественный собор расположен в центре Лавры. Строился он в византийском стиле по образцу собора в Московском Кремле (арх. А. Фиораванти из Италии), но стены возводили из кирпича (толщина 2,25 м). Строители при возведении храма обратились к русским традициями и сделали 6 пилонов с прямоугольным сечением. Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре венчает 5 куполов, центральный — золотой, посвященный Спасителю, остальные четыре - голубые, со звездами, - посвящены Богородице.
Который характерен для зодчества городов Золотого Кольца был использован при возведении собора. Ранее с запада к собору была пристроена открытая паперть, затем ее заменили в 18 в. на крыльцо, расписанное по указаниям митрополита Платона.
Внутреннее убранство храма
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры и, особенно, его внутреннее пространство удивляют своими огромными размерами и ярким светом, поступающим через оконные проемы. Огромные пилоны (3х3 м) поддерживают с пятью барабанами.
Нефы и стены фасадов в центре превосходят по ширине остальные. Сзади иконостаса расположены хоры с 3-ярусной галереей.
Почти 100 лет стоял нерасписанный Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Год 1684 стал знаменательным в его истории: на деньги архиепископа Моисея Рязанского наняли артель из 25 иконописцев под началом мастера Д. Плеханова. За одно лето они раскрасили стены, столпы и свод фресками на библейские темы, которые до наших дней практически сохранились в целости. Моисей Рязанский был торжественно погребен в стенах Успенского собора рядом с другими архиепископами.
Росписи на стенах — светлые воздушные фрески в синих, сиреневых, голубых и фиолетовых тонах. На северной и южной стенах в четыре ряда изображены евангельские сюжеты (Божья Матерь, а на западной — сцены Страшного суда с большим количеством фигур и деталей.
Монументальные росписи с изображениями благоверных князей (Александра Невского, Владимира Киевского, царевича Дмитрия и др.), мучеников и святых в полный рост расположены на всех 6 столбах, которые подпирают своды. Религиозные фрески есть и на оконных откосах и сводах. Изнутри храм смотрится нереально высоким и торжественным.
В интерьере собора сохранились также литые паникадила 17 в., сделанные из бронзы мастерами Московской Оружейной палаты в подарок монастырю от семьи Яновых.
Главный алтарь имеет 2 придела:
- великомученика покровительствующего царя Федора Иоанновича;
- жены Бориса Годунова — мученицы Ирины.
Более поздний придел— святителя Николая Чудотворца — был построен в 17 в. во времена защиты монастыря от нашествия польско-литовских воинов.
Святыни Успенского собора
На южной стороне в помещении собора на постаменте находится гроб Сергия Радонежского, в котором он был погребен (1392), а затем через 30 лет в нем были обнаружены его мощи. В 16 веке по указу Ивана Грозного была сделана серебряная рака, стоящая сейчас в Троицком соборе. В годы, когда мощи лежали в гробу, паломники, приходящие в собор, обязательно прикладывались к нему и пытались откусить его кусочек, чтобы унести с собой. В течение нескольких лет одна из стенок стала разрушаться, и ее пришлось укрепить металлическими скобами, а также заключить гроб в стеклянный саркофаг.
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры является местом захоронения коронованных особ и известных православных деятелей. Внутри собора установлены надгробия королевы Марии Владимировны и королевны Евдокии, а также архиепископов (Моисея Рязанского, Августина Московского, который поднимал дух воинам в 1812 г.) и митрополита Москвы Макария (написавшего книги по богословию).
Многие туристы приезжают сейчас с целью поклониться мощам святителя Иннокентия, православного епископа Камчатки и Америки, считающегося покровителем всех изучающих иностранные языки, и преподобного Максима Грека.
В теплые месяцы в храме совершаются богослужения и литургии.
Захоронение семьи Годуновых
Слева от входа в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры располагается усыпальница Годуновых. Построена она в 18 веке в виде каменной палатки (на месте бывшего трапезного притвора), вплотную примыкающей в стене собора. Внутри нее расположены гробницы Бориса Годунова и его жены Марии и сына Федора (они были убиты по приказу самозваного царя Дмитрия, а тела были привезены сюда в 1606 г.) и дочери-красавицы Ксении (умершей монахиней в 1622).
При вскрытии могилы в 1940 г. достали их вещи, сохранившиеся очень хорошо: шелковую рубаху Федора, башмаки царевны (вещи теперь выставлены в музее), но само захоронение оказалось разоренным, т. к. черепа были выброшены.
