Валдайский иверский святоозерский монастырь. Валдайский Иверский Богородицкий Святоозёрский православный мужской монастырь: страницы истории Валдайский монастырь
Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь - копия обители Ивери на горе Афон
Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь создавался при митрополите Никоне в далёком 1652 году. Монастырь располагается на одном из островов на Валдайском озере.
Валдайский монастырь стал первым среди грандиозных построек, которые осуществил патриарх. Иверский монастырь на озере Валдай по сути является своеобразной копией афонской обители Ивери, которая почиталась главной обителью на Святой горе. И именно в этом была заключена особая стратегия политики патриарха Никона, он стремился максимально расширить границы православной церкви Руси, наделяя грандиозные постройки громкими названиями: Новый Иерусалим, Крестный монастырь.
Успенский собор в Иверском монастыре строили всем миром, в буквальном смысле этого слова: так, из Торжка прибыл кузнец, кирпичники и обжигальщики поставила Москва, из Копыси в Беларуси приехал знаменитый Игнат Максимов - мастер великолепных цветных изразцов, его работы впоследствии стали известными далеко за пределами Валдая.
Белорусские иноки привезли на Валдай всё свое имущество и даже типографию - большую ценность и необычайную редкость на Руси того времени. До этого единственная типография была лишь в Москве.
А Успенский собор и сегодня не утратил своего размаха и величия. И сегодня он, как и 3 века назад, является одним из самых больших строений XVII века в России.
Саша Митрахович 13.03.2016 10:22
Основание Валдайского Иверского монастыря
Основание Валдайского Иверского монастыря связано с чудесным явлением патриарху Никону. В 1652 году повелел перенести в кремлевский Успенский собор мощи , убитого по приказу Ивана Грозного и погребенного в . Отправиться за останками святителя определено было митрополиту Никону в сопровождении большой свиты. Согласно преданию, во время этого путешествия «туда и обратно» митрополит Филипп явился Никону в сонном видении и благословил его намерение устроить монастырь на Валдайском озере.
Летом 1653 года на Валдае начались работы, и осенью здесь уже стояли две новые, свежим деревом пахнувшие церкви. Одну из них, теплую, освятили во имя свт. Филиппа, митрополита Московского, другую — в честь Иверской иконы Божией Матери.
Валдайское озеро издавно пользовалось у окрестных жителей дурной славой. Рассказывали, что временами над озерной гладью поднимаются нечистые духи, принимая вид омерзительных чудищ, а в окрестных лесах слышен то посвист, то хохот.
Патриарх взялся за валдайскую нечисть со свойственной ему энергией. В один из своих приездов в строящийся монастырь он вышел на берег со всем причтом, отслужил молебен, погрузил на дно озера крест и Евангелие и переименовал озеро. Теперь оно должно было называться Святым. Название это не прижилось, но дурная слава озера померкла. Больше того, теперь здесь стали наблюдать явления совсем другого рода.
Нет ему подобного в мире
Монастырь обустраивался стремительно. В 1654 году Патриарх повелел перенести сюда мощи праведного Иакова Боровичского из сравнительно недальнего села Боровичи и тогда же переправил на Валдай серебряные ковчежецы с частицами мощей святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. А в 1656 году в обители торжественно встречали Ивер-скую икону Божией Матери.
К этому моменту на острове уже достраивался великолепный каменный собор, посвященный Иверско-му образу Пресвятой Богородицы. Строительство шло поистине «Никоновыми» темпами. В мае 1655 года соборный храм заложили, в декабре 1656 года уже освятили. Здание поражало воображение современников: в глухой дотоле местности, посреди озера, вознесся пятиглавый храм, какой впору было бы видеть в стольном граде.
Специально к освящению Иверского собора мастер Александр Григорьев отлил по заказу Никона тысячепудовый колокол, на котором был изображен сам Патриарх, а внутри новый собор украшали пятиярусный резной иконостас (должно быть, потрудились над ним белорусские резчики) и заказанное за границей паникадило «желтой меди», «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами».
Первоклассный монастырь
Именно к этому периоду относится второй этап благоустроительных работ в монастыре. При Никоне все здания обители, кроме Иверского собора и теплой Богоявленской церкви с трапезной палатой, оставались деревянными. В 1670—1680-е годы каменное строительство продолжилось, и к началу XVIII столетия монастырь в целом выглядел примерно так же, как теперь.
Основной доход монастырю приносили богомольцы, во множестве стекавшиеся к Иверской иконе Божией Матери, которая, когда не бывала носима по окрестным селам, находилась в Успенском соборе. Ко вторнику Светлой седмицы, в день чествования Иверской иконы, в обители иногда собиралось до пятнадцати тысяч человек. В особенности усердным стало внимание паломников к Валдайскому монастырю после 1848 года, когда Иверская икона прославилась как избавительница Валдая от эпидемии холеры.
К началу XX века в Валдайском Иверском монастыре насчитывалось около семидесяти насельников, а сама обитель представляла собой отрадную картину благоустроенности. Далеко виднелись купола Успенского собора (не золотые, позолотили их лишь в новейшее время), и далеко разливался над водой монастырский благовест.
