Смоленский успенский кафедральный собор. Успенский кафедральный собор в смоленске. Чудотворная икона «Одигитрия» и другие святыни
Поражает величием иконостас храма – 30-метровый пятиярусный резной золоченый, украшенный большим количеством деревянных скульптур; ничего подобного Вы не встретите в других землях российских. В храме находятся три православных святыни, известность которых уходит далеко за пределы Смоленской земли: сандалии св. воина Меркурия (XIII в.), золотом тканая плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой (XVI в.) и, конечно же, чудотворный образ Иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия» (XVII в.).
Святой воин Меркурий в 1238(9) году, будучи воеводой Смоленска, разбил отряд монголотатар у с. Долгомостье в 27 км. к югу от Смоленска, но и сам при этом погиб – его обезглавил убегавший татарин. Мощи св. Меркурия были положены в Успенском Мономаховом соборе, там же находились его доспехи. После нашествия поляков в XVII веке они исчезли; в 1812 году было похищено копье, а в 1954 году – шлем. До наших дней сохранились только сандалии Меркурия. Предание гласит, что пока воинские доспехи св. мученика Меркурия находятся в Смоленске, Царица Небесная будет неотступно пребывать с этим городом, сохраняя его от всех бед и зол.
Плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой была изготовлена в 1561 году и передана в дар Успенскому собору Московского кремля для поминовения души убиенного кн. Владимира Старицкого, двоюродного брата Ивана IV Грозного. Осенью 1812 года обоз с награбленными московскими ценностями, в котором находилась плащаница, был отбит у французов русским отрядом, а плащаница передана на хранение в Смоленский Успенский собор. После изгнания Наполеона из России за выдающиеся заслуги Смоленска в Отечественной войне 1812 года, по единодушному мнению императора Александра I и полководца М.И. Кутузова, было решено оставить плащаницу на вечное хранение в Смоленске. Плащаница выполнена в технике лицевого шитья и по сложности и чистоте исполнения представляет собой драгоценную редкость.
Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из величайших святынь всего христианского мира. По преданию, она была написана святым евангелистом Лукой еще при земной жизни Пресвятой Богородицы. В Смоленск из Чернигова ее перенес Владимир Мономах в начале XII века и поместил в Успенском соборе. С этого времени Икона Божией матери «Одигитрия» (в пер. с греческого «путеводительница») стала именоваться «Смоленской». Много раз она спасала город и его жителей во время нашествий. В 1812 году икону вывезли в Москву и накануне Бородинской битвы крестным ходом обносили вокруг Кремля. В период Великой Отечественной войны древний чудотворный образ бесследно исчез.
В 1943 году, после освобождения Смоленска от гитлеровских захватчиков, из надвратной Одигитриевской церкви в Свято-Успенский собор перенесли Святую чудотворную надвратную икону Смоленской Божией Матери, написанную в 1602 году с первописного образа, и подаренную царем Борисом Годуновым на освящение только что построенной Смоленской крепостной стены. Именно годуновский список находится сейчас в Успенском соборе. 5 августа 1812 года русские войска, оставляя Смоленск, вывезли икону из города и с тех пор вплоть до изгнания армии Наполеона с территории Смоленской губернии в ноябре 1812 года, годуновский образ «Одигитрии» находился в действующей армии. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по русскому лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. В 1912 и 2012 годах с этим образом совершили крестный ход до Бородино.
Чудотворная икона Пресвятой Божьей Матери, именуемая «Одигитрия» Смоленская, известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка, значит «Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина.
По Церковному преданию, Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», была написана во время земной жизни Пресвятой Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила, для которого он написал сочинение о земной жизни Христа, известное как Евангелие от Луки. Когда Феофила не стало, образ был возвращен в Иерусалим, а в V веке благоверная императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала Одигитрию в Константинополь сестре императора царице Пульхерии, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
На Русь образ попал в 1046 году . Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы . С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская .
Успенский собор (Смоленск)
ИСТОРИЯ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В 1238 году к Смоленску подступила рать хана Батыя. В той рати находился воин-великан, который, по легенде, один стоил чуть ли не целой рати. Все смоляне вышли на молитву перед образом Смоленской Одигитрии-Путеводительницы. Татары уже подошли почти вплотную к городу, до него по нынешним меркам оставалось не более 30 с лишним километров, когда некий пономарь в Печерском монастыре за пределами города в видении увидел Богородицу, которая повелела ему привести к Ней воина по имени Меркурий. Войдя в Печерскую церковь, Меркурий воочию увидел Богоматерь, сидящую на золотом престоле с Младенцем на руках и окруженную ангелами. Богородица сказала, что Меркурий должен спасти Ее собственный удел от поругания, чем еще раз указала на особое Ее покровительство над Смоленской землей. Также Она поведала ему и о скорой мученической смерти его, и о том, что Она Сама не покинет его, а будет с ним до конца.
