Житомирская область. Житомирский преображенский собор Церковь Рождества богородицы и колокольня
Фото: Свято-Преображенский кафедральный собор
Фото и описание
Житомирский Спасо-Преображенский Кафедральный собор – это храм УПЦ в городе Житомире, находится на улице Победы, 14. Этот кафедральный собор является настоящей жемчужиной и гордостью города.
В июне 1804 г. указом Александра II Житомир официально был утвержден центром Волынской губернии. Строительство главного храма Волынской губернии на площади Торговица (ныне площадь Победы) началось по указанию императора Александра II. На месте возводившегося храма находились загородные торговые ряды и Василианская греко-католическая церковь второй половины XVIII ст.
Первоначальный проект храма был разработан в 1844 г. в Петербурге с включением в его стены остатков Василианской церкви, уничтоженной в 1771 г. Строительство собора началось в 1851 г., а в 1853 г. уже практически законченное здание неожиданно развалилось.
Во второй раз возводить собор начали с 1866 по 1874 гг. по проекту академика архитектуры К. Рахау, при участии профессора Э. Жибера и знаменитого петербургского архитектора В. Шаламова. В этот раз для строительства храма было выбрано место на площади немного южнее от прежнего. В августе 1874 г. было проведено торжественное освящение главного престола собора.
В 1930-х гг. городским Генеральным планом было запланировано разрушить Преображенский кафедральный собор, а на его месте возвести Дом Красной Армии. Но с началом Второй мировой войны реализовать эту варварскую идею не удалось.
Житомирский Спасо-Преображенский Кафедральный собор выполнен в русско-византийском стиле с соответственными чертами древнерусской архитектуры XI-XII ст. Здание храма возведено из кирпича. Собор имеет крестовую форму, трёхнефный, пятикупольный с шатрообразным завершением и четырёхъярусной колокольней. Высота кафедрального собора составляет 53 метра. На колокольне возвышается главный колокол весом в 500 пудов. Для оформления интерьера собора использовались лабрадориты и граниты Житомирщины и Волыни.
Строительство большого кафедрального собора в Житомире было начато в 1851 году по указу императора Александра II. Но через два года после начала строительства практически полностью достроенный собор неожиданно рухнул. Проведенное следствие выявило две основные причины: просчеты при проектировании и плохое качество местного кирпича.
Вторая попытка строительства была предпринята в 1866 году. Только на этот раз к разработке проекта был привлечен известный в то время архитектор, академик Карл Рахау. Строительные работы вели мастера, специально приглашенные из Петербурга. А сам академик Рахау постоянно вел авторский надзор за ходом строительства. В результате большой трехнефный, пятикупольный собор был построен и 30 августа 1874 года торжественно освящен.
В цокольном этаже Спасо-Преображенского собора в 1876 году была устроена небольшая церковь Святой Анастасии Римляныни, где хранилась глава преподобномученицы Анастасии, привезенная в Житомир из Антиохии. В советские годы эту церковь закрыли, мощи вывезли в неизвестном направлении, а в освободившемся помещении устроили продовольственный склад.
В 1938 году местными коммунистами было принято решение снести Спасо-Преображенский собор и на его месте построить Дом Красной армии. Но осуществлению этого плана помешала начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война.
С послевоенных лет и по сей день Спасо-Преображенский кафедральный собор остается действующим. Кроме того ему присвоен статус памятника архитектуры государственного значения.
Первоначальный проект собора был составлен в Петербурге в 1844 г. с включением в его стены остатков старой Василианской церкви, сооруженной в 1771 г. Строительство собора и колокольни, начавшееся в 1851 г., было почти закончено в 1853 г. Однако, вследствие ошибок в расчетах и недостаточной прочности местного нестандартного кирпича, в 1853 г. колокольня упала и разрушила собор. В 1864 г. руины были разобраны и составлен проект нового кафедрального собора акад. архитектуры К. К. Рохау, дополнен и закончен проф. архитектуры Е. Жибером и архит. В. Г. Шаламовым. Памятник сооружен на новом месте без учета старого сооружения.