Крипта собора
Крипта Успенского собора Троице-Сергиевой лавры расположена под самим собором, а вход в нее — с южной стороны. Она была построена в 19 в. для захоронения митрополитов Сергия и Леонтия, тогда же здесь были освящены приделы с алтарем. Уже в 20 в. здесь строятся еще два придела, в центре — усыпальница 2 патриархов — Алексия I (1970) и Пимена (1990). В помещении крипты на витринах выставлены части церковного облачения и личные вещи, фото.
Крипта открыта для свободного доступа посетителей, в ней совершаются молебны, происходит раздача освященного масла.
Иконостас
Самый первый иконостас собора был разрушен, теперь на его место поставлен другой.
Иконостас Успенского собора Троице-Сергиевой лавры состоит из 5 ярусов с оправами икон из золота либо резьбы, увитыми виноградными лозами и содержит 76 икон, в основном конца 17 в.
Иконостас из пяти рядов венчает Распятие с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом, в обрамлении резных узоров с подсолнухами, розами и виноградными гроздьями. Резьба присутствует также на раме иконостаса, колонках алтаря в виде переплетений веток виноградной лозы, а на фризах — диковинных цветов. Вся резьба изображает «райские сады». Вверху Креста изображения херувимов, а венчает все царская корона.
Многие иконы сделаны с участием знаменитого иконописца одна из известных - «Тайная вечеря» (1685), которая сейчас находится в музее монастыря.
Все иконы и резные декоративные элементы за прошедшие столетия несколько раз были поновлены, что подтверждают пробы реставраторов (все иконы имеют 3-4 слоя). Последний раз иконы были обновлены в 1986-1988 гг. в связи с их аварийным состоянием. Тогда же была обнаружена оригинальная икона 16 века «Успения Пресвятой Богородицы», которая показалась после снятия двух слоев более поздних икон, нарисованных сверху.
Мозаичные иконы
Внутри собора расположены две иконы Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, изготовленные из мозаики:
- Первомученика Якова Стефана, которая до 1931 г. находилась в Храме Христа Спасителя.
- (по одной версии, она привезена из Храма Христа Спасителя, по другой, — из часовни около Казанского вокзала в Москве).
Казанская Божья Матерь имеет для всех русских людей особое значение. В судьбе собора она также сыграла свою роль и помогла выстоять осаду монастыря польско-литовскими войсками в 17 веке. Освобождение Москвы в августе 1612 г. также произошло с ее благословения. Икону эту, подаренную казаками, нес во главе войска князь Пожарский.
Реставрация собора
Риск возможного обрушения стены храма появился еще в середине 19 в. после ликвидации Писаревского пруда из-за разрушительного действия подземных вод, когда по стене начали идти трещины. Но работы по спасению собора начались только в 20 веке.
Одна из первых реставраций в годы Советской власти началась в 1940 г. и длилась до 1967 г.: была сделана промывка фресок от грязи и клея, произведен ремонт цоколя, поврежденного от сырости, отреставрированы оконные проемы. Среди специалистов, которые реставрировали Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры - архитектор В. И. Балдин (участвовал изначально с 1938 (еще в студенческие годы) и по 1997 гг.). Реставрация памятников Троице-Сергиевой лавры стала делом всей его жизни.
Успенский собор — 21 век
К 700-летнему юбилею Игумена русской земли были проведены масштабные реставрационные работы (2012-2016), включая очистку икон и восстановление резных деталей иконостаса, что позволило возродить во всем великолепии Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Фото, размещенное выше, ярко это подтверждает.
Создание Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры тесно связано с именем Ивана Грозного. Храм был построен по образцу одноименного собора в Московском Кремле, однако в результате получился более масштабным по размерам. Некоторые историки, краеведы предполагают, что таким сходством подчеркивалось единство государственной и патриаршей власти. Внешняя красота пятиглавого храма притягивает внимание и порождает непреодолимое желание заглянуть внутрь.
