Описание троице-стефано-ульяновского монастырь. Троице-стефано-ульяновский мужской монастырь Свято троице стефано ульяновский мужской монастырь
Согласно церковным легендам, Ульяновский монастырь как пустынь во имя Спаса Нерукотворного Образа основан Стефаном Пермским в конце XIV в. Пустынь была построена с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. В Усть-Куломском районе Республики Коми существует придание, что местность, на которой стоит монастырь, получила название в честь некоей девицы Ульянии. Во время набегов угров из-за Урала она якобы утопилась в Вычегде, не пожелав попасть в руки врагу. Напротив места ее гибели и был построен монастырь.
В 60-е годы XVII в. московский священник Федор Тюрнин (в иночестве Филарет) вместе с четырьмя сыновьями (Гурием, Стефаном, Никоном и Иваном), давшим впоследствии обет монашества, возобновил деятельность Спасской Ульяновской пустыни. В 1667 г. была построена деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, колокола и иконы, для которой были привезены из Москвы.
В первой половине XIX в, деревянные церкви, построенные в. конце XVII в., пришли в ветхость, и на их месте в 1858 г. была построена новая церковь с двумя престолами: во имя Нерукотворенного Образа Христа-Спасителя и во имя Похвалы Пресвятой Богородицы.
Священный Синод объявил сбор пожертвований на строительство Ульяновского монастыря по всей России в течение десяти лет (1866-1876 гг.). Явление иконы, части святых мощей, различного рода слухи об излечении от прикосновения к святым предметам - все это увеличило приток богомольцев в монастырь. Ежегодно число поклонников доходило до 5 тыс. человек. Монастырь посещали в основном крестьяне Усть-Сысольского, Яренского и Печорского уездов. Доход монастыря от пожертвований и различных сборов в 1901 г. превышал 14 тыс. рублей. Монастырское хозяйство также приносило большую прибыль. С 1875 г. монахи стали разводить молочный скот холмогорской породы и уже в конце 80-х годов XIX в. у них насчитывалось до 40 коров. Кроме того, в монастыре имелось до 20 лошадей. Для содержания скота были построены каменный скотный двор и деревянная конюшня. Сена накашивали до 7500 пудов. Монастырь владел 2 мельницами, кирпичным заводом, мастерскими по изготовлению одежды и обуви.
В 1878 г. была построена водокачка с паровым двигателем. Монахи развивали огородничество, рыболовство. Соловецкие монахи, среди которых находился архитектор-самоучка Феодосии, коми по национальности, развернули бурную деятельность по строительству монастыря.
В 1869-1875 гг. был сооружен двухэтажный каменный пятиглавый Троицкий собор (собор построен по проекту Губернского архитектора А. Иваницкого).
На верхнем этаже располагался бронзовый престол в честь святой Живоначальной Троицы. Иконы в иконостасе были работы придворного художника В.М.Пошехонова.
В 1872-78 гг. была воздвигнута 60-метровая церковь-колокольня, внутри которой находились на нижнем этаже Трапезная церковь во имя Преподобных Зосимы и Савватия, на верхнем - церковь во имя Николая Чудотворца. На колокольне было установлено 17 колоколов, из них один весом до 354 пудов, другой - 303 пуда.
В 1877-79 гг. монастырь обнесли каменной стеной с четырьмя угловыми башнями и крытой галереей для крестного хода. Общая длина стены достигала почти 1 км. В стене была устроена квадратная церковь во имя Архистратига Михаила. В угловых башнях разместились кладовые, кузница, слесарня и кельи.
В 1886 г. была воздвигнута каменная кладбищенская церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы на месте сгоревшей в 1883 г. деревянной кладбищенской церкви. Иконостас для церкви пожертвовал соликамский купец И.А.Рязанцев. Рядом с церковью построили каменную часовню, в которой разместили противопожарный инвентарь. Монастырское кладбище, кладбищенская церковь и часовня были окружены каменной оградой.
В 1878 г. вне монастырской стены было начато строительство четырехэтажной гостиницы для приезжих. Кроме того, вне стены был построен трехэтажный дом для монастырских рабочих.
В 1882 г. была открыта церковно-приходская школа для мальчиков, в 1907 г. - богадельня для больных. В 1871 г. в монастыре жили 36 монахов и послушников, в 1889 г. число их выросло до семидесяти человек. Для них были построены 2 братских корпуса.