Следуя повелению Богородицы, самоотверженный православный воин Меркурий поднял всех горожан, готовя их к осаде, а сам ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Затем в неравном бою с захватчиками он сложил голову на поле брани. Его останки были погребены в Смоленском соборе. Вскоре Меркурия причислили к лику местночтимых святых (память 24 ноября), местночтимой была объявлена и Смоленская икона Божьей Матери, а о подвиге его сложили легенду «Слово о Меркурии Смоленском», которая датируется примерно XV – XVI веками. Причем в легенде сказано, что после погребения Меркурий явился тому же пономарю и велел повесить на место его упокоения щит и копье, принадлежавшие ему при жизни.
Сандалии святого мученника Меркурия - одна из святынь кафедрального собора Смоленска
В 1395 году Смоленское княжество попало под протекторат Литвы. В 1398 году, чтобы избежать кровопролития в Москве и смягчить острые отношения между польско-литовскими правителями и Москвой дочь литовского князя Витовта Софья была выдана замуж за сына великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). Смоленская Одигитрия стала ее приданым и была перенесена теперь уже в Москву и установлена в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от алтаря.
Благовещенский собор (Московский Кремль)
В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск. 28 июня по старому стилю у монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве при большом стечении народа икону торжественно препроводили до излучины Москвы-реки, откуда начинался путь до Смоленска. Был отслужен молебен. Спустя полвека в 1514 году Смоленск был возвращен Руси (штурм города русскими войсками начался 29 июля – на следующий день после празднования Смоленской иконы).
В 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III заложил на том месте, откуда провожали смоленский первообраз Одигитрии, Богородице-Смоленский монастырь, который мы знаем больше как Новодевичий монастырь . Монастырь был освящен и начал действовать в 1525 году. С этого периода началось общероссийское прославление иконы, официально установленное Церковью.
Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь на Девичьем поле в Москве
Однако и москвичи не остались без святыни – в Москве остались две копии чудотвоной иконы. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - «мера в меру» - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.
Смоленский чудотворный образ вновь явил свое заступничество во время Отечественной войны 1812 года . 5 августа 1812 года, когда русские войска оставляли Смоленск, икону вывезли в Москву, и накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу.
Молебен перед Бородинским сражением
26 августа, в день сражения в Бородино, три образа Богородицы – древний образ Смоленской Одигитрии вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери крестным ходом обнесли вокруг столицы, а затем отправили к больным и раненым солдатам в Лефортовский дворец, чтобы те могли поклониться святыням, поблагодарить перед ними Матерь Божью за заступничество и попросить о выздоровлении. Перед оставлением Москвы икона была перевезена в Ярославль.
После победы над неприятелем, 5 ноября 1812 года, по распоряжению Кутузова, икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск в родной Успенский собор.
В 1929 году Успенский собор был закрыт, но осквернению и разорению, как многие другие храмы и церкви в тот период, не был подвержен. Сведения , которые можно считать достоверными, о Смоленской иконе Божьей Матери – первообразе других, последующих списков обрываются в 1941 году, после взятия немецкими войсками Смоленска . Тогда, в начале августа 1941 года, в ставку немецкого командования поступило сообщение, что список иконы, приписываемой по историческим сведениям кисти евангелиста Луки, находится на прежнем месте, в неплохом состоянии, икона считается чудотворной и место ее нахождения – место поклонения и паломничества. Больше о той иконе ничего неизвестно.
Сейчас на месте пропавшей иконы находится список середины XVI века, который не уступает своей предшественнице в количестве чудес и в народном почитании, но Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске, все еще верят, что придет время, и она явит себя из какого-нибудь тайника, где чудесным образом сохранялась все эти годы, как уже это когда-то было.
Икона Божией Матери Одигитрия Смоленская Надвратная, список со знаменитой Смоленской Иконы. Когда-то она висела над вратами Смоленского Кремля, сейчас она хранится в соборе на месте утерянной в 1941 году смоленской иконы.