Валдайский монастырь после революции
Поле революции коммунисты вывозили из монастыря все, что им попадалось на глаза. У монахов отобрали ключи от всех кладовых и амбаров. Отныне хлеб насельникам выдавали члены комитета, а настоятель не имел права предпринимать каких бы то ни было действий без ведома пролетарского начальства. С декабря 1918 года комитетчики заставили молодых монахов и послушников работать на лесозаготовках в пользу государства. Старым и убогим тоже нашлось дело: они трудились на водокачке и в кухне.
В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, устав которой был зарегистрирован в соответствии с советскими правилами. Она просуществовала восемь лет, после чего ее закрыли.
После разгона артели в монастыре находился сначала музей, затем мастерские. Во время войны здания обители занял госпиталь, позже — дом ветеранов-инвалидов и, наконец, лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 1970-е годы на живописном острове решили устроить базу отдыха. Все эти последовательно сменявшие друг друга хозяева не слишком пеклись о сбережении монастырских храмов. Успенский собор лишился иконостаса и — почти полностью — росписей. От его первоначального убранства сохранились только дубовые резные двери и парадные кованые врата.
Саша Митрахович 28.11.2017 07:28
Много веков Иверская икона Пресвятой Богородицы, пережившая, по преданию, иконоборческую эпоху, была главной святыней афонского Иверского монастыря, его хранительницей. Но лишь в XVII столетии список с нее попал в Москву — с тем чтобы и здесь стать одним из самых известных и любимых. Предание об обретении Иверской иконы Божией Матери на горе Афон Знаменитый Иверский образ Божией Матери. . .
Саша Митрахович 28.11.2017 07:33
Строений на монастырском острове немало. Первой среди них, и по старшинству, и по значению (после Иверского собора, разумеется), является теплая Богоявленская церковь с трапезной палатой. Она строилась еще при Патриархе Никоне, в 1657—1658 годах. Во втором этаже храма был освящен в 1747 году придел в честь Схождения Святого Духа на апостолов, а в паперти — придел прп. Нила Столобенского. Что касается Свято-Духовского придела, то он был примечателен своими царскими вратами, присланными в свое время Патриархом Никоном еще для деревянной Иверской церкви.
Чуть дальше, над внутренними монастырскими воротами, возвышается изящная церковь во имя Архистратига Михаила, построенная, как и большинство зданий Иверского монастыря, в конце XVII века. За время своего существования церковь подверглась довольно значительным переделкам. Известно, что изначально ее венчал деревянный шатер, а не барочный «фонарик» с луковичной главкой. Внутри тоже все переиначено: появились перегородки, новые двери и лестницы. Кроме того, сочтя внутреннее пространство храма слишком высоким, его разделили надвое деревянным перекрытием.
Над внешними монастырскими воротами — церковь во имя свт. Филиппа, наследница теплого деревянного храма, бывшего в обители со дня основания. Нынешнее здание построено в последней четверти XVII столетия и, как и Михайло-Архангельский храм, дошло до наших дней не без изменений.
«Измененность» облика приметна и в церкви во имя праведного Иакова Боровичского, занимающей северо-восточную часть монастырского комплекса. Она находится в одной связи с двухэтажным больничным корпусом. И храм, и больничные кельи, будучи ровесниками Михайло-Архангельской и Филипповской церквей, перестраивались, пожалуй, даже более активно, чем они, и теперь имеют весьма противоречивую внешность.
Из «гражданских» построек в монастыре наибольшего внимания заслуживают настоятельские кельи (последняя треть XVII века), составляющие единый ансамбль с колокольней. В настоящее время корпус имеет два этажа и подвал. С южной стороны здания находится овраг, поэтому стены подвала поднимаются над землей приблизительно на три метра и воспринимаются как еще один полноправный этаж.
Особенный интерес настоятельские кельи представляют благодаря сохранившимся фрагментам изразцовых наличников, обнаруженным в процессе реставрации. Как удалось установить, когда-то великолепно исполненные изразцы оформляли фасады многих монастырских зданий. Технологию их изготовления привезли на Валдай оршанские иноки.
В первые годы существования Валдайского монастыря производство «кафлей» постоянно расширялось. Мастера испытывали новые технологии и дошли до подлинного совершенства в изготовлении изразцов. Украшенные выпуклым растительным орнаментом, ярко расцвеченные, они имели исключительно нарядный вид.
Лучших валдайских мастеров-ка-фельщиков Патриарх Никон вскоре забрал в Ново-Иерусалимский монастырь, а через некоторое время производство изразцов на Валдае и вовсе заглохло. И сегодня только наличники настоятельского корпуса напоминают о самобытной валдайской «изразцовой школе».
Саша Митрахович 28.11.2017 07:46
Валдайский монастырь принадлежит сегодня к числу самых благоустроенных в новгородских пределах. Но еще лет двадцать тому назад он произвел бы на посетителя совсем иное впечатление.