Высота собора 53 метров. На колокольне был установлен главный колокол весом 500 пудов.
В связи со сложностью работ в строительстве собора принимали участие рабочие, строившие в 1818-1858 годах Исаакиевский собор в Петербурге.
Кирпичный, в русско-византийском стиле, крестовый в плане, трехнефный, пятиглавый (с шатровым завершением), с четырехъярусной колокольней, примыкающей к западному фасаду.
В художественном оформлении интерьеров собора была заложена идея показа минеральных богатств Волыни, использованы граниты и лабрадориты Житомирщины. В интерьере памятника - настенный масляная живопись XIX в.
Иконы собора написано русским академиком Михаилом Васильевым.
Собор построен в 1856 году на средства житомирского купца Михаила Хаботина (1861).
По замыслу Хаботина, новый собор не должен был подчиняться как местной духовной, так и светской власти. Меценат 16 лет добивался своего, пока городские власти не разрешили купить ему участок на перекрестке улиц Киевской и Пилипоновськои.
Собственно строительство сооружения довершила финансовые неурядицы основателя. Ведь общие затраты на храм составили огромную сумму - около 37 000 рублей. Это почти вдвое превышало годовой бюджет Житомира. Но, несмотря ни на что, благодетель осуществил свой замысел, и у1856 году Свято-Михайловский собор был освящен.
После смерти благодетеля, его похоронили под алтарной частью церкви. В советские годы его останки по-варварски выкопали, после чего их судьба неизвестна.
Именно в Свято-Михайловском соборе был крещен Святослав Рихтер.
После Октябрьской революции и до 1927 года церковь действовала как храм украинской автокефальной православной общины. Под предлогом ремонта храм закрыли, после этого здание церкви долгое время использовалась не по назначению. Здесь располагался склад, а обещанный ремонт так и не начался. В годы Второй мировой войны храм вернули верующим, он оставался действующим до 1960 года. Тогда были снесены малые купола храма и разрушена колокольня. Собор был частично переделан под служебные помещения. Долгое время здесь находился областное общество «Знание», а впоследствии - театр кукол. В подвале располагался склад.
21 ноября 1991 помещение храма было возвращено религиозной общине Украинской православной церкви Киевского Патриархата, начались службы. Настоятелем был назначен протоиерей Богдан Бойко. После варварских разрушений храм пришлось возрождать снова. Реконструкция продолжается до сих пор.
С периода основания храма на стенах собора уцелели два фрагмента иконописи, сделанной еще в XIX веке.
Первоначально построен в 1724 г. Из дерева на месте более раннего, а в 1737 году епископ С. Ожига инициировал строительство на Замковой площади величественной культового сооружения - кафедрального католического собора Святой Софии. Через двадцать лет строительные работы завершились, и жители города смогли любоваться прекрасным собором, который стал удачным дуэтом позднего ренессанса и барокко.
Фасад костела делится на два яруса, а изящные башни, обработанные рустами, венчают его крышу. С северо-восточной стороны располагается двадцати шестиметровая колокольня. Толщина соборных стен из кирпича достигает двух метров. На одном из пилонов здания находится барельеф, созданный композитором и пианистом Ю. Заребским. Совершенство вида собора придают тосканские и ионические ордера.
В XIX веке костел реконструировали, приблизив его архитектурный стиль к классицизму. Но внутренняя отделка была оставлена без изменений, поскольку настенная роспись и лепнина являются уникальными. Сегодня житомирский костел - памятник архитектуры, притягивающий взгляды прохожих. Но он, в то же время, есть действующим. Здесь проводят торжественные службы в дни религиозных католических праздников.
Костел – кирпичная, трехнефная, шестистолпная базилика с двумя башнями на фасаде. В оформлении сооружения применены тосканский и ионический ордера, а также обработка второго яруса главного фасада и башен рустом. Главный неф перекрыт полуциркульными сводами, боковые – крестовыми. В интерьере памятника сохранились настенная живопись, лепнина.
Колокольня расположена на северо-восток от костела. Кирпичная, квадратная в плане трехъярусная, завершена фонарем, увенчанным шпилем.