СПИСКИ С ИКОНЫ
Существует много чтимых списков с чудотворной Смоленской Одигитрии. Многие списки с той, первоначальной, но утраченной иконы стали чудотворными (всего более 30) - Игрецкая Песочинская, Югская, Сергиевская в Троице-Сергиевой лавре, Костромская, Кирилло-Белозерская, Святогорская, Соловецкая и др.. Все эти образа в разное время и в разной мере явили свои чудотворные свойства.
ИКОНОГРАФИЯ
Об иконографических особенностях образа осталось сведений немного, так как икона, как известно, была утрачена в 1941 году, и никто поэтому ее изучением не занимался. Известно лишь было, что иконная доска была очень тяжелой, грунт приготовлен из мела на клею, как это делалось в древности, и обтянута холстом.
Богородица держит на левой руке Младенца, правая рука Господа поднята в благословляющем жесте, в левой руке Его – «свиток учения». На оборотной стороне были написаны вид Иерусалима, Распятие и надпись на греческом – «Царь распят». В 1666 году икону поновляли, и у Распятия появились более поздние изображения Пречистой и Иоанна Богослова.
Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с , но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца.
ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ
Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви (наряду с Владимирской и Казанской).
Со Смоленской иконой Божьей Матери связан удивительный исторический материал, который через пути ее странствования по западным русским землям отмечает все самые важные события в истории России вплоть до прошлого века. Можно сказать, что ни одно событие, где требовалось заступничество Той, что на ней изображена, не обходилось без Ее вмешательства. Одигитрия-Путеводительница указывала и защищала наш запад от захватнических интересов сопредельных государств, стремившихся установить свое влияние в российском государстве и военным, и политическим способами. Но даже отступления, которые сопровождались переносом чудотворной святыни из ее главного удела – Успенского собора в Смоленске, были лишь стратегической необходимостью, а никак не согласием с присутствием и правлением иноземцев и довлеющей латинской верой на нашей земле. Соборные молитвы перед ней смолян, москвичей приносили свои чудесные плоды – рано или поздно враг был изгнан, и Смоленская Одигитрия возвращалась домой, в Смоленск.
Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»
ПРАЗДНОВАНИЕ
Празднование Смоленской иконы Божьей Матери совершается трижды в год – 28 июля/10 августа , установлено в 1525 году, когда чудотворный образ был перенесен из Благовещенского собора Московского Кремля в Богородице-Смоленский (Новодевичий) монастырь, основанный Василием III в благодарность Богородице за возвращение Смоленска Руси в годы Русско-литовской войны. Празднество установлено в память о прибытии Смоленской иконы Божьей Матери на Русь в 1046 году.
Второй раз празднование совершается 5/18 ноября в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.
24 ноября/7 декабря празднуем Смоленскую икону Божьей Матери, памятуя о победе жителей Смоленска над войсками Золотой Орды по общей молитве народа перед иконой Ее – Смоленской Одигитрией.
Смоленская Божья Матерь помогает всем, обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.
Главные его святыни - Смоленская икона Богоматери «Одигитрия», сандалии Св. Меркурия, покровителя Смоленска, шитая пелена «Положение во гроб».
Церковь Владимира Мономаха
Храм на этом месте располагался с 1101 года. Он был заложен еще Владимиром Мономахом и был первым памятником монументального зодчества на Смоленщине. Однако в Смутное время при взятия города штурмом после 20-ти месячной осады польские войска Сигизмунда III взорвали находящиеся в толще Соборной горы пороховые погреба (по другим данным, запасы пороха находились в самом соборе), и верхняя часть храма рухнула. Под обломками погибли укрывшиеся в церкви жители. В дальнейшем поляки соорудили над порушенным храмом деревянное перекрытие и устроили в нем костел.
История строительства собора
После возвращения Смоленска Московскому государству собор решили не ремонтировать, а разобрать и построить новый. Строительство растянулось более чем на 100 лет. В 1676 году царь Алексей Михайлович в заботе о православных святынях на возвращенных территориях прислал Смоленскому архиепископу Симеону план строительства нового собора. На реализацию проекта было выделено 2000 рублей серебром и 399 пудов железа.