По количеству монашествующих Ульяновский монастырь уступал только вологодскому Горницко-Успенскому монастырю. По размерам угодий он занимал четвертое место в Вологодской епархии.
После прихода к власти в Коми крае большевиков деятельность монастыря стала сворачиваться. На пленарном заседании исполнительного областного Комитета Коми АО 9 мая 1923 г. было принято решение о закрытии монастырских церквей. Решение основывалось на декрете СНК от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства; В июне 1923 г. комиссия приступила к работе, церкви были опечатаны. На куполе колокольни водрузили красное знамя. Комиссия постановила выселить монахов из монастыря, церковное имущество согласно составленной описи распределить между областными учреждениями Коми АО. Акт комиссии со стороны представителей монастыря подписали игумен Амвросий (Морозов), иеромонах Тихон (Лапшин), пономарь Вениамин (Митюшев). Вес имущества Ульяновского монастыря, отправленного в Усть-Сысольск, составил 2535 пудов. Обществу друзей Воздушного Флота были переданы почти все колокола (в том числе один весом в 1012 пудов) Усть-Куломские власти не понимали, к чему запечатывают церкви, которые необходимо подвергнуть уничтожению, поэтому они попросту уничтожали все без разбору, так погибло много ценных документов, между прочим, интересные описи.
В 30-е годы Троицкий собор и большая часть монастырской стены были разобраны. В 1930г. тут находились фельдшерский пункт, сельхозопытная станция, пароходная стоянка. Во время Великой Отечественной войны в Ульяново располагался госпиталь, затем - дом для душевнобольных. В тридцатых годах был разобран верхний этаж Троицкого собора.
1960-х гг. был уничтожен первый этаж собора. То, что не успели разрушить, числилось под охраной государства. В 1969 г. комплекс монастырских зданий был взят под охрану государством как памятник церковного зодчества, но охраны как таковой не существовало. Монастырь разваливался на глазах.
В конце 1980-х гг. монастырские здания планировалось использовать для организации пансиона сыктывкарского завода «Орбита».
В июне 1994 г. в Ульяново приехала группа монахов во главе с игуменом о. Питиримом, которая вновь открыла монастырское служение. В настоящее время в восстановленном Троице-Стефановском Ульяновском монастыре живут несколько десятков монахов и послушников, занятых в основном реставрационными и строительными работами.
В 1996 году при Ульяновском монастыре было открыто духовное училище для подготовки кадров священнослужителей.
Ценные предметы культа, вывезенные из Ульяновского монастыря в 20 - е. годы прошлого столетия, и хранившиеся до сих пор в фондах Национального музея, были ему торжественно возвращены обратно. В числе уникальных вещей именной крест митрополита Филарета, посох архимандрита Матфея, а также фигура Иисуса Христа в темнице (Сидящий Иисус) из дерева («Комсомольская Правда», 10 августа 2001).
Сейчас монастырь включает в себя 6 действующих храмов и одну часовню, где проживают двадцать четыре монаха, пять священников, два диакона и примерно 20 трудников. В монастыре воспитывается четверо детей-сирот.
Монастырь владеет 550 га земли, на которых выращивает картофель и другие овощи. Также монахи держат домашний скот, собирают грибы-ягоды.
При монастыре есть гостиничные комнаты где паломники и туристы могут пожить несколько дней. Проживание бесплатное.
Многими турфирмами города (Вертастур и др.) в Ульяновский монастырь проводятся однодневные экскурсии «Туры выходного дня» - ознакомление с историей Коми, посещение храма, экскурсия по монастырской обители, чаепитие в трапезной. Проезд на туристических автобусах. Время в пути от Сыктывкара до Ульяново 2,5 часа (190 км).
