Рассказ о поездке в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. Успенский далматовский мужской монастырь Далматовский свято успенский мужской монастырь
Поездка выходного дня в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь обещала быть любопытной. Фотографии в сети так и манили увидеть все живьем. Но мы даже не ожидали, что предстанет перед нами.
Несколько столетий назад церковь и вера в Бога имели особое значение в жизни русского человека.
ХХ век перечеркнул тысячелетнюю историю, начав с чистого листа. Разрушили храмы и монастыри, уничтожили церковные реликвии, духовенство было истреблено, как класс.
Поколение наших родителей росло в другой России — с другой религией, с другими божками. Мы же стали свидетелями зарождения новой культуры, и, как и положено дерзкому подростку, наше время топтало и рвало в клочья все то, чем жили старшие поколения.
Я родилась еще в СССР и всегда была атеисткой, верящей в науку, но моя юность пришлась на эпоху перестройки, когда повсеместно стали восстанавливать церкви, отмечать Рождество, служить всенощные.
Нарочно в университете выбрала специализацию религиоведение — было интересно все это препарировать и изучить.
Помню практику, когда мы попали в строящийся мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев. Фотографировать нам не разрешили, сказали, что это грех. А вот за деньги было можно.
Статьи по теме
С тех пор церковь не люблю, чувствую там себя всегда неуютно и неловко. Больше нравятся заброшенные деревенские церквушки, которые просто любопытно разглядывать.
Когда на прошлой неделе мы поехали в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь была уверена, что в церковь заходить не буду, лучше рассмотрю поподробнее останки Успенского собора, Юго-западную башню, братский корпус, т. е. все то, что еще не отреставрировано.
Но что-то пошло не так, и в итоге мы, получив благословение, даже мощи Святого Далмата лицезрели.
Но, прежде чем я начну рассказать историю монастыря, должна зафиксировать одну странную вещь, которая произошла здесь. Впервые, за почти 20 лет моего посещения всевозможных культовых сооружений, я чувствовала себя спокойно, умиротворенно и свободно. Когда-то я слышала, что нужно найти свою церковь, в которой тебе будет хорошо. Это не значит, что после поездки в Далматово я решила верить в Бога или ходить в храм, но на территории Далматовского монастыря действительно было хорошо.
Датой основания Далматовского монастыря считается 1644 г., когда насельник Невьянского Богоявленского монастыря Верхотурского инок Далмат поселился в пещере на высоком берегу реки Исети.
Преподобный Далмат (в миру Дмитрий Иванович Мокринский) был сыном казачьего атамана, был женат, имел детей, жил безбедно. Но после кончины супруги принял постриг. Со временем инок поселился в безлюдном месте, именуемом «Белое Городище». Здесь он вырыл себе землянку или облюбовал пещеру и стал жить.
Земли эти принадлежали тюменскому татарину Илигею, который не очень-то дружелюбно принял инока. По легенде Илигей дважды пытался убить Далмата. Но после того, как Илигею во сне явилась Царица Небесная и приказала оставить старца в покое и подарить ему эти земли, тюменский татарин стал первым благодетелем обители.
В 1646 году татарин Илигей подарил в знак примирения преподобному Далмату свой «шишак» и кольчугу. Кстати, шлем Илигея вы можете увидеть собственными глазами, он до сих пор хранится в Свердловском областном краеведческом музее.
К старцу Далмату (в то время ему было чуть больше 50 лет) люди относились с почтением и ждали от него духовного руководства.
Сподвижников становилось все больше, в жилище Далмата становилось тесно, так была отстроена часовня с деревянными сенями, которая позже сгорела.
Со временем Исетская обитель обустраивалась, Далмат жил в трудах и молитвах и умер в возрасте 103 лет.
Через десятилетие после смерти Далмата, монастырские деревянные строения стали заменяться каменными. В 1707 -1719 гг была построен Успенский собор, затем в 1720—1763 году монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, которые мы можем видеть до сих пор.
В середине XVIII века комплекс Далматовского монастыря стал представлять из себя мощную крепость с четырьмя башнями по углам.
Со временем Далматовская обитель стала и одной из крупнейших по некоторым экономическим показателям среди обителей восточной части Российской империи.