г Житомир, ул. Кафедральная, 12.
Церковь Рождества богородицы и колокольня
Построена в 1841 году, в 1865 году рядом с церковью построена колокольня.
Выполнена из красного кирпича, крестовая в плане, однокупольная, в стиле позднего классицизма. Северный фасад акцентирован мощным четырехколонным портиком тосканского ордера. Стены фасадов расчленены пилястрами. В интерьере памятника – настенная живопись XX в.
Колокольня кирпичная, трехъярусная, увенчанная куполом. Расположена на запад от памятника. Построена в стиле позднего классицизма.
с. Кодня
Троицкий костел и колокольня
Построены в 1805 г.
Костел в стиле позднего барокко представляет собой кирпичную, трехнефную базилику с низкими боковыми нефами. Главный фасад, расчерченный горизонтальным рустом, решен в дорическом ордере. Фасад фланкирован спаренными пилястрами, опирающимися на цоколь и несущими дорический антаблемент, и завершен треугольным фронтоном с декоративными вазами по углам. Симметричная композиция главного фасада усилена мощными приземистыми обелисками, закрепленными на углах боковых нефов. Центральный неф освещен большими прямоугольными окнами, боковые нефы – полуциркульными. Перекрытия главного нефа – полуциркульные своды с распалубками, боковых нефов – крестовые своды. Интерьер выполнен в ионическом ордере.
Памятник является последним, построенным в стиле барочной архитектуры на Украине. Колокольня расположена на северо-запад от памятника. Кирпичная, квадратная в плане, двухъярусная с шатровым завершением.
с. Лещин
Преображенская церковь и кельи Троицкого монастыря
Расположены на краю обрывистого скального мыса излучины р. Тетерев.
Монастырь основан в XV в. житомирским князем Владимиром. В 1613 г. отстроен в дереве. Занимал по значимости второе место после Почаевского монастыря. С 1839 г. в монастыре начинается строительство кирпичных церквей (вместо прежних деревянных), в том числе Преображенской.
Памятник построен в упрощенных русско-византийских архитектурных формах «тоновского» направления.
Сооружение кирпичное, крестовое в плане, с полуциркульной апсидой, пятикупольное (боковые главы поставлены по углам центрального объема), с колокольней над притвором, завершенной шатром.
Корпус келий построен (а по другим сведениям – капитально перестроен) И. Шнейдером. Корпус кирпичный, расположен на косогоре (с юга – двухэтажный, с севера – одноэтажный), Г-обраэный в плане, с коридорной (с двусторонним размещением комнат) планировкой. Перекрытия – полуциркульные своды с распалубками и плоские.
В 1883 при обители открылась церковно-приходская школа. В 1930-х годах монастырь закрыли. Церковь использовали как склад, а братский корпус - как школу. При немецкой оккупации монастырь действовал как приход. По окончании войны в корпусе снова разместили школу. В 1990 корпус вернули церкви. 1993 приход был преобразован в монастырь.
26 июня 1804 года указом Александра I Житомир официально утвержден центром Волынской губернии. Многие православные храмы на Волыни в тот период представляли собой жалкие полуразвалившиеся постройки. В самом Житомире были всего две очень старые деревянные православные церкви – Крестовоздвиженская на Замковой горе, построенная еще в XVII веке и Успенская на Подольской горе, построенная в 1700 году. Как свидетельствуют архивные документы, их состояние было настолько жалким, что во время богослужения на прихожан лились потоки дождевой воды,а через дыры в куполе залетали птицы. Сам архиерей и епархиальное управление размещались тогда в Острожском Преображенском монастыре, который в 1821 году подвергся опустошительному пожару.
Кафедральным собором после пожара стала служить бедная приходская Пятницкая церковь в Остроге. С 1825 года управление находилось во дворце князя Яблоновского в местечке Аннополь Острожского уезда, с 1831 года в Почаевской Лавре, а с 1 октября 1840 года, наконец, в Житомире. Собор в Житомире разместили в "деревянном покосившемся от ветхости здании почтовой станции ", а потом до 1958 года в старой Илларионовской церкви в заезжем дворе (из истории Житомирской епархии).