В начале 1990-х, страшно было подумать, сколько средств и сил пойдет на восстановление обители. Многие из тех, кто приезжал тогда в монастырь, признаются, что просто не верили в то, что с этими руинами что-то возможно сделать. Постройки пребывали в полном запустении: собор разрушался, монастырская колокольня с 1960-х годов стояла без кровли.
В конце 1980-х годов у идеи возвращения Валдайского монастыря Церкви было много противников. Предполагалось сделать остров курортно-туристической зоной, и, видимо, лишь подсчет расходов, связанных с восстановлением монастырских памятников и созданием соответствующей инфраструктуры, заставил власти отказаться от этой идеи.
Как бы там ни было, в 1991 году Святейший Патриарх благословил возрождение Валдайской Иверской обители и отслужил в соборном храме монастыря молебен перед Иверской иконой Божией Матери.
(рус. Валдайский Иверский монастырь; англ. Valday Iversky Monastery)
Часы работы: 07-00 до 20-00
Как добраться: добраться можно автобусом из Санкт-Петербурга (с автовокзала на Набережной Обводного канала), до города Валдая, время в пути 6 - 7 часов. Можно, также, добраться на поезде с Московского вокзала до станции Бологое (Тверская область) время в пути – около 2-ух часов, а оттуда на такси или на автобусе до Валдая, либо на электричке Бологое – Валдай (время в пути – 1 час). С Валдая до монастыря около 10 км, можно доехать на такси, либо дойти пешком.
Из Великого Новгорода до Валдая примерно 150 км. Сюда ходят прямые автобусы (несколько раз в день) Великий Новгород – Валдай (в пути 3 часа). Можно, также, добраться на поезде до станции Бологое (Тверская область), а оттуда на такси или автобусе до Валдая, либо на электричке Бологое – Валдай. С Валдая до монастыря около 10 км, можно доехать на такси, либо дойти пешком.
Из Москвы до Валдая можно доехать на автобусе Москва – Санкт-Петербург от автовокзала на Щёлковской (ходят ежедневно), либо на автобусе Москва – Великий Новгород (с Аэровокзала на Ленинградском проспекте), автобус заходит прямо на валдайскую автостанцию, оттуда до Валдайского Иверского монастыря можно доехать на такси, либо дойти пешком. Можно, также, добраться на поезде с Ленинградского вокзала до станции Бологое (Тверская область), время в пути – 2 часа, а оттуда на такси или автобусе до Валдая, либо на электричке Бологое – Валдай (время в пути – 1 час), затем, также, до монастыря на такси, либо пешком.
На машине до Валдая можно добраться из Москвы, Санкт-Петербурга и Великого Новгорода по трассе Е105 или М10 (Москва – Санкт-Петербург). На трассе будет поворот на Валдай (не поворачивать), и рядом другой поворот (трасса до города Боровичи), с указателем на Святоозе́рский Иверский мужской монастырь, повернуть нужно туда, и проехав по ней 2 км свернуть налево, уже на дорогу к островам монастырским, а далее по прямой до монастыря.
Экскурсии в Валдайский Иверский монастырь здесь
Валда́йский И́верский Богоро́дицкий Святоозе́рский монасты́рь – православный мужской монастырь, расположенный на Сельвицком острове озера Валдай в Валдайском районе Новгородской области. Этот монастырь стал первым монастырём, построенным на Руси после Смутного времени.
25 июля 1652 года взойдя на патриарший престол, патриарх Никон выразил желание основать в России монастырь по подобию Иверского монастыря на горе Афон в Греции.
Карта Валдайского Иверского монастыря
Летом 1653 года были построены две деревянные церкви: Соборный храм, в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, и тёплый храм, в честь святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря стал архимандрит Дионисий.
Несравненную красоту деревянного комплекса монастыря отмечали многие. Сирийский путешественник XVII века Павел Алеппский писал: «Патриарх Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь, среди острова на великолепном пресноводном озере, соперничая в этом с постройками царских мастеров...».
Главной ценностью и украшением Святоозерской обители, без сомнения, была Иверская икона, которая прославилась многими чудесами. Иверская икона, поражала взор и ум прихожан, не было подобной ей, даже в сокровищнице царя, ни в его церквях. Ценность украшений этой иконы достигала, в то время, более 44 000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с неё списки и копии.
Схема Валдайского Иверского монастыря
К началу 1654 года в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество трудников. В феврале этого же года патриарх Никон посетил строящуюся обитель и переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а озеро Валдай нарёк Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сохранилось письмо патриарха Никона царю, где тот сообщает о своём видении, над островом, знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским». В мае того же года, по распоряжению царя, за Святоозерским монастырём закрепились озеро Валдай с островами, а также, города: Боровичи, Яжелбицы и Вышний Волочёк.
Монастырь строился и укреплялся, а в 1655 году, к дополнению всем монахам, сюда переселилась и братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. А в 1656 году была закончена первая каменная постройка монастыря – Успенский собор.
После смерти архимандрита Дионисия его преемником стал архимандрит Филофей, в то время монастырь получил статус первоклассного, а число братии составляло 200 человек.