История создания Успенского собора
В российском государстве, так уж повелось, практически во всех русских городах возводились крупные храмы в честь Успения Пресвятой Богородицы, они считались главенствующими соборами. Иван Грозный посчитал несправедливым, что в святая-святых - месте поклонения и развития русской православной церкви, не существует такого храма. Именно поэтому строительство важного объекта на территории Лавры имело государственное значение. К сожалению, имя архитектора и точные сроки постройки собора неизвестны. Однако, по предположениям ученых, закладка первого камня состоялась в 1554 году. Это событие не обошла вниманием вся царская семья. По мнению историков, у Ивана Грозного была мысль о том, что он возведет главный собор в монастыре. Однако, его планам не суждено было сбыться. Строительство затянулось на долгие 26 лет. Царю так и не удалось при жизни увидеть величавый собор, увенчанный пятью колоколами.
Первоначальный вид Успенского собора
был изменен. Связаны эти изменения были с разными историческими событиями. В частности, в XVIII веке центральный купол был покрыт листовым червонным золотом. Примерно через 100 лет его отделали золоченой медью, а четыре крайних купола были покрашены в голубой цвет и декорированы звездами в цвет золота. Стоит отметить, что таким образом украшались купола на многих храмах, посвященных Богородице. Именно такой вид пятиглавого собора сохранен до наших дней. Внутри роспись стен появилась не сразу, а лишь в 1684 году. Внутренние стены расписывали мастера Ярославской иконописной мастерской Дмитрия Плеханова. Иконостас несколько раз обновлялся и дополнялся иконами.
В середине XIX века возник риск обрушения части собора: после проведения работ по ликвидации Писаревского пруда, находившегося неподалеку, подземные воды начали разрушать грунт, и по стене пошли трещины. Реставрационные работы, начатые в 1940-х годах, продолжались более 20 лет. За это время удалось очистить фрески, вернуть первоначальный вид позакомарному покрытию, на нижнем ярусе - восстановить проемы окон, спасти от разрушения треснувшие стены собора на цокольном этаже.
Архитектурные особенности
Собор представляет собой пятикупольное и пятиапсидное сооружение из кирпича. Стены - очень массивные, их толщина более 2 метров. Их украшают кокошники, поддерживаемые массивными лопатками, выступающими почти на метр, а также декоративные арки. Скромность и простота декора позволяют направить внимание на ярко-синие купола, декорированные золотыми звездами.
С западной стороны к стене собора была пристроена открытая паперть, которая просуществовала до конца XVIII века. Затем здесь появилось крыльцо, украшенное росписями.
Слева от парадного входа в собор расположена усыпальница семьи Годуновых, сооруженная в 1782 году. Она представляет собой каменную палатку, примыкающую к стене собора. Внутри небольшого сооружения находятся гробницы Бориса и Марии Годуновых, а также их сына Федора и дочери Ольги.
Внутреннее убранство собора
Внутри Успенский собор
необыкновенен. Своды храма крепятся на шести пилонах, имеющих в сечении форму прямоугольника. Оконные проемы - довольно большие. Это позволяет насытить солнечным светом огромное помещение.
Мало кто знает, что собор имеет 4 престола. Все потому, что три из них скрыты в алтаре главного: боковые приделы планировались при строительстве храма, возведены в честь великомучеников Федора Стратилата и Ирины. Придел в честь святителя Николая появился позднее, когда в Троицком монастыре люди повально гибли от цинги. Существует легенда, что именно Николай Чудотворец помог остановить страшную эпидемию в начале XVII века.
Первоначальный иконостас собора не сохранился, на его месте сейчас находится большой резной иконостас, имеющий пять ярусов. Иконы, которые в нем содержатся, написаны в разное время. Самые древние - ровесники храма. Сегодня иконостас насчитывает более 75 икон.
Стены и столпы собора украшены фресковой живописью. Вся стенопись смотрится удивительно лаконично и ярко. Сюжеты, которые легли в основу - совершенно разные. Это евангельская тема, "Страшный суд", Вселенские Соборы, изображения образов Радонежских чудотворцев, некоторых русских святых княжеского происхождения.
Внутри куполов также имеется роспись, которая очень органично вписывается в общий вид росписи стен. С центрального купола на прихожан словно по-настоящему смотрит Христос Вседержитель, настолько реально выглядит изображение! В малых куполах изображены Господь Саваоф, Богородица, Иоанн Предтеча и Иисус Благословляющий. Купольные барабаны расписаны образами пророков и праотцов.
Внутри собора находятся 5 надгробий, скрывающих захоронения двух архиепископов - рязанского Моисея и Московского Августина, митрополита Московского Макария. Еще две каменные плиты - усыпальницы королевы Левонии Марии и ее дочери Евдокии.