Также Далматовский монастырь был центром духовного просвящения и образования в Сибири.
Среди учеников Далматовского училища был изобретатель радио А.С. Попов, домашний учитель М.Ю. Лермонтова, поэт, профессор словесности А.Ф. Мерзляков, известный зауральский краевед, археолог, писатель А. Н Зырянов, географ, полярный исследователь К.Д. Носилов.
После революции монастырь еще какое-то время продолжает действовать. До 1928 года его удается сохранить в качестве музея-монастыря. Но в 1930 году единсвенный на Урале Далматовский музей-монастырь был окончательно закрыт. В этом же году с церквей снесли купола.
Невероятно, но монастырский комплекс все-таки дошел до наших дней. Еще в 1951 году благодаря генералу Терюхову, который был родом из Далматово, удалось поставить монастырь под защиту государства, а архитектурный ансамбль был объявлен памятником истории и культуры республиканского значения.
В 1992 году решением Святого Синода Русской Православной Церкви был вновь открыт Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь.
Два года спустя при археологических раскопках были найдены мощи Далмата Исетского, которые сейчас хранятся в Скорбященской церкви.
Меня, как человека неверующего, несколько смутило такое распоряжение останками. Но для верующих они священны. Говорят, что приложившись к мощам можно исцелить любой недуг.
На данный момент монастырь открыт для посещения. С 1997 года наместником монастыря является игумен Варнава (Аверьянов). В настоящее время в братии 20 человек:15 монахов и 5 послушников.
В монастыре, как и в прежние времена, существуют различные мастерские: кузница, столярная, пекарня, швейная, тепличное хозяйство, пасека. Только вместо монастырских крестьян работают здесь так называемые трудни — из отсидевших или тех, кому негде жить.
Мы разговорились с одним из служащих при монастыре, говорит, что среди трудней разные люди встречаются. И хорошие есть и плохие. Могут украсть, могут напиться, но по-настоящему верующие монахи прощают их, ведь деваться им некуда. А здесь и кров, и корм.
Ансамбль Далматовского монастыря является памятником истории и культуры федерального значения. К настоящему времени восстановлены: Скорбященская церковь, часовня-усыпальница преподобного Далмата, надвратная Ионно-Богословская церковь, часовня перед входом в монастырь, северные келии (сейчас здесь находится музей).
Общая информация:
ВАЖНО: Приём заявок на проживание и экскурсии ежедневно с 9.00 до 17.00
Групповые заявки паломников с питанием и ночлегом принимаются по предварительной договорённости за 2 недели до приезда по телефону +7 922 678 69 13 или +7 (35252) 3−17−06
Как добраться:
От Екатеринбурга до Далматово 180 км. Ежедневно ходит автобус до Кургана, но выходить нужно перед свороткой на Далматово возле которой всегда стоят таксти. От Екатеринбурга до поворота на Далматово время в пути 4.12 ч.
На автомобиле мы доехали за 3 часа, после Каменск-Уральского нет населенных пунктов, поэтому ехали быстрее.
Видео: Анна Рыбакова, Дмитрий Сурин
Дата создания: 1644 г. Описание:Основан в 1644 г. на берегу р. Исети в месте, называемом «Белое городище», старцем Невьянского Богоявленского мужского монастыря иноком Далматом (в миру тобольский городничий Димитрий Иванович Мокринский (1594-1697)).
В 1644 г. старец Далмат ископал себе пещеру в овраге на левом берегу р. Исети при впадении р. Течи. Тогда же была принесена им чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери.
В 1651 г. монахи Белого города обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе Василию Борисовичу Шереметьеву с просьбой о пожаловании земель у реки Исеть. Царской грамотой от 17 мая 1659 г. пустынь была утверждена в качестве монастыря, его охрана была поручена тобольскому воеводе. Первым игуменом монастыря стал сын преподобного Далмата Исаак.
В ХVII в. монастырь не раз подвергался разрушению от калмыков и башкир (1651 г., 1662 г.), но его восстанавливали. Обладая значительными земельными владениями к середине ХVIII в. по ряду экономических показателей монастырь занимал первое место среди обителей восточной части Российской империи.