Современная Республика Коми - один из 85-ти субъектов Российской Федерации, известна большинству жителей других регионов страны как далёкий северный таёжный край, в котором есть медведи и лыжники, газ и нефть, лес и город Воркута, "где все сидели". Местные жители, естественно, знают гораздо больше, но и для них зачастую Республика Коми - малоизученная территория, сонный край, где никогда не происходило, не происходит и не будет происходить ничего интересного. Мало кто знает, что в своё время через территорию современной республики проходили на Запад и некоторе время на ней жили кочевые племена, сдвинутые с мест Великим переселением народов в V-VI вв. н.э. (представители т.н. курганной культуры, сложившейся в западном Приуралье с конца IV по конец VI вв. н.э.), или что после вхождения территории Коми края в состав Московского княжества она длительное время была неспокойным пограничьем, которое местным жителям при поддержке дружины из Устюга приходилось постоянно защищать от набегов соседей, а в XV в. здесь у нас, в Усть-Выми, происходили события феодальной войны между Василем II и Дмитрием Шемякой, той самой, о которой все когда-то читали в школьном учебнике и которая всегда казалась очень далёкой и во временном, и в территориальном смысле, ведь "нууу, где - Москва, а где - мы". Примеров можно привести, конечно, и больше, но нам пора познакомиться с одним из интересных мест Республики Коми.
В
Усть-Куломском районе в
160 километрах на восток от Сыктывкара на правом берегу р. Вычегда находится Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь. По преданию, его основал сам Св. Стефан Пермский в конце XIV в. но тот монастырь, скорее всего, просуществовал недолго. В 1667 г. московский священник Фёдор Тюрнин (в монашестве - Филарет) с сыновьями восстановил обитель и построил деревянную церковь, указом государя вновь созданной Спасской пустыни были переданы обширные окрестные земли. Монастырь прекратил существование в 1671 г. со смертью Филарета, но остались построенные церкви, в которых служили его потомки.
В 1860 г. монастырь был возобновлён под названием Троице-Стефановского и вскоре стал одним из самых больших в Вологодской епархии (в 1913 г. - более 60 монахов), это был крупный православно-культурный центр с большой библиотекой, школой и богадельней, в который на поклонение святыням приходило в год до 3-5 тысяч человек. С 1898 г. в обитель на перевоспитание направляли по 4-6 малолетних или несовершеннолетних преступников из Усть-Сысольского и Яренского уездов. В годы Советской власти монастырь был закрыт, разграблен и подвергнут частичному разрушению, в его уцелевших зданиях размещались различные учреждения. В 1994 году государство возвратило монастырь Русской Православной церкви, и он начал постепенно восстанавливаться. Первым его настоятелем стал иеромонах Питирим, ныне епископ Сыктывкарский и Воркутинский (сайт монастыря - ).
Мне повезло побывать в Ульяновском монастыре трижды - зимой 2018 года на экскурсии с сотрудниками СГУ имени Питирима Сорокина и и весной 2014 и 2015 годов вместе со студентами Института истории и права СГУ им. Питирима Сорокина, которые в рамках музейной практики на втором курсе ездят на экскурсии в Усть-Вымь (вотчина первого епископа Пермского - Св. Стефана, центр государственной администрации после присоединения Коми края к Московскому княжеству в XIV в.), Ульяново (мужской монастырь с постройками
XIX - начала ХХ вв
.) и Кылтово (женский монастырь с постройками конца XIX - начала ХХ вв.).
Дорога от Сыктывкара до Ульяново занимает 4 часа. Путевые впечатления были неоднозначные: сначала некоторое смущение вызвали скелеты новых социальных домов в местечке Чит, а потом своё добавили наши дороги, которые закончились за Сыктывкаром и только местами скупо дарили по паре-тройке километров спокойствия:
Впрочем, надо отдать должное, местами районные дороги были отремонтированы и тогда можно было отдохнуть от постоянной тряски. Увиденные из окна автобуса картины северной природы
так же помогли несколько примириться с реальностью.
В мае реки и озёра смотрятся особенно интересно:
С автодороги открывается вид на монастырь с его величественной колокольней. Сейчас остаётся только рисовать в воображении, как смотрелся весь комплекс с несохранившимся Троицким собором:
(Иллюстрация взята из книги "Ульяновский монастырь у зырян: Троицко-Стефановская новообщежительная обитель" , напечатанной Коми книжным издательством в Сыктывкаре в 1995 году. Фактически это - переиздание книги Ф.А. Арсеньева 1889 года (Арсеньев Ф.А. Ульяновский монастырь у зырян: Троицко-Стефановская новообщежительная обитель / описание составил по поручению иноков Ульяновской обители Ф. А. Арсеньев. - Москва: Типо-Литография Н.И. Куманина, 1889).
Современные главные ворота монастыря:
Однако, в XIX - начале ХХ вв., когда монастырь был на пике своего развития, главные входные ворота были на противоположной стороне, у реки. Дело в том, что тогда в Коми крае основными путями сообщения были не наземные, а водные. Проследуем той дорогой, которой попадали паломники в старый монастырь, а поможет нам в прогулке "Историко-культурный атлас Республики Коми" (М., 1997).