Святыни Успенского собора
Успенский собор хранит ценнейшие святыни: одной из них является деревянная рака Сергия Радонежского. Именно в ней было изначально погребено тело Святого. Располагается сохранившаяся часть гроба у южной стены храма, специально для святыни соорудили стеклянный саркофаг.
Не менее ценными являются два паникадила, выполненные в XVII веке умельцами московской Оружейной палаты. Они изготовлены из бронзового литья и отчеканены.
Тысячи туристов идут в Успенский собор
, чтобы поклониться святым мощам преподобного Максима Грека и святителя Иннокентия, которые находятся здесь.
Успенский собор по праву считается одним из самых красивых храмов на территории Троице-Сергиевской Лавры. Его огромные ярко-синие купола сразу притягивают внимание и порождают сильное желание подойти поближе и зайти внутрь. Внутри храм не менее красив, поэтому нужно воспользоваться случаем и насладиться сочетанием красоты, величавости и простоты.
АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО И ТРОИЦКОГО СОБОРОВ
Кинешма, Советская улица, 2.
Ансамбль состоит из двух соборов - Успенского и Троицкого, колокольни и дома священника. Он расположен на высоком берегу Волги, на территории бывшей кинешемской крепости. Композиционно ансамбль слагается из развитых приземистых объемов церквей, расположенных на одной оси (запад-восток) и связанных между собой лаконичной вертикалью колокольни. Им всем аккомпанирует простая и единообразная двухэтажная обстройка. Взаимное расположение зданий ансамбля и кварталов окружающей застройки образует две площади: внутреннюю - замкнутую, ограниченную объемами церквей, дворовыми постройками и оградой; и внешнюю - ограниченную с трех сторон собственно объемом Троицкой церкви: восточной, кварталами городской застройки с южной и западной сторон. С северной стороны площадь открывается на Волжский бульвар. Ансамбль имеет крупный масштаб, характерный для площадей эпохи классицизма. Архитектура сооружения обладает высоким художественным совершенством, великолепно использованы природные особенности местности.
Ансамбль хорошо просматривается со стороны реки и доминирует над окружающей застройкой.
Ансамбль как памятник культовой архитектуры выявлен и поставлен на гос.учет в 1945г., а с 1960г. он на гос.охране республиканского (федерального) значения.
Соборы были закрыты в 1938 г. и превращены в гаражи, но в 1945г. вновь открыты. Правда, Троицкий собор был вторично закрыт в 1964г., до 1991г. размещалась картинная галерея. Ныне весь ансамбль принадлежит Русской Православной Церкви.
Состояние его хорошее, ремонт проводится регулярно. Реставрация же проводилась только один раз - в 1988г. на Троицком соборе были восстановлены разрушенные ранее четыре барабана и перекрыт купол центрального барабана. А через год, в 1989г. на территории ансамбля были снесены все деревянные хозпостройки и на их месте, вдоль южной ограды построены два одноэтажных здания из кирпича.
Успенский (кафедральный) собор.
Зимний, кирпичный. Построен в 1745г. на средства прихожан. В 1855г. в нем произведен капитальный ремонт, сделан новый иконостас и подновлена настенная роспись.
В 1885г., по-видимому, была перестроена центральная часть церкви, к которой впоследствии, в начале ХХ в., были пристроены два боковых придела. К этому же времени относится и возведение куполов на кровле собора, пропорции и характер архитектурного решения которых типичны для эклектических веяний архитектуры начала XX в.
Собор представляет собой пятинефный, пятикупольный, шестистолпный храм. (Первоначально - трехнефный, шестистолпный). В объемно-пространственном отношении это куб, к которому по бокам примыкают поздние нефы. Каждый из пяти нефов заканчивается полуциркульной в плане абсидой. Перед западным фасадом к главному входу пристроен удлиненный объем баптистерия. Основной объем храма перекрыт системой сомкнутых и цилиндрических с распалубками сводов и куполов, имеющих снаружи шлемовидную форму и опирающихся на цилиндрические световые барабаны, прорезанные четырьмя (центральный - шестью) оконными проемами. Система перекрытий поддерживается несущими стенами и опорными столбами. Боковые нефы перекрыты системой цилиндрических сводов и распалубками, апсиды - сферическими полукополами.
Декоративное убранство фасадов главного объема традиционно: гладкие оштукатуренные стены, арочный фриз, простой уголковый карниз; углы декорированы пилястрами. Поверхность световых барабанов гладкая, нерасчлененная. Оконные проемы завершены полуциркульными арками.