Для руководства работами из Москвы прислали зодчего Алексея Королькова. За полтора года стены возвели до круглых окон второго яруса, но из-за допущенных ошибок и просчетов возникла угроза обрушения, и в 1679 году строительство остановили. Возобновили их лишь в 1712-м. Спустя 16 лет под руководством архитектора А.И. Шеделя здание достроили: соорудили семь куполов, украсили фасады, стены и потолки. В 1730-1740-х годах над декором интерьера работали украинские мастера - С. Трусицкий и его помощники П. Дурницкий, Ф. Олицкий и А. Мастицкий. Они создали великолепный пятиярусный иконостас - настоящий шедевр барочного искусства, украсили его скульптурами ангелов и резными виноградными лозами, цветами подсолнечника, дуба и клена.
Современный вид собора
В 1740 году собор освятили. Однако через двадцать лет большой каменный купол провалился вместе с западными главами. Теперь собору нужна была реконструкция верхних сводов и капитальный ремонт. Сама Екатерина II прислала 11 900 рублей на восстановление. На деньги императрицы и многочисленные пожертвования провели масштабную реконструкцию.
Архитектор Петр Обухов убрал семиглавое завершение и увенчал собор традиционным пятиглавием, вместо большого каменного купола он установил деревянный. В 1772 году храм приобрел тот облик, в котором мы знаем его теперь. Он соединил в себе черты древнерусской архитектуры и украинского барокко. На его фасадах - обилие барочного декора, а интерьер - это наполненное светом и воздухом огромное пространство.
XIX и XX века оказались для собора непростыми. Собор чудом уцелел во время Отечественной войны 1812 года. Взяв Смоленск, французы не только не разрушили храм, но и охраняли его. Исчез лишь шлем покровителя Смоленска Св. Меркурия. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов собор тоже устоял, однако навсегда утратил свою главную святыню - Смоленскую чудотворную икону Божьей матери «Одигитрия».
Чудотворная икона «Одигитрия» и другие святыни
Точно не известно, как попала на Русь эта древняя икона. По преданию, её привезла дочь византийского императора Константина IX Мономаха, которую выдали замуж за князя Всеволода Ярославича. У византийской царевны и русского князя родились сын Владимир и дочь Янка. После смерти родителей икона перешла Владимиру Мономаху. Именно он в начале XII века привез её в Смоленск и поместил в новый собор. Тогда она и стала называться «Смоленской».
Образ был чудотворным. Одним из главных чудес стало избавление города от нашествия Батыя в 1239 году. По велению иконы праведный воин Меркурий отправился во вражеский стан и ценой своей жизни спас Смоленск. Меркурия причислили к лику святых и похоронили в соборной церкви. Он стал покровителем города. Его доспехи - шлем, копье и сандалии - хранились в храме как великая святыня.
В 1941 году на месте пропавшей иконы был установлен образ Богоматери «Одигитрия» (1602), привезенный Борисом Годуновым. Сейчас эта икона находится в правой части собора, к ней ведут две чугунные лестницы. В левой части размещена еще одна святыня - плащаница «Положение во гроб», вышитая в 1561 году в златошвейных мастерских Ефросиньи Старицкой. Эти мастерские славились своим искусством вышивания. Плащаница была даром княгини Успенскому собору от Московского кремля. В 1812 году французы попытались вывезти её во Францию. Однако смоленские партизаны захватили наполеоновский обоз и вернули ценности.
Ежегодно тысячи путешественников и паломников посещают этот храм, один из самых почитаемых в России. Успенский кафедральный собор в Смоленске - выдающийся памятник барочной архитектуры, по красоте убранства занимает одно из первых мест в Европе.
Успенский кафедральный собор - самая яркая достопримечательность Смоленска, главный ее символ. С любой точки города видно это бирюзовое чудо. Смотришь на него, и кажется, что храм парит среди облаков. Ничего удивительного - Успенский собор стоит на высоком холме - Соборной горе. Она и возводит могучий храм к небу.
Знакомство со Смоленском невозможно и бессмысленно без посещения этого места, ведь история города неотделима от истории Собора. Поэтому естественно, что первым делом утром 16 августа
мы приехали именно на Соборную гору, на которой стоит не только Успенский собор, но и много других интересных старинных построек.
Сегодня представляю вам фоторепортаж о нашей прогулке по Соборной горе и о посещении Успенского собора. Помимо этого я покажу вам роскошные виды, которые открываются с горы на храмы города, крепостную стену, окружающие улицы и дома. Закончу пост различной полезной и интересной информацией - старые фотографии и видео об Успенском соборе, а также достопримечательности и отели Смоленска, которые располагаются недалеко от Соборной горы.