Но Иверская обитель пребывала в цветущем состоянии недолго. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Патриарх Никон был осуждён и низложен с Патриаршей кафедры. С этого момента, монастырь стал медленно, но верно приходить в упадок, а с 1712 по 1730 годы обитель со всем имуществом и землёй и вовсе была приписана к строившемуся тогда Александро-Невскому монастырю.
Но, даже в такое тяжёлое время, в монастыре было много прихожан. Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. Проводились торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.
После революции 1917 года Иверский монастырь ожидала печальная судьба. Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, овощи и фрукты. Помимо этого, у монастыря отобрали золотую ризу с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. А в 1919 году монастырь и вовсе был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой и пастбищами.
Чего только не пережил Иверский монастырь. На его территории были и историко-архивный музей, и музей краеведения, и мастерские, и дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом.
Но, в 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. С этого момента, И́верский Богоро́дицкий Святоозе́рский монасты́рь начали возвращать к жизни. Были устранены общая захламлённость территории, расселены жившие там люди, возобновлено ежедневное совершение богослужений, положено начало внешнему и внутреннему обустройству монастырских построек.
Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950-х - 1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района – Петропавловской (кладбищенской) в городе Валдай. Её новая драгоценная риза, была изготовлена мастерами из города Златоуста, и освящена 25 декабря 2006 года.
В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация Валдайского монастыря. И ныне, пред нами он предстаёт в неповторимом обличие. Неповторимая красота и изящность Иверского монастыря известна далеко за пределами России.
Главным сооружением Иверской обители является Успенский собор, который за долгие года не утратил своего величия, он отличается большими размерами и монументальностью. Шестистолпный, приподнятый на подклете храм с галереями и крупным пятиглавием – своеобразный манифест архаизирующего направления русского храмового зодчества середины XVII века. Восточная сторона выдаётся тремя апсидами. Вокруг всего храма галерея с четырёх сторон, с входными тремя крыльцами; при ней с северной и южной сторон две палатки, двухэтажные, в виде часовен, с небольшими позолоченными крестами, такой же крест и на входном крыльце.
Своды собора поддерживаются шестью массивными столбами. Свет сюда доходит с боков сквозь широкие окна (по три окна на каждой из трёх сторон), и сверху – через окна пяти куполов. Длина собора от алтарной стены, до входных паперть дверей – 6,8 метров, а ширина 21,7 метров.
По стенам алтаря и храма имеются фрески XIX века, написанные масляными красками. К сожалению, 60 % фресок были утрачены в советское время. При входе в собор по правую сторону дверей, изображено принесение в Иверскую обитель чудотворного образа Иверской Божией Матери, а по левую – чудесное явление мощей Святого Иакова, во время ледохода на реке Мста, а также, чудесное явление Святого Иакова одному больному священнику и другое.
С передней стороны к престолу примыкает каменная ступень; на престоле чеканная посеребрённая одежда и над ним резная вызолоченная сень. Напротив престола, на восточной стороне, под резным вызолоченным балдахином находится изображение Христа Спасителя, сидящего на престоле в виде архиерея, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.
Живопись собора, в целом, сохранилась плохо: некоторые композиции совсем отсутствуют, многие представлены лишь отдельными красочными фрагментами, и лишь на немногих красочный рисунок читается достаточно хорошо. Все сохранившиеся участки старой живописи были укреплены специальным составом и расчищены. В целом, за все время работы художниками было отреставрировано, поновлено и вновь написано 2 956 метров живописи.
Против северо-западного угла соборного храма, находится тёплый монастырский храм во имя Богоявления Господня, построенный по благословению и плану святейшего патриарха Никона в 1657 - 1658 годов.
Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов находится над церковью Богоявления Господня. Она была построена в 1747 году.
Надвратная церковь святителя Филиппа расположена в западном прясле монастырской стены ансамбля Валдайского Иверского монастыря. Она была построена в 1873 - 1874 годах и представляет собой одноглавую надвратную постройку с одной проездной аркой. С южной стороны к церкви примыкает корпус Гостиных келий, с северной стороны – Конюшенные кельи.
Церковь во имя Святого Иакова Боровичского одноэтажная, квадратная в плане, перекрытая коробовым сводом, с полукруглой апсидной частью. Над кровлей возвышается высокий широкий купол с круглым барабаном и шаровидной главкой. В течение ХХ столетия церковь потеряла купол, так как использовалась, как жилое помещение.
Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь – шедевральное произведение архитектуры, к счастью, дошедшее до наших дней. Настоящая жемчужина Валдайского озера, этот монастырь охраняет тишину и покой здешних мест. Здесь чувствуется спокойствие и умиротворение, а в наш бурный век технологий и прогресса, иногда, такие чувства просто необходимы людям…
Официальный сайт Валдайского Иверского Святоозерского мужского монастыря: http://www.iveron.ru/
12 января 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит освящение Успенского собора — главного храма Валдайского монастыря. Эта обитель была первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Портал Патриархия.ru публикует рассказ о богатой истории монастыря, который был создан в середине XVII веке Патриархом Никоном по образу Иверского монастыря на Афоне.