Император Александр I еще в октябре 1821 года в своем разговоре с Преосвященным Стефаном (Романовским) заметил: "Архиерейская кафедра не может быть без помещения и без приличного соборного храма; я подумаю об этом". Но этот разговор не имел существенных последствий. Указание о строительстве собора в Житомире дал император Александр II. Местом строительства главного храма Волынской губернии - Преображенского кафедрального собора в Житомире выбрали площадь Торговица (нынешняя площадь Победы), где находились загородные торговые ряды и лавки, а в центре ее стояла Василианская греко-католическая церковь, построенная еще во второй половине XVIII века. Через площадь протекала речка Рудавка.
Первоначальный проект собора был составлен в Петербурге в 1844 году с включением в его стены остатков старой Василианской церкви, разрушенной в 1771 году. Начали строить собор в 1851 году, а в 1853 году уже почти законченное здание неожиданно рухнуло. Вследствие ошибок в расчетах и недостаточной прочности местного кирпича-сырца в одну из ночей упала колокольня и разрушила все здание. Пришлось строить храм заново.
С правой стороны начала нынешней улицы Котовского (там, где теперь сквер) в качестве временного собора в 1858 году на доброхотные пожертвования, собранные еще при деятельном участии бывшего губернатора Синельникова, построили деревянную церковь во имя Святого великого князя Александра Невского (разобрана в конце XIX века). А на противоположной стороне улицы использовали старые деревянные дома бывшего заезжего двора для размещения церковных служителей.
Второй раз строили собор с 1866 по 1874 годы по проекту академика архитектуры Карла Карловича Рахау, с участием профессора архитектуры Эрнеста Ивановича Жибера и известного петербургского архитектора В.Г. Шаламова. На этот раз выбрали место на площади немного южнее прежнего. Собор запроектировали трехнефным, пятикупольным с шатрообразными завершениями в русско-византийском стиле с характерными чертами древнерусской архитектуры XI-XII веков.
В плане храм решен в форме креста с двойными внутри храма рядами гранитных колонн, обложенных у основания шлифованными плитами из лабрадорита и такими же поясками и карнизом. В соборе три престола: Преображения Господня, св. равноапостольного князя Владимира и св. великого князя Александра Невского. Собор рассчитан на 3000 богомольцев. Постройка сделана из кирпича. Под полом устроены три обогревательные печи Кролевской системы. Большое внимание было уделено решению интерьеров, в которых заложена идея показа минеральных богатств Житомирщины: граниты из карьеров сел Крошня и Тригорье, а великолепный лабрадорит из местечка Горошек (ныне Володарск-Волынский).
Иконостас сделан из дуба мастером А. Мурашко по эскизам архитектора В. Шаламова. Художественное настенное оформление и иконы принадлежат кисти академика художеств Михаила Васильева. На четырехъярусной колокольне высотой 53 метра установили главный колокол весом в 515 пудов и 8 фунтов, а все девять колоколов с языками весили 1017 пудов. Их звон был слышен на расстоянии до двадцати километров. Колокола не сохранились. Теперь новый главный колокол весит около 750 килограмм (46 пудов). Кресты на колокольне и куполах собора установил почетный гражданин Житомира и потомственный строитель Александр Никитич Король (жил он в переулке Короля - ныне Красный переулок в районе Хмельников).
На этот раз в строительстве принимали участие специалисты, которые строили Исаакиевский соборе в Санкт-Петербурге в 1818 - 1858 годах. Авторский надзор в период строительства вели авторы проекта Карл Рахау и Эрнест Жибер.
По инициативе волынского губернатора в 1866 году была создана специальная комиссия для технического контроля за ходом строительства собора и обследования состояния его конструкций во главе с инженер-полковником Оттобальдом Андреевичем Глазером (дедушка известного поэта и художника Максимилиана Волошина). В состав комиссии вошли также инженеры Грошев, Авринский и Людвиг. Главным подрядчиком на строительстве кафедрального собора был житомирский купец первой гильдии Киприян Авраамович Ляшков. За успешное завершение строительства собора ему указом императора был присвоен личный статус дворянина, а также он был назначен житомирским городским головой, и пребывал на этой должности с1876 до 1883 года. Постройка обошлась в 336 тысяч 865 рублей, не считая церковной утвари и икон.