Но начну я с небольшой предыстории.
Историческая справка
Первый храм на этом месте был построен в 1101 году Владимиром Мономахом, внуком Ярослава Мудрого. Простояв в неизменном виде пять веков, храм обрушился от мощного взрыва во время обороны Смоленска от войск Речи Посполитой. И на его месте поляки в 1611 году устроили костел. Но жизнь костела была недолгой. Уже в 1676 году смольчане его разобрали и заложили новый храм. Тот, который мы сейчас видим.
Целое столетие возводили эту колоссальную жемчужину. То средств не хватало, то другие причины мешали. Только в 1771 году строительство собора было закончено.
Сооружение получилось грандиозным - высотой 70 метров, вместимостью 5000 человек.
Внутреннее убранство, как и внешнее, необыкновенно живописно.
Пятиярусный
28-ми метровый
позолоченный иконостас поражает каждого, кто его видит.
По сей день Успенский собор Смоленска является одним из самых красивых храмов России, но абсолютно точно уникальным для нашей страны в плане сочетания элементов древнерусского стиля и украинского (казацкого) барокко в его оформлении.
По своей исторической значимости Успенский собор Смоленска равен главным соборам древних русских городов - Троицкому собору в Пскове, Софийскому собору в Великом Новгороде, Успенскому собору во Владимире.
Стойкости Успенского собора можно позавидовать. Он пережил 1812 год, потом 1941-43 годы. Говорят, даже Наполеон снял перед ним шляпу. В 1941 году во время боев за Смоленск храм посетил командующий немецкой танковой группы генерал Гудериан и, осмотрев храм, распорядился об его охране. Из собора был убран организованный здесь в 1930-х года антирелигиозный музей, и возобновлены службы. С той поры храм стал опять действующим. Остается только радоваться, что храм так не был взорван оккупантами даже при их отступлении, хотя десятки храмов и несколько
монастырей Смоленска и Смоленской облати были стерты с лица земли.
В Успенском соборе хранится несколько уникальных святынь - список Смоленской иконы Богоматери "Одигитрия" времен Бориса Годунова (1602 г.), сандалии Святого Меркурия, покровителя Смоленска, шитая плащаница "Положение во гроб" (1561 г.) .
Фоторепортаж о посещении Успенского собора и Соборной горы
У подножия Соборной горы, на улице Большой Советской, располагается автопарковка, на которой удобно поставить машину и по дороге или лестнице идти к храму.
Слева - Успенский собор, справа - надвратный Богоявленский собор (1787 г.). Построены в разные годы, но в одном стиле. Успенский собор отличается не только своим месторасположением, но и тем, что вместе с окружающими постройками составляет роскошный архитектурный ансамбль ярко-бирюзового цвета с белым декором. Барокко есть барокко - глаз радуется, глядя на такую красоту.
Попасть на территорию можно как по главной лестнице, так и через ворота надвратного Богоявленского храма.
Мы поднимаемся по главной лестнице.
Лестница достаточно крута, Дочка протягивает руку: "Давай я тебе помогу!". Знает, мама боится крутых высоких лестниц.
Поднимаемся, заходим в ворота. осматриваемся. На Соборной горе располагается не только ансамбль Успенского собора, но и комплекс архиерейского двора. Сначала знакомимся с собором, его колокольней и окружающими постройками.
Каменная ограда вокруг Успенского собора и верхняя часть лестницы из гранита строились одновременно в колокольней (60-70-е гг. XVIII века).
Колокольня невысокая, но изящная. Построена в 1763-1772 гг.
К колокольне стоит прислоненным язык колокола. Высота языка около двух метров.
Необычный нюанс - у колокольни есть пристройка для часов.
Часы старинные - сделаны в 1791 году смоленским мастером В. Соколовым. Механизм работает до сих пор!
Вход в храм.
С двух сторон от входа висят таблички, рассказывающие о героической истории Смоленска: "Памятник архитектуры Успенский собор. Возведен как памятник героической обороны Смоленска в 1609-1611 гг. Строительство его начато в 1677 году московским каменных дел подмастерьем Алексеем Корольковым. В 1679 году при строительстве обрушилась восточная стена. Работы прекратились. Строительство собора закончено в 1732-1740 гг. по проекту архитектора Шеделя А.И.".
Заходим в собор. На внутренних дверях читаю объявление, что фотографировать в храме запрещено. Неприятно, конечно...