История создания обители
Валдайская обитель стала первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Взойдя 25 июля 1652 г. на Патриарший престол, Патриарх Никон высказал намерение основать монастырь на Валдайском озере царю Алексею Михайловичу. Последний одобрил замысел Патриарха и выделил из казны средства для устройства обители.
Летом 1653 года были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.
При первом посещении строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.
К началу 1654 г., по свидетельству самого Патриарха Никона, в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество трудников.
Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. В тоже время — в 1654 г. — в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и многих других святых.
В мае 1654 была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины.
В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх Иоаким, а так же Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. До этого на Руси существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве.
В обители также берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.
В 1656 году была закончена первая каменная постройка монастыря — Успенский собор. В том же году он был освящен. Сюда же из Москвы была доставлена копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери.
Красоту деревянного комплекса монастыря отмечали многие современники. Сирийский путешественник XVII века Павел Алеппский заметил: «Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь среди острова на великолепном пресноводном озере, соперничая в этом с постройками царских мастеров...».
Иверская икона
Иверская икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон будучи еще Новоспасским архимандритом обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, а также снять и прислать точный план Иверского Афонского монастыря. К этому времени восходит замысел создать на русской земле Новый Афон.
В ответ на эту просьбу на Афоне был совершен молебен братией числом 365 человек перед началом писания образа. Иконописец Иамвлих Романов написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года в Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем и Патриархом при большом стечении народа. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора.
По свидетельству Павла Алеппского эта икона «…превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…». Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.
История обители в XVII ― нач. XX вв.
По смерти архимандрита Дионисия его преемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получил статус первоклассного, число братии в это время составляло 200 человек.
Но Иверская обитель пребывала в цветущем состоянии недолго. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Патриарх Никон был осужден и низложен с Патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри (Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский) были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, также были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.
Главным сооружением Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одна из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. От первоначального убранства собора до сего дня остались кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.
К началу XVIII века Иверский монастырь оскудел и пришел в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей была приписана к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. В эти годы Иверский монастырь утерял вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества.
Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовностью, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей. При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал «странноприимный дом», где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны.
Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. В настоятельство архимандрита Лаврентия были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.
Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания.
В начале XX века святую обитель часто посещал церковный писатель С.А. Нилус, вместе со своей семьей он прожил на Валдае около 5 лет.
Монастырь в годы советской власти
После событий 1917 года монастырь ожидала печальная судьба. С января 1918 года советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, овощи и фрукты. Осенью 1918 года советской властью у монастыря были отобраны: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Впрочем, вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены. Новая кампания по изъятию церковных ценностей началась через несколько лет и в тот период Иверский монастырь был разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров, в монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах.
В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров — занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению.
В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для снятия ее с регистрации и намерением «очистить территорию монастыря от нетрудового элемента». Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.
За время советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.
Восстановление обители
Большие усилия к возвращению монастыря Новгородской епархии приложил архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. В 1991 году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В Успенском соборе он совершил молебен перед возвращенной Иверской иконой Божией Матери. Монастырь был передан Новгородской епархии в аварийном состоянии. Разрушение храмов и построек было столь значительно, что многие паломники, посещавшие монастырь, не верили в возрождение Иверской обители.
Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан. За годы его наместничества игумена были устранены общая захламленность территории, расселены жившие там люди, возобновлено ежедневное совершение богослужений, положено начало внешнему и внутреннему обустройству монастырских построек.
В 1995 г. в ходе проведения на территории монастыря Всероссийского фестиваля звонарей обители были пожертвованы несколько колоколов. Число насельников увеличилось более чем вдвое, и вскоре состоялись первые монашеские постриги.
В 1998 году архиепископ Лев освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе; в обоих храмах установлены временные иконостасы.
В июне 2002 г. наместническое послушание было возложено на иеромонаха Нила, однако время его трудов в новом качестве оказалось трагически коротким: в конце 2002 г., торопясь на праздничное богослужение в Великий Новгород, он и два насельника обители погибли в автокатастрофе. Сейчас наместником монастыря является архимандрит Ефрем (Барбинягра).
В настоящее время возрождается монастырская библиотека, насчитывающая несколько тысяч книг по богословию и истории Церкви. Открыт небольшой музей, посвященный Патриарху Никону и истории монастыря.
В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация Валдайского монастыря. Всего за период с 2004 по 2008 годы в работах по восстановлению монастыря приняли участие более трех тысяч человек различных специальностей.
12 января 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин Малого освящения соборного Иверского (бывшего Успенского) храма монастыря, а также Божественную литургию в этом соборе. В тот же день в присутствии президента России Святейший Патриарх совершил молебен перед Иверской иконой Божией Матери в новоосвященном храме.