У реки задолго перед оградой можно видеть здание дома для монастырских рабочих 1892 г. постройки, сейчас используется как жилой многоквартирный дом.
Примерно такой вид открывался приезжим на Ульяновский монастырь (с поправкой на время и утраты): слева - руины монастырской гостиницы 1878-1881 гг. постройки, прямо - стена с воротами, за ней - колокольня (1872-1875 гг.), справа - Южный келейный корпус (1900-1903 гг.):
Сразу видно, каким большим и богатым был монастырь в своё время.
Проходим мимо живописных руин гостиницы:
Гордый страж гостиничных развалин:
Вид с южной стороны на стены, Церковь Успения Божией Матери (слева), колокольню и ворота (справа):
Пройдем вдоль стены. Видны ворота, колокольня и Южный келейный корпус:
Вид на стену и угловую хозяйственную башню. Кстати, стены и башни монастырской ограды были построены в 1877-1879 гг., в настоящее время сохранились и реставрированы только две стены, идущие параллельно реке. Естественно, стены не имели никакого оборонительного значения, это символ, необходимый каждому монастырю, и дань традиции, ведь возрождали Ульяновский монастырь монахи Соловецкой обители.
Вернёмся на территорию монастыря. Главное его строение сейчас - колокольня Троицкого собора, относится она к редкому типу - надхрамовому: на первом этаже располагается Храм Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, на втором этаже - Храм Николая Мирликийского . Это была самая высокая постройка подобного типа в Коми крае, её высота достигает 64 м.
Н а фотографии: прямо - колокольня, слева от неё за дровянником - руины собора, перед ней - соборная площадь, справа - Северный келейный корпус.
Виды с колокольни:
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (построена в 1886 г.)
Село Ульяново, р. Вычегда, автодорога Усть-Кулом-Сыктывкар, дом для рабочих и руины гостиницы:
Сельская округа. Видны сохранившаяся стена, хозяйственная угловая башня и хлебный амбар третьей четверти XIX в.:
Автостоянка и современные главные ворота монастыря, прямо видна крыша Северного келейного корпуса (построен в 1908-1912 гг.):
Развалины Троицкого собора:
Крест на том месте руин Троицкого собора (был построен в 1869-1875 гг., разрушен в 1930-е годы), где в 1994 году были обретены мощи отцов-строителей монастыря - архимандрита Матфея, и иеромонахов Паисия, Феофилакта и Амвросия, которые почитаются как местночитимые святые:
Вид внутреннего устройства и росписей Храма Зосимы, Савватия и Германа Соловецких:
Фрагменты настенной росписи 1990-х годов в здании старой монастырской трапезной (пристройка к колокольне):
Вид колокольни с западной стороны. Помещение старой трапезной - пристройка 1895 г. справа у основания колокольни.
Постройки вокруг соборной площади:
Храм Святой Живоначальной Троицы (освящен в 1997 г.) у притвора разрушенного Троицкого собора:
Постройки на территории монастыря за колокольней на западной стороне:
Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Она была за стенами монастыря.
Здание школы (Западный келейный корпус, на втором фото за ним виден Больничный корпус 1892 г.):
Мастерская (Больничный корпус 1892 г.):
Вид на стены и пристройки к ним со внутренней стороны монастыря. На фото слева - столярная мастерская 1880 г. и "Плотницкая" башня, на фото справа - стена и западная угловая хозяйственная башня:
В Республике Коми находится один из старейших монастырей этого края - . Это место привлекает многочисленных паломников и туристов со всего мира не только своей красотой, местом расположения, но и удивительными историями связанными с этим монастырем.
Святая обитель Ульяново
Первым основателем монастыря был Стефан Пермский еще в 1385 году. Правда обитель тогда просуществовала недолго. В этих краях бытует легенда, что в расположенной рядом с монастырем реке Вычегда утонула девушка Ульяния, поэтому это место стало так называться.
Второе рождение обители произошло в 1667 году. В Ульяново священник Федор Тюрнин начинает возрождение Спасской пустыни и строит деревянную церквушку. Но после смерти священника она вновь перестает существовать, возрождается обитель уже в третий раз только в 1860 году. Тогда усилиями монахов из Соловецкой обители начинается строительство монастыря и храмов. Спустя несколько лет были сооружены несколько каменных храмов, восстановлен монастырь.