Далматовский монастырь был центром духовного просвещения и образования Сибири. В 1714 г. в монастыре было открыто первое в Зауралье училище для детей церковнослужителей, в 1735 г. создана славяно-греко-российская школа, в 1761 г. — семинария, в 1816 г. — уездное духовное училище. В монастыре имелась богатая библиотека, первое упоминание о которой относится к 1679 г.
В Далматовском училище воспитывались будущий начальник архимандрит Антонин (Капустин), изобретатель радио А.С. Попов, поэт А.Ф. Мерзляков, организатор Томского университета и попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринский, полярный исследователь К.Д. Носилов и др.
После революции монастырь преобразовали в музей, но уже в 1930 г. единственный на Урале музей-монастырь был закрыт.
Сразу после окончания войны на территории монастыря разместили завод «Молмашстрой». Несмотря на то, что уже с 1952 г. монастырь был памятником местного, а с 1974 г. республиканского значения, приспособление исторических построек и территории монастыря под нужды завода привело к многочисленным повреждениям и значимым утратам.
В сентябре 1989 г. в Далматово была зарегистрирована православная община.
Решением Священного Синода от 6 мая 1992 г. монастырь был возрожден. Передача имущественного комплекса в ведение Церкви состоялась в 1996 г.
В 1994 г. были обретены мощи прп. Далмата Исетского, в 2004 г. по благословению он был включен Собор Сибирских святых. Архиерейским Собором 4 февраля 2013 г. утверждено общецерковное почитание прп. Далмата. Мощи святого покоятся в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Святыни обители: мощи прп. Далмата Исетского, ковчеги с частицами мощей прпп. Киево-Печерских и список Порт-Артурской иконы Божией Матери.
Действующие храмы: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с крестильной церковью в честь собора свв. 70-ти апостолов, надвратная церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Устроена деревянная часовня с купальней над источником прп. Далмата близ монастыря.
На попечении обители находятся дом престарелых, наркологический реабилитационный центр, есть воскресная школа (на ее базе работает региональное движение общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей»). В качестве трудников проживают молодые люди, прошедшие реабилитацию в центре наркозависимых Екатеринбургской епархии. Насельники монастыря преподают «Основы православной культуры» в школах г. Далматова и Далматовского района Курганской обл.
В XV веке Урал начал активно заселяться русскими с запада. Новые и новые земли присоединялись к московским владениям. Вслед за первопроходцами потянулись священники для насильственной христианизации местного населения.
Петр Старцев "Посвящение Далматовскому монастырю". Автор ролика Т.Кочурина
Самый древний монастырь на Урале возник в селении Усть-Вымь на территории Коми во второй половине XV века. Его основатель первый епископ Стефан Пермский.
Однако дальнейшая судьба обители неизвестна, возможно, монахи не выдержали тягот жизни в столь отдаленных местах и разбежались, а может быть коми-пермяки, не желавшие по-добру по-здорову расставаться со своими языческими богами, сожгли. В 1644 году из Тобольска в Зауралье на пустынных землях на реке Исеть пришел монах Далмат (его мирское имя Дмитрий Иванович Мокринский). Родился он в Тюмени, отец его был казачьим атаманом, вероятно сподвижником Ермака, а мать была крещеной в православие татаркой. Дмитрий получил хорошее образование и был счастливо женат. Он готовил себя к воинской жизни, но жена скоропостижно скончалась. В горе он решает уйти в монахи и становится Далматом.
Фото. Далматово, апрель 2014, идет реставрация Успенского Собора
Уже отреставрировали 2017
Дважды кочевники Илигея нападали на монашескую общину: в 1644 и 1645 годах. По преданию перед вторым нашествием татарский хан видит сон, что к нему приходит дева в красном и говорит ему, чтобы он не только не трогал Далмата, но и повернул свою конницу вспять никогда больше не возвращался в монастырь. И еще она ему сообщает, что мать Далмата приходится сестрой этому хану. Хан наутро едет с послами договариваться о мире с Далматом и рассказывает ему о сне, на что Далмат показывает ему икону Богородицы, в которой хан узнает деву, приснившуюся ему. Хан дарует Далмату воинские доспехи - кольчугу и шлем-шишак - сейчас они находятся в музее Екатеринбурга.