Делаю несколько снимков.
Сандалии Святого Меркурия, покровителя Смоленска.
Выходим на улицу. Замечаем хлебную палатку.
Покупаем песочное печенье и кольцо. Вкусные.
Переходим на территорию бывшего архиерейского двора. Здание архиерейских палат соединено с Богоявленским собором двухъярусной переходной галереей.
Богоявленский собор.
Самая старая постройка на Соборной горе - церковь Иоанна Предтечи (1703 г.). К ней примыкает двухэтажное здание в стиле барокко - корпус консистории (конец XVIII века).
На территории архиерейского двора.
Очень хороший, недорогой сувенирный магазин на Соборной горе. Много печатной продукции - книги, буклеты.
Возвращаемся на территорию Успенского собора.
Проходим вдоль собора к воротам, ведущим на открытую смотровую площадку.
За воротами - небольшой пустырь. Старые асфальтированные дорожки, красивый цветник.
Но самое главное - отсюда открываются виды на город. Все, что не загораживают высокие деревья, можно разглядеть.
С Соборной горы открываются виды на глубокий овраг, многочисленные жилые дома в нем, Георгиевскую церковь (1782 г.).
Хорошо видна и крепостная стена с башнями.
Через телевик получается рассмотреть стену и Георгиевскую церковь лучше.
Не менее интересен другой ракурс - крепостная стена с Одигитриевской церковью, мост через Днепр, чуть дальше здание железнодорожного вокзала (с четырьмя башенками), трубы ТЭЦ. Перед вокзалом можно разглядеть купола церкви Петра и Павла (XII век) и Варваринской церкви (XVIII век).
Хорошо виден Заднепровский район.
На берегу Днепра стоит Нижнее-Никольская церковь - великолепный образец барокко середины XVIII века.
Возвращаемся на территорию Успенского собора. Еще раз внимательно разглядываем Богоявленский собор.
Мозаичная икона на фасаде Богоявленского собора.
Верхняя часть храма сделана из дерева.
Неспешно продвигаемся к выходу.
Около колокольни на деревянной подставке стоит древний колокол.
1636 - цифра внушает уважение...
Около Успенского собора вьется огромное количество голубей. Прикормлены.
И очень много назойливых людей, просящих деньги. Профессионалы просто.
Ну а мы покидаем Соборную гору, попутно рассматривая окружающие детали.
Герб Смоленска.
Потрясающее все-таки место - Соборная гора и Успенский собор на ней.
А люди все идут и идут...
Достопримечательности рядом с Соборной горой - Благовещенская церковь (1779 г.),
Одигитриевская церковь, крепостная стена,
Успенский собор (Смоленск)
Соборная звонница (1766-1772) на нижнем ярусе постройки 1660-х годов.
Успенский собор
Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор ) - кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви . Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609-1611 годов на месте одноимённого собора XII века .
Первоначально собор был заложен в 1101 году по распоряжению Владимира Мономаха и стал первым памятником монументального зодчества на территории Смоленска . Летопись сообщает, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью» .
Соборы: Собор на протоке | Соборная гора | Успенский собор
Храмы: Церковь Св. Варвары | Церковь Воздвижения | Церковь Воскресения | Церковь Георгия | Верхне-Георгиевская церковь | Церковь Иоанна Богослова | Церковь Михаила Архангела | Церковь Петра и Павла | Церковь Покрова | Церковь Спаса Преображения На Революционной | Церковь Спаса Преображения На Окопной | Храмовый комплекс на Старой Ленинградской
Сады и парки | |
---|---|
Памятники и монументы | |
---|---|
Людям и героям художественных произведений: Бюст С. Т. Конёнкову | Бюст М. И. Кутузову | Бюст А. С. Пушкина | Могила Скалона || Памятник М. И. Глинке | Памятник В. И. Ленину | Памятник М. О. Микешину | Памятник Фёдору Коню | Памятник Н. И. Рыленкову | Памятник Тёркину| В память о победах и военных действиях: Памятник защитникам Смоленска 1812 года | Памятник Софийскому полку | Курган Бессмертия | Опалённый цветок | Сквер Памяти Героев | Благодарная Россия - Героям 1812 года (памятник с орлами)| Другие: Памятник «Олень» на Блонье |
Координаты : 54°47′17.7″ с. ш. 32°03′15.12″ в. д. / 54.78825° с. ш. 32.0542° в. д.