Многочисленные паломники потянулись в эти края. В 1872 году построена самая высокая в республике Коми колокольня. Но с приходом советской власти весь православный комплекс упраздняется. Священников и монахов ссылают в лагеря и расстреливают. Монастырь, крепостные стены и колокольня постепенно разбираются, а сохранившиеся реликвии передаются в музей.
Только спустя много лет, после распада СССР, Троице-Стефано-Ульяновский монастырь возвращается к православным людям. Тут начинают проводить реставрационные и восстановительные работы. В настоящее время это крупнейший православный объект на территории республики, а в одном из храмов хранится уникальная скульптура из дерева - изображение "Иисуса в темнице" - эти скульптуры имеют мировую известность.
Стоит отметить, что на территории комплекса для паломников и туристов есть гостиница, которая не берет денег с постояльцев.
По легенде он был основан еще Стефаном Пермским в 1385 году, впрочем тогда он просуществовал недолго. Кстати, также по преданию, в давние времена в этом месте в реке Вычегда утонула девушка Ульяния, спасаясь от врагов. Населенный пункт в этом месте был назван по ее имени.
В 1667 году в Ульяново силами священника Федора Тюрнина была возобновлена Спасская пустынь, построена деревянная церковь. Впрочем, после смерти основателя пустынь прекратила существование, но церковь по-прежнему выполняла свою роль. Лишь в 1860 году монастырь был возрожден. Он был назван Троице-Стефановским. Основу составили монахи с Соловецкого монастыря. В 1869-1875 годы на территории монастыря по проекту архитектора А. Иваницкого был построен первый каменный храм – двухэтажный Троицкий собор. В 1872-78 годы здесь же была возведена самая высокая на то время в Коми 60-метровая колокольня.
В 1877-79 годы монастырь был обнесен каменной стеной с четырьмя башнями по краям и крытой галереей для крестного хода. Общая длина монастырской стены составила около 1 километра. Вскоре после прихода советской власти в 1923 году монастырь был закрыт, Троицкий собор и большая часть монастырской стены в последующем разобраны, а многие монахи были отправлены в лагеря и расстреляны. Часть изъятых из Ульяновского монастыря предметов хранилась в Национальном музее.
Троице-Стефано-Ульяновский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
- Горящие туры в Россию
- Туры на Новый год по всему миру
В 14 веке на правом берегу реки Вычегды Стефан Пермский основал Спасскую пустынь, но тогда она просуществовала недолго. Вторая попытка создания в Ульянове монастыря была предпринята в 17 веке. Здесь построили церкви, появились немногочисленные послушники, но после смерти идейного вдохновителя Федора Тюрина обитель вновь закрылась, хотя богослужения в церквях продолжались. Только третья попытка основать мужской монастырь, на тот момент первый в Коми, стала успешной. Это произошло в 1860 г., а еще через 6 лет сюда приехали монахи из Соловецкого монастыря , тогда самого большого на русском севере.
Двух иеромонахов монастыря, Платона и Мелетия, замучили и казнили, позднее их причислили к лику святых Новомучеников Российских.
Обитель стремительно развивалась, но с приходом советской власти ее закрыли, имущество разграбили, а монахов сослали в тюрьмы и лагеря. Главный храм обители, Троицкий собор, разрушили полностью.
Монастырь сегодня
Троице-Стефано-Ульяновский монастырь вновь принадлежит церкви с 1994 г. Проведены ремонтно-реставрационные работы, в храмы вернулись многие святыни. При раскопках руин Троицкого собора обнаружили мощи отцов-строителей обители, которые теперь считаются местночтимыми святыми.
Сейчас на территории монастыря 6 действующих храмов и часовня. Здесь живут 30 человек, из которых 16 - монахи. Сюда часто приезжают паломники, специально для них есть бесплатная гостиница, вмещающая до 100 человек. Питание для приезжих тоже бесплатное.
Привлекают паломников святыни монастыря, среди которых мощи праведников и мучеников, старинные иконы. В храме чудотворцев Зосимы, Савватия и Германа можно увидеть деревянный резной образ Иисуса в темнице, напрестольный крест 1867 г., настоятельский жезл основателя обители Матфея и другие предметы большой религиозной и исторической ценности.