По материалам интернет-источников, Пресс-службы Московской Патриархии и сайта Валдайского монастыря
Патриархия.ru
Мужской Валдайский Иверский монастырь известен чудотворной иконой, сохраняемой в Успенском соборе, а также позолоченными куполами этого православного храма. Место для размещения обители выбирал реформатор русского православия патриарх Никон еще в бытность свою новгородским митрополитом. Живописный Сельвицкий остров на Валдайском озере, названном Никоном Святым, стал местом строительства одного из трех монастырей, основанных этим предстоятелем русской православной церкви.
Образцом для строительства монастыря на озере Валдай, или Святом, послужил греческий Иверский монастырь на горе Афон, а полное его наименование звучит как Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь. Разместить его решили на острове в центре озера.
Сельвицкий остров в южной части имеет искусственное соединение с крупнейшим островом водоема – Рябиновым, который подобным же образом сообщается с материковым берегом. На западном берегу острова был устроен монастырский лодочный причал, вблизи которого располагались Святые врата парадного входа.
Закладки обители состоялась в 1653 году, после одобрения замысла царем Алексеем Михайловичем Романовым, выделившим финансирование из казны государства. Освящение законченного строительством каменного Успенского собора произошло в конце 1656 года лично патриархом Никоном.
Неполные полтора десятка лет его патриаршества были насыщены многими новациями – церковные книги и иконы приводились в соответствие греческим канонам, введены поясные поклоны и крестное знамение из трех пальцев. Все это привело к расколу верующих, появлению старообрядцев.
Никон добивался равного с царем участия церкви в управлении государством, что Алексеем Михайловичем было решительно отвергнуто, а патриарх подвергся опале, а затем и низложению с последующей ссылкой.
Общий вид Иверского монастыря на Сельвицком острове Валдайского, или Святого озера сохранился с прежних времен. Рукотворный перешеек с мостом связывает с соседним островом Рябиновым, а тот с материком.
Остальные сооружения Валдайского Иверского монастыря строились позднее Успенского собора, как и ограждающая обитель крепостная стена, общей протяженностью более километра. Контур стен почти повторял очертания Сельвицкого острова, отделяя почти 6 гектаров его территории.
Ледниковое происхождение водоема определяет почти полное отсутствие течения, спокойную водную поверхность и обилие прибрежной растительности.
В нынешнем облике монастыря можно видеть удобный подъезд с южной стороны, стоянку туристических автобусов и отдельно – автомобильную для монастырской братии и священнослужителей. Территория острова почти лишена растительности, кроме западного и части северного берега. Ледниковое происхождение водоема определяет почти полное отсутствие течения, спокойную водную поверхность и обилие прибрежной растительности.
По православным канонам главный вход на территорию обители устроен с западной стороны. Святые врата выполнены в виде арочного проезда в двухэтажном здании, верхним ярусом которого является надвратная церковь святителя Филиппа. Знаменит он своим служением в Соловецком монастыре в качестве игумена, а затем службой московским митрополитом.
Филипп протестовал против жестоких методов правления Ивана Грозного, за что был отстранен от сана и тайно казнен приспешником царя Малютой Скуратовым. Канонизирован православной церковью в канун начала строительства Иверского монастыря, в его честь надвратный храм и назван.
Центральный объем церкви перекрыт четырьмя двускатными крышами со сферическим сводом между ними. На своде установлен восьмигранный барабан и венчающий его купол – маковка с крестом. Левое крыло является лестничной клеткой, в право на первом этаже располагается церковная лавка.
Прилегающие одноэтажные здания вмещают жилые монашеские кельи. Над аркой входа размещена копия иконы Иверской Божьей Матери –Привратница, или Вратарница.
Так сложилось исторически, что Валдайский Иверский монастырь имеет двое Святых ворот, построенные в более ранний период оказались внутри территории. Между обеими входными сооружениями проложена мощеная плиткой дорожка с фонарями вдоль нее.
Второй арочный вход сооружен в массивном прямоугольном здании, на перекрытии которого выстроена церковь архангела Михаила, предводителя (архистратига) небесных сил в борьбе с дьяволом. Надвратный храм имеет сравнительно небольшое квадратное основание с восьмиугольной башенкой на крыше, на ней глухой барабан с куполом и крестом.
С обеих сторон к воротам пристроены помещения различного назначения, вся постройка образует поперечную разделительную линию между западной и восточной частями монастырской территории.
Slider with alias valdayskiy iverskiy monastyr 1 not found.
Одной из жизненно необходимых построек на территории обители была трапезная, построенная в ансамбле с церковью Богоявления Господня сразу следом за Успенским собором. Для проведения богослужений в зимний период теплый храм был необходим, его повелел предусмотреть в монастырском комплексе сам Никон.
Здание выстроено двухэтажным, внизу размещены хозяйственные и складские помещения, на втором этаже – трапезный зал. Парадное крыльцо с западной стороны состоит из крытой навесом лестницы, параллельной стене и огражденной снаружи, в ограде выполнены арочные проемы. Южное крыльцо оформлено гранеными колоннами, поддерживающими портал укрытия.
Slider with alias valdayskiy iverskiy monastyr 2 not found.