Декор фасадов поздних пристроек характерен своей эклектичной пышностью. Поверхность стен сильно расчленена фигурными пилястрами, колонками, ширинками и другими деталями. Два яруса оконных проемов забраны узорчатыми металлическими решетками и украшены наличниками. Внешняя поверхность стен абсид обработана рустом и украшена круглыми ложными проемами.
Интерьеры собора расписаны масляной живописью на библейские и евангелические сюжеты.
Роспись собора возобновлена, как сообщает храмозданная надпись, в 1855 году. Роспись, в которой сочетаются классицистические и псевдобарочные черты, характерна для середины 19 века. На своде ангельские головки и Святой дух в виде голубя, а на арках - мелкий витиеватый растительный орнамент и церковные атрибуты. На стенах в три яруса помещены сцены из Евангелия и Деяний апостолов. Среди них на боковых стенах выделяются композиции «Ангелы у престола». Более необычен иконографический состав росписи, расположенной в три яруса на столбах, куда помимо традиционных изображений святых включены композиции на темы евангельских блаженств, притч, сцен из Апокалипсиса. Главный двухъярусный деревянный резной иконостас в формах позднего классицизма типичен для середины 19 века.
Сохранились металлическая утварь, люстры и прочее. Полы кафельные, орнаментированные. Кирпич имеет размеры 30х15х7,5 см.
В соборе три престола: центральный - в честь Успения Божьей Матери, боковые - в честь святого благоверного князя Александра Невского и святого князя Владимира.
В 1834 г., 9 октября (ст.ст.) собор посетил, во время путешествия по Волге император Николай I, а в 1850 г. великие князья Николай и Михаил Николаевичи (в храме установлены соответствующие памятные доски).
(По материалам Ополовниковой Е.А.,1971 и Дьякова А.Б.,1973 г.)
Зимой 1992г. кровли и купола зданий ансамбля были покрыты серебристой кровельной жестью.
В 2008г. купола Успенского собора были позолочены.
(собственная информация)
ТРОИЦКИЙ СОБОР
Летний, кирпичный. Построен на средства прихожан в 1838 г. по проекту И.Е.Ефимова, воспитанника Петербургской Императорской Академии. Первоначально собор представлял собой однокупольный храм. В начале ХХ в. были возведены еще четыре главы на широких массивных барабанах. Ныне он представляет собой пятикупольный сводчатый храм, симметричный в плане и перекрытый шлемовидными куполами. С южной, западной и северной сторон объем храма декорирован четырехколонными портиками дорического ордера (сохранилась роспись на портиках). С восточной стороны к нему примыкает полуциркульная в плане абсида.
Храм перекрыт системой циллиндрических сводов и сферических куполов, опирающихся на периметр несущих стен и четыре массивных каменных столба, на которых покоится барабан главного купола. Все оконные проемы завершены полуциркульными арками. Плоскости наружных стен заканчиваются гладким фризом и карнизом с сухариками, характерными для зданий, построенных в стиле русского классицизма.
Внутренние и наружные поверхности стен оштукатурены. В интерьере имеется масляная роспись: своды, часть стен, барабаны куполов и сами купола расписаны на библейские и евангелические сюжеты.
В куполе изображен Саваоф, в простенках барабана - апостолы и избранные святые, в нижней части барабана - четыре композиции на библейские и евангельские сюжеты, в парусах - евангелисты. На склонах сводов и в рукавах креста - написаны евангельские события.
Полы кафельные, орнаментированные. Здание построено из кирпича - 7х13х26-27 см. Подиумы портиков и ступени, ведущие на них, - из белого камня. Дверные проемы также завершены арками и украшены кованными узорчатыми решетками. Фундаменты кирпичные.
В соборе три престола: центральный - в честь Пресвятой Троицы, боковые - в честь Покрова Богородицы и святого Алексия, митрополита Московского.
Конструктивная схема сооружения основывается на использовании в качестве несущих конструкций периметральных стен, толщина которых уменьшается по мере повышения высоты сооружения.
Колокольня оштукатурена и покрашена. В толще западной стены размещена внутристенная лестница, в противоположной стене устроена шахта.
Покрытия куполов и скатов выполнены из листового железа и покрашены масляной краской.
(По материалам Ополовниковой Е.А.,1971 и Дьякова А.Б.,1973г.)