Но вполне возможно, что сон Илигея - это легенда, а татары просто договорились сдать монахам свои земли в аренду. В 1652 году царь закрепил эти земли за Далматовской обителью.
Деятельный Далмат с монахами разными способами расширял монастырские владения, благо многие земли на Исети пустовали. Недовольные таким соседством местные татары и в дальнейшем время от времени нападали на обитель, что заканчивалось кровавыми побоищами, стоившими жизни и монахам, и крестьянам, селившимся на подвластных монастырю землях. Подобные столкновения происходили с 1651 по 1736 годы. Неоднократно монастырь сжигали дотла, но при этом Далматская икона Божией Матери, принесенная сюда основателем монастыря, чудесным образом сохранилась. Монастырь стал таким русским фортпостом в Зауралье.
Далмат был захоронен в половине ствола дерева и он сам предсказал, что в 70-е годы люди вновь обретут его мощи, так и вышло, сруб с его нетленными мощами сам вышел к людям. Когда он умер - его сын стал настоятелем монастыря.
Когда монахам надоело восстанавливать сожженные деревянные стены, и желая защитить себя от кочевников, они построили высокую каменную крепостную стену вокруг монастыря. Сам Далмат был опытным профессиональным воином, что помогло ему в правильном выборе места для обители и постройке оборонительных укреплений. На монастырские земли приходили беглые крестьяне, вопреки законам их здесь принимали. При набегах кочевников крестьяне могли укрыться за высокими стенами монастыря. Вначале монастырь помогал им обжиться, завести хозяйство, а потом и закабалял - они должны были нести повинность - оброк и барщину. К 1744 году на монастырских землях уже жили порядка 4-х с половиной тысяч крестьян. Они занимались земледелием, скотоводством, промыслом. Земли монастыря захватывали значительную территорию современного Далматовского района Курганской области.
Фото. Далматово, апрель 2014, вход в монастырь
В 1744 году монастырь был осажден 3-х тысячным войском Пугачева. Осада продолжалась 20 дней. Причем защитников было всего 400 человек. Сначала пугачевцы пытались взять монастырь штурмом, но встретили ожесточенное сопротивление. Затем к бунтовщикам подошло подкрепление, их стало уже 5 тысяч. Создалась критическая ситуация, но в этот момент подошли правительственные войска под командованием Деколонга. Так и стоял Далматовский монастырь до 1917 года, пока не пришли большевики, для которых как известно, неприступных крепостей не бывает. За годы советской власти монастырь был полностью разрушен.
Надо еще добавить, что в годы войны в Успенском соборе находился завод по производству "Катюш". Так Далмат снова стал защитником. Потом производили молочные цистерны (завод Молмашстрой).
Далматовский монастырь - образец каменного зодчества XVIII века. Это архитектурный памятник. И он замыкает триаду: Верхотурский, Тобольский, Далматовский. Такие три столпа православия в Зауралье.
Далматовский монастырь начал свою православную деятельность снова в 1989 году. Была зарегистрирована православная община, а в 1992 возродился монастырь. Для православного человека Долматовский Свято-Успенский монастырь - это святое место. Здесь находятся мощи святого Далмата Исетского. он был канонизирован в 1994 году. С 2001 года памятник федерального значения начали восстанавливать. Он привлекает множество паломников. Особо почитаемые святыни: мощи преподобного Далмата, мощи Порт-Артурской Божией Матери, Святой источник.
Далматовский Успенский мужской монастырь — православный монастырь, расположенный на левом берегу реки Исети. При монастыре действует гостиница. Один из крупнейших монастырей Зауралья, большинство построек отстроено в камне, сооружена крепостная стена с башнями и кельи.
Далматовская обитель - один из крупнейших монастырей восточной части Российской империи, центр духовного просвещения и образования в Сибири.
Саша Митрахович 31.03.2018 11:38
Основал преподобный Далмат, в миру — Дмитрий Иванович Мокринский, он был дворянином, на протяжении десятилетий до монашеского пострига несшим военную службу.
Мы не знаем, как его отец, Иван Мокринский, выходец из Рязанского края, оказался в Сибири, но в 1594 году, когда родился его старший сын Дмитрий, он значился казачьим атаманом в Березове.