С восточной стороны к трапезной примыкает церковь Богоявления – одноглавый храм с квадратным нижним ярусом и башней из 8 граней с оконными проемами, глухим барабаном на полусферической крыше, куполом с крестом на вершине. Украшения вокруг оконных проемов — стилизованные кокошники и сдвоенные арки над окнами, как и некоторые другие элементы, выполнены красным цветом, контрастируют с белизной стен.
Трехъярусная шатровая колокольня Валдайского Иверского монастыря совмещена на едином основании с настоятельским корпусом для проживания высших священнослужителей. Здания протянулись вдоль южной монастырской стены. Квадрат второго яруса переходит в восьмерик звонницы, на стене которой помещены часы.
Каждые 15 минут колокола издают перезвон, слышный по всему острову. Венчает колокольню шатер в форме острой восьмигранной пирамиды со слуховыми окнами (люстринами) на каждой грани, глухим барабаном наверху и куполом с крестом.
Настоятельский корпус имеет два жилых этажа и подвал, отличительной особенностью этого здания являются изразцовые украшения оконных проемов.
Slider with alias valdayskiy iverskiy monastyr 3 not found.
Главное и старейшее сооружение Иверского монастыря – кафедральный собор, названный сначала по имени чудотворной иконы, затем переименованным в Успенский и обретший первоначальное имя уже в новом тысячелетии. Особенность храмовой архитектуры эпохи Никона – крытая галерея со всех сторон здания.
Главный (западный) вход в собор оформлен как небольшая часовня, боковые часовни имеют по два этажа и двухсторонние лестницы входа в них. Прямоугольное в плане здание состоит из трех нефов, разделенных внутри подпорными колоннами (столпами).
С восточной стороны храма он имеет три алтарных апсиды, внутри которых устроен трехчастный алтарь. Пять крупных глав с позолоченными куполами довершают величественную конструкцию собора иконы Иверской Божьей Матери. Полное впечатление об облике собора можно получить при просмотре слайдера.
Slider with alias valdayskiy iverskiy monastyr 4 not found.
Купола Успенского собора Валдайского Иверского монастыря теперь в хорошую погоду сияют на дальнее расстояние.
Купола всех пяти глав Успенского собора со времени его сооружения и до 2008 года были покрыты медными листами, которым свойственно постепенное окисление с приобретением темного цвета. Из соображений повышения привлекательности внешнего вида собора Новгородская епархия приняла решение о покрытии куполов сусальным золотом, что и было осуществлено при последней реставрации храма.
На позолоту израсходовали три тысячи пачек (книжек) тончайших листов драгоценного металла, по 4 грамма в каждой, то есть 12 килограммов на весь объем работ по золочению.
Богатство внутреннего убранства кафедрального собора Валдайского Иверского монастыря, обновленно при последней реставрации. Массивные входные двери Успенского собора украшены филигранной резьбой по дереву.
Главная святыня Валдайского Иверского монастыря – давшая ему название чудотворная икона Иверской Божьей Матери. Реликвия помещена на видном месте на удобной для обозрения высоте на ближнем к иконостасу правом столпе. У подножия столпа устроен отдельный помост для почитателей.
Драгоценный оклад святого образа оставляет открытыми только лица и руки персонажей, но и они достаточно выразительны. Постамент перед местом размещения образа удобен и целующим икону, и становящимся перед ней на колени.
Находящаяся в островном храме икона предположительно является списком (точной копией), сделанным непосредственно в Иверском монастыре на горе Афон в Греции. Основанная грузинами греческая обитель, чудесным образом обретшая чудотворную икону приплывшей по волнам, якобы преподнесла образ русскому царю Алексею Михайловичу, передавшему его Успенскому собору.
Происхождение оригинала иконы доподлинно неизвестно, легенда повествует, что она написана евангелистом Лукой. Один из апостолов, описавших жизнь Христа, вправду известен как первый иконописец, изображавший Богородицу.
Slider with alias valdayskiy iverskiy monastyr 5 not found.
Росписи стен и колонн, как и образа пятиярусного алтарного иконостаса, более чем наполовину были утрачены в период гонений на религию и восстановлены уже в более современной иконописной манере. Так же благодаря мастерству реставраторов предстают во всем великолепии богато украшенные опорные столпы – колонны, воспринимающие тяжесть верхнего яруса строения.
Опоясывающая алтарь крытая галерея также использована для размещения образов православных святых с заздравными подсвечниками напротив.
Одной из достопримечательностей монастырской территории является растущий здесь древний дуб, ошибочно считающийся выросшим из желудя древнейшего дерева планеты, описанного в Библии, однако привлекающий повышенное внимание посещающих храм туристов. Бытует легенда, что выращено дерево из желудя знаменитого Мамврийского дуба, или Авраамова дерева.
Священный дуб на берегу реки Иордан имеет возраст свыше 5 тысяч лет и был свидетелем встречи Авраама с Богом в лице Святой Троицы. Родство валдайского дерева с этой реликвией не представляется возможным, потому что старейшее дерево планеты давно не дает желудей, по крайней мере в период роста дуба в монастыре (примерно 250 лет).