30 августа 1874 года главный престол был торжественно освящен архиепископом Волынским и Житомирским Агафангелом (в миру Алексей Фёдорович Соловьёв) в присутствии генерал-майора князя Александра Михайловича Дондукова-Корсакова, волынского губернатора Петра Аполлоновича Грессера, авторов проекта профессора архитектуры Э.И. Жибера и архитектора В.Г. Шаламова. Еще во время строительства собора, в 1871 году вышло постановление волынского губернского правления про закрытие торговых рядов на площади и о создании вокруг строящегося собора городского парка. Тогда же и определилась новая конфигурация площади, получившая название Соборной, которую планировали сделать главной площадью города. Парк был заложен только в 1886 году.
Конфигурация площади практически не изменилась и в настоящее время, а от парка остался небольшой сквер. В соборе сохранялась древняя икона Василия Великого, по легенде привезенная князем Владимиром из Греции после принятия им христианства. Сегодня судьба ее неизвестна.
В цокольном этаже собора начиная с 1876 года хоронили умерших Волынских архиепископов (похоронено три архиепископа - Агафангел, Тихон и Модест), а 29 мая/11июня 1903 года тут состоялось открытие нижнего храма Святой Анастасии Римляныни, жившей в III веке – покровительницы Житомира. Здесь в серебряной раке была помещена глава преподобномученицы Анастасии.В 60-х годах XIX века она прибыла в Житомир как дар от Антиохийского Патриарха Иерофея. Ее привез Архиепископ Волынский и Житомирский Модест (Стрельницкий).
К чудотворным мощам приезжали паломники не только с Волыни, но и из Казани, Санкт-Петербурга, Варшавы. Здесь благословляли депутатов от Волынского края в Государственную Думу, встречали новый год ученики церковно-приходских школ, молились новобранцы перед отправкой на фронты Первой мировой войны.
В советские годы Свято-Анастасиевскую церковь закрыли. Мощи Анастасии исчезли. До 1991 года цокольную часть храма использовали под склад. В 1930-х годах городским Генеральным планом запланировали снести Преображенский кафедральный собор, а на его месте построить Дом Красной Армии, и это несмотря на то, что уже тогда собор был включен в государственный реестр памятников архитектуры. Реализации этой варварской идеи помешала Вторая мировая война.
Сегодня Спасо-Преображенский кафедральный собор в Житомире - памятник архитектуры государственного значения, один из крупнейших православных храмов на Украине, а также величайшее и совершеннейшее здание в городе.
Адрес кафедрального собора: 10003, г. Житомир, ул. Победы 14, тел.: (0412) 47–49–34.
Михайловский кафедральный собор расположен в городе Житомир, Украина. Он построен в стиле барокко, а его купола окрашены в необычный для данного стиля синий цвет.
Изначально на месте современного Михайловского собора была расположена церковь. Ее построили в 1856 году, за средства купца М. Хаботина. Затраты на храм были вылиты в колоссальную на то время сумму в 37 000 рублей, что почти вдвое превышало весь годовой бюджет города. После смерти купца, его похоронили под алтарем церкви. Во времена правления Советского Союза, его останки были по-варварски извлечены.
Храм был признан одним из выдающихся памятников архитектуры всего XIX века. На стенах здания еще уцелели фрагменты иконописи тех времен. Стоит отметить, что в Михайловском соборе был крещен известный пианист Святослав Рихтер.
В период 1917 – 1927 годов, храм действовал как церковь автокефальной православной общины, а вскоре, под видом ремонта, был закрыт и использовался как склад. В 1942 году храм был отдан немцами верующим, и был задействован до 1960 года, пока советская власть не разрушила его купола и колокольню, а сам храм отдала в пользование кукольному театру.
Новое рождение храма произошло в 1991 году. Он был восстановлен и отдан православной церкви Украины.