До года на колокольне был установлен католический крест (причина и время его появления неизвестна).
В 1991г. возникла угроза падения креста и 10-метрового шпиля. К этому привели, начиная с 50-х годов, покраска здания не традиционной известкой, а цинковыми белилами. Были предприняты укрепление 4-го яруса металлическими конструкциями (монтажники-высотники Ярославского ПТО «Мостоотряд №6»), замена старой кровли, обжиг ранних наслоений белил.
Летом 1992г. работы были завершены, был смонтирован новый (православный) металлический крест, изготовленный на заводе «Автоагрегат».
(публикации газеты «Приволжская правда»)
Священник Димитрий Грудогло в конце 1990-х он был основателем православной школы в Кинешме. Тогда, почти 20 лет назад, к молодому активному батюшке, приехавшему в город из Юрьевца, потянулись верующие, и с их помощью он взялся за восстановление сразу нескольких храмов. Реставрация продолжается и по сей день. Сейчас отец Димитрий — ключарь кафедрального Троицко-Успенского собора, а еще — отец шестерых детей, каждый из которых по-своему талантлив.
Летним солнечным утром отец Димитрий уже в соборе. В руках не смолкающий ни на минуту мобильный телефон, на лице спокойная дружелюбная улыбка. Батюшка в храме давно, с раннего утра: распоряжается ремонтом, дает указания рабочим. Ему помогает и супруга, матушка Надежда. А в соседнем с храмом небольшом домике трудится одна из младших дочерей, Лера. Она учится печь просфоры.
— Это очень сложное занятие, и специалистов, которые бы хорошо умели печь просфорки, мало: на всю Кинешму — всего два человека. Поэтому я бы очень хотел, чтобы Лера научилась этому ремеслу, — рассказывает отец Димитрий.
В домике прохладный полумрак, который бывает в жару в помещениях с маленькими окнами. Сладко пахнет тестом. На противнях, заботливо укрытых белой тканью, подходят уже сделанные просфорки. А на большом столе Лера помогает старшей служительнице печатать рисунки на небольших круглых кусочках теста, напоминающих монеты. Затем эти кружки будут накладывать на просфоры, которые подходят рядом под тканью, и выпекать в печи. Получатся аккуратные «грибочки».
Пока ждем, когда освободится Лера, разговариваем с матушкой Надеждой в тени деревьев у храма.
— Мы и не знали, что нам медаль полагается, — рассказывает она. — Соцзащита попросила оформить какие-то документы на награду, ну мы оформили и забыли. А когда пришла новость о том, что нас будут награждать, совсем растерялись. Я даже не верила сначала, что указ сам Путин подписал. Сегодня звонили из соцзащиты, сказали, что награждение состоится 8 июля — в День Петра и Февронии. Конечно, мы рады очень, но это так неожиданно…
Дом семьи Грудогло находится на окраине города, ехать от храма туда минут 10.
— Хотя бы пообедаю дома, — рассуждает отец Димитрий. — А то порой на обед времени не остается. Сейчас занимаемся реставрацией кафедрального собора. Раньше в нем была картинная галерея, в 1990-х годах она переехала, а здание так и не ремонтировалось капитально. Наконец-то дошли руки. Там сохранилась старинная роспись, жаль ее терять.
И снова звонит телефон. Батюшка дает распоряжения, выбирает стройматериалы, назначает и переносит встречи. Работа кипит даже в его отсутствие.
У ворот дома священника нас встречает маленькая Анюта в цветастом сарафане. Она еще не ходит в школу и ее главное увлечение, по словам батюшки, — шопинг. Вот и сейчас, деловито поинтересовавшись, кто хочет лимонаду, и, получив деньги, она с удовольствием отправляется в ближайший магазин.
Дом у семьи Грудогло небольшой, но уютный. На первом этаже — общие помещения: прихожая, кухня, гостиная с пианино, на котором играют дочери Катя и Лера (они посещают музыкальную и художественную школы), спальня родителей. На втором — комнаты детей.
— Старшему сыну уже 22, он дизайнер, — рассказывает матушка Надежда, показывая дом и приглашая меня в комнату Алексея. Здесь везде развешаны написанные им пейзажи, а у стены стоит огромная старинная икона, с которой чуть облупилась краска. — Он не только рисует, но и реставрирует иконы, расписывает храмы. 3 месяца работал в Иерусалиме, но вернулся домой — очень скучал по родине. Сейчас он в командировке. Вся семья собирается у нас только по выходным, да когда гости приходят.