В 1628 году семья Мокринских (мать святого была крещеной татаркой, из чего можно заключить, что отец его на ней женился уже в Сибири) перебралась в Тобольск; около шести лет Дмитрий Мокринский служил в Вагайском острожке; в 1636 году вернулся в Тобольск. К тому времени он давно уже обзавелся собственным семейством, у него были дети.Его сын, архимандрит Исаак, писал о тогдашней жизни своего батюшки: «Не велми богат, но жительствуя без великия скудости, дом свой строя во обилии, по своей вере без нужды прилежа к церкви» . Последняя фраза этого свидетельства важна — она показывает, что будущий подвижник, исправно неся свою светскую службу и с усердием занимаясь домостроительством, тем не менее несколько томился жизнью в миру и душой всегда устремлялся к Богу.
Тут требовалось какое-то событие, чтобы устремления эти реализовались. По-видимому, таким событием стала смерть жены — во всяком случае, вскоре после этого Дмитрий Мокринский оказался в Невьянске, в тамошнем Богоявленском монастыре, где его постригли в монашество с именем Далмат. Было святому о ту пору пятьдесят лет.
В этой обители преподобный не слишком задержался — в 1644 году, когда братия захотела его избрать в строители (настоятельская должность), он, желавший отшельнических подвигов, покинул монастырь и ушел на юг. Ушел налегке, взяв с собой лишь икону Успения Божией Матери. Путь монах Далмат одолел неблизкий — около 250-ти километров, — прежде чем ископал себе пещерку на левом берегу Исети, у впадения в нее речки Течи, где и предался неусыпной молитве.
Саша Митрахович 31.03.2018 11:44
Место уединения, которое выбрал преподобный Далмат, тогда считалось границей русского мира. Сама земля, на которой поселился святой, принадлежала ясачному татарину Илигею. Тот поначалу всячески досаждал подвижнику, опасаясь, что вслед за ним придут другие русские, даже порывался убить его, однако после вразумления, полученного во время явления ему Божией Матери, отношение к преподобному изменил, подарил ему землю под устройство нового монастыря и даже снабдил его шлемом и кольчугой — предметами нелишними в этих местах. Случилось это в 1646 году.
Вскоре к Далмату стали собираться ученики, и на берегу Исети появилась новая обитель с деревянной Успенской часовней. Так был основан Далматовский монастырь.
Спустя пять лет произошла трагедия. В 1651 году святой основатель Далматовского монастыря некоторое время был в отлучке по делам, а когда вернулся, то на месте обители обнаружил лишь пепелище. Выяснилось, что приходили калмыки, сожгли монастырские постройки, нескольких иноков убили, а остальных увели в плен. Сохранилась лишь икона Успения Божией Матери, целой и невредимой обнаруженная среди головешек. С тех пор образ этот почитался чудотворным.
С еще большим усердием принялся преподобный восстанавливать Далматовский Успенский монастырь. Объявился у него и прекрасный помощник — его сын, постриженный в монашество с именем Исаак. Возвели деревянную Успенскую церковь, кельи, подсобные постройки, завели строгий устав. Настолько строгий, что в 1664 году последовал донос на то, что в обители не отмечаются именины и членов царской семьи. На все обвинения преподобный с достоинством отвечал, что в дни постов в монастыре служатся лишь молебны о здравии, «царские» же празднования отмечаются после Светлой недели.
В 1666 году в обители учредили игуменство — первым официальным настоятелем стал сын Далмата Исаак. Преподобный прожил невероятно долгую жизнь, он мирно почил в 1697 году, 103-х лет от роду, и был погребен в алтаре Успенского храма, в кирпичном склепе.
Саша Митрахович 31.03.2018 11:48
На фото: В возрожденном Скорбященском храме Далматовского монастыря ныне совершаются основные богослужения. Там же находится рака с обретенными в 1994 году мощами преподобного Далмата.
В начале XVIII века в Далматовском монастыре развернулось каменное строительство. В 1707 — 1720 годах к западу от деревянной церкви воздвигли грандиозный Успенский собор — невиданный до того не только в Далматове, но и далеко за его пределами.