Дуб на территории Иверского монастыря привлекает посетителей в том числе за счет славянского поверья о зарядке энергией от деревьев. Традицией стало прислоняться спиной к стволу, якобы пополняя при этом жизненные силы, в том числе охватывая дуб целой группой людей по всей окружности ствола.
Монахам подобные обряды кажутся языческими и нетерпимыми на территории обители, однако напрямую их запрещать неловко. Поэтому на дереве укрепили копию чудотворной иконы, чтобы люди ее целовали вместо старого обычая. Однако до сих пор жива скорее старинная традиция далеких предков.
В завершение небольшого обзора Валдайского Иверского монастыря предлагается будущим его посетителям проверить собственное усвоение изложенного материала. Публикуемый слайдер содержит ряд снимков. На них с разных направлений засняты объекты, освещенные в предшествующих материалах, а также оставшиеся без описания, в том числе не упомянутую Типографскую башню, где Никон развивал местное книгопечатание. Высокое квадратное в плане сооружение венчается пирамидальной крышей сложной конфигурации, барабаном и шпилем с флюгером.
Не было ничего сказано и о башнях в монастырской стене, одна из которых изображена. Нужно определить место нахождения этого сооружения, опираясь на конструкцию примыкающих стен и пользуясь заглавным снимком обзора. Таким же образом можно опознать все прочие объекты Валдайского Иверского монастыря, с какого бы ракурса не был сделан снимок.
Slider with alias valdayskiy iverskiy monastyr 6 not found.
Своеобразная викторина, устроенная посетителям нашего сайта, не преследует цели проверочной школьной работы. Шутливое мероприятие призвано пробудить интерес к описываемому, побудить к его посещению и личному осмотру. Валдайский Иверский монастырь, его чудесные окрестности того стоят, и поездка принесет неизгладимые впечатления.
Особую прелесть Валдаю придает расположенный недалеко на острове Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь.
Как добраться до монастыряМежду Валдаем и островом курсирует (курсировал, с 2016 года теплоход не ходит) теплоходик «Заря», расписание и стоимость .
На такси. Номера служб такси можно . Примерная стоимость поездки Валдай - Монастырь 200-300 рублей (лето 2016г).
Зимой пешком по льду через озеро. Хорошая натоптанная тропа, солнце, свежий воздух. Расстояние примерно 3 километра.
Иверский монастырь был основан Новгородским митрополитом Никоном в 1653 году. Первой каменной постройкой монастыря стал Успенский собор (1656 г.), сохранившийся до наших дней. Его высота - 43 метра. Периметр монастыря (по стенам) - 1050 метров, площадь (в пределах стен) - 5,7 га. С 1991 года монастырь вновь стал действующим.
История монастыря
Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. По свидетельству Павла Алеппского, монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях», даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам.
Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый - во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия. При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским».
В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи Иакова Боровичского.
В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины: Боровичи, Яжелбицы, Вышний Волочёк. К обители были приписаны старорусский и некоторые другие монастыри Новгородской земли.
В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий - брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство.
В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской».
К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол. В 1764 году Иверский монастырь был положен в первом классе.
В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами.
В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.
Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.
Восстановление и новейшая история
В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан (Попков). В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.
5 мая 1997 года указом архиепископа Льва наместником монастыря был назначен архимандрит Ефрем (Барбинягра). В июне 2002 года он был заменён, а 25 ноября 2007 года указом патриарха Алексия II Ефрем восстановлен в должности.
Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950-х - 1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района - Петропавловской (кладбищенской) в г. Валдай. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами г. Златоуст, была освящена 25 декабря 2006 года.
11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался Патриарх Алексий. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме, перед тем совершив чин Малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В. В. Путин.
В апреле 2008 года было сообщено о принятом решении впервые позолотить пять куполов Иверского собора, на что «понадобится около трёх тысяч так называемых „золотых книжек“». Нынешняя пёстрая раскраска фасадов и золочение куполов не имеют прецедентов в истории обители.
19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.
В монастырь можно проехать на экскурсионном или рейсовом катере, а также на машине. Для этого надо проехать вокруг Валдая до поворота на Боровичи, проехать туда около километра, и затем свернуть на небольшую местную дорогу влево, которая через километр выведет Вас к мосту на остров Рябиновый, и далее - до монастыря. Кстати, от монастыря можно перейти вброд через неглубокий пролив на соседний остров - Муравьиный. На нем вы увидите огромные вековые сосны, а также небольшое внутреннее Глухое озеро.Созданный патриархом Никоном, по образу Иверской обители на Афоне, он был воплощением идеи преемственности России в наследии византийской духовной культуры. Богатейшая и известнейшая из обителей того времени, монастырь стал центром духовного просвещения, одним из немногих центров книгопечатания на Руси, местом, где зарождались и развивались ремесла.
Сейчас в монастыре восстанавливается монашеская жизнь. Ежедневно над белоснежным «кораблем» с золотыми луковками церквей, окруженным водами озера, разносится чудный валдайский звон, приглашая паломников вознести общую молитву к Богу и поклониться святыням обители.