В этот дом семья переехала 6 лет назад, и это, по словам матушки, был уже 11-й переезд. Жить приходилось по-разному, в том числе в двухкомнатной квартире матери батюшки, монахини Василисы. Тогда у Грудогло было уже пятеро детей. Спали на полу и даже на кухне. Но теперь те времена и дети, и взрослые вспоминают с улыбкой. Матушка Василиса, также, как и пожилая няня Ирина Васильевна — члены большой семьи, им всегда почет и уважение.
— У нас так: если дома я, я — за главного. Если меня нет, главная — матушка, если ее нет, то главный кто-то из старших, даже, бывает, старшие дети, — поясняет отец Димитрий.
— Да, у нас в семье престол переходящий, — шутит сын Иван, заглядывая на кухню. Он с утра собирается пойти в школу, чтобы узнать результаты недавно сданного ЕГЭ, но его уговаривают сначала пообедать.
Перед обедом вся семья обязательно молится. День сегодня постный, потому и в меню рыба вместо мяса. А в остальном обед проходит как в обычной большой семье — с шутками, веселыми историями.
— Расскажите, как начиналась история вашей семьи, как вы познакомились?
— Нас познакомили, — отвечает батюшка. — На Руси раньше была такая традиция — знакомить будущих супругов, и мне это очень нравится. До наших времен, обычай, конечно, не дошел, но наша семья сложилась именно так. Был у меня хороший знакомый, священник, друг отца, который однажды пригласил меня поехать в Нижний Новгород, чтобы выбрать невесту.
— То есть вы уже были настроены на брак?
— Конечно. Мне было 26 лет, я заканчивал семинарию, и уже знал, что стану либо монахом, либо священником, но для последней должности я должен был жениться. Надежда была из верующей семьи, заканчивала техникум. Мы познакомились, стали дружить, вели переписку, так как жили в разных городах. Через полгода я сделал ей предложение. Но звучало оно не «Будь моей женой», а «Готова ли ты стать матушкой?». Она ответила согласием. И с тех пор, вот уже много лет, несет эту нелегкую «службу». Семья священника, особенно сейчас, является для всех неким образцом семьи. К нам относятся дружелюбно, но всегда с повышенным вниманием. В семье священника и матушка должна быть примером, и батюшка, и даже от детей ждут чего-то невероятного. Когда в школе объясняешь, что наши дети обычные, могут и пошалить, и плохих оценок нахватать, вроде кивают, но все равно звание «сын священника» или «дочь священника» накладывает отпечаток на отношение к ним.
— А что, на ваш взгляд, самое сложное в воспитании детей?
— Думаю, сложного нет ничего. Нужна любовь. И тогда все получится. Ведь даже самая легкая работа может показаться трудной, если ее не любить, — отвечает батюшка.
— В плане ведения домашнего хозяйства мне сложнее всего распределять обязанности детей, — подхватывает матушка. — Меня с детства приучили не сидеть без дела, поэтому и сейчас я стараюсь все делать сама, а это неправильно, ведь многое можно перепоручить взрослым детям, и пользы будет больше. А дел в большой семье, сами понимаете, очень много. Одних стирок бывает по три в день…
Прибегает из магазина маленькая Анюта. На обратном пути донести тяжелый лимонад ей помог старший брат Петя. Кухня наполняется веселым гомоном. Лимонад разливают по стаканам. Старшие мальчишки собираются идти купаться, девочки садятся за пианино.
— Летние дни у нас заполнены досугом, — говорит матушка. — Зимой дел много: там и учеба, и спорт (мы на лыжах очень любим кататься), и домашние задания. Встаем рано, ложимся тоже рано. А летом больше отдыхаем. Жаль, девочки еще ни разу не были на море. Съездить отдохнуть ввосьмером, как понимаете, очень дорого, да и батюшка время не всегда может найти. Но в этом году уже приценивались к билетам в Симферополь. Очень надеюсь, что получится съездить.
Телефон отца Димитрия, замолкавший на время обеда, опять все чаще начинает звонить. Батюшка собирается обратно в храм. Его рабочий день продлится до позднего вечера. С ним едет и Лера, которая продолжит выпечку просфор. Вечером вся семья снова встретится за столом, чтобы поужинать и рассказать друг другу, как прошел день.