Начиная строительство, ориентировались на возведенный двадцатью годами раньше , однако в ходе работ проект изменялся, и в результате вырос огромный двухэтажный храм — с четырехстолпной двусветной нижней и бесстолпной верхней церквами (сочетание, вообще говоря, уникальное), с двухэтажной трапезной и шатровой колокольней. Стилистически это было сооружение многосоставное, оно вобрало в себя черты и украинского зодчества, и нарышкинского барокко, и древнерусской архитектуры. Чуть позже монастырь окружили каменными стенами стремя башнями.
Славен был Далматовский монастырь в XVIII столетии — в нем работали многие талантливые иконописцы, имелась достойнейшая библиотека, действовали певческая школа и славяно-латинская семинария.
Далматово – один из интереснейших городов Зауралья. Здесь сосредоточены одни из главных достопримечательностей Курганской области. Так сложилось, что жизнь города Далматова всегда была тесно связана с Далматовским Успенским монастыре
Этот монастырь был основан еще в 1644 году, спустя чуть более полувека после легендарного похода Ермака. Связь с Ермаком у этих мест куда больше, чем может показаться. Ведь Далматовский монастырь основан прямым потомком одного из казаков ермаковской дружины – Дмитрием Ивановичем Мокринским. Ударившись после смерти горячо любимой жены в веру, он присвоил себе имя Далмат. Первое время Далмат жил на берегу Исети в вырытой им в глине пещере. Затем основал монастырь, возле которого вскоре возникло поселение – Служняя слобода. В 1691 году по названию возведенной в центре селения деревянной церкви Николая Чудотворца слободу переименовали в село Николаевское.
Раскинувшийся на высоком левом берегу реки Исеть Далматовский монастырь не раз сжигали дотла башкиры, татары и калмыки, пытавшиеся вытеснить русских со своих прежних земель.
С 1707 по 1720 годы здесь строили первое в этих зауральских местах каменное здание – трехпрестольный Успенский собор. В те же годы монахи возвели неприступные каменные стены с двумя высокими башнями. Строительством руководил сын Далмата — архимандрит Исаак. Строили добротно, на века. Стены Далматовского монастыря стали самым надежным укреплением этих мест. Много чего им пришлось испытать. В 1762 году восставшие крестьяне почти полгода осаждали Далматовский монастырь, отрезали его от внешнего мира. Это восстание прозвали «Дубинщина». В середине февраля 1774 года – еще более серьезная напасть. Практически весь Урал охватила «пугачевщина».
К стенам Далматовского монастыря подошло огромное пятитысячное пугачевское войско под руководством атамана Пестерева. Защитников монастырской крепости было на порядок меньше – всего около 400. Ожесточенная борьба за Далматовский монастырь продолжалась с 11 февраля по 2 марта 1774 года. Пугачевцы обстреливали монастырь из пушек, пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но получали ожесточенный отпор. Далматовцы поджигали возы сена, а бунтовщиков обстреливали из ружей и закидывали камнями.
Этой осаде выдающийся уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк посвятил одну из своих интереснейших повестей – «Охонины брови». Прототип описываемого там Прокопьевского монастыря – это и есть Далматовский мужской монастырь!
Как же смогли монахи Далматовского монастыря не раз продержаться так долго, будучи полностью отрезанными от внешнего мира? Исследователи объясняют это наличием целой сети тайных подземных ходов, которые соединяли как внутренние постройки монастыря, так и вели за его пределы. Монахи в любой момент могли незаметно покинуть монастырь и пополнить запасы еды и воды.
В памяти далматовцев сохранились как легенды о подземных ходах, так и реальные рассказы очевидцев. Немало их приведено в книге В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий». В частности вот рассказ, касающийся юго-западной башни монастыря:
«В 1926 году в бывших апартаментах архимандрита состоялась учительская конференция. Молодые участники этого форума загорелись желанием проверить рассказ одного местного жителя о подземной связи подвалов настоятельского дома с юго-западной башней. И они отыскали эту связь, пройдя коридором путь до самой башни. Вход в башню запирала большая железная дверь, открыв ее, искатели попали в подвальную часть крепостного сооружения — помещение размером примерно 4 на 3 метра. Тяжелый воздух, на ржавых цепях висят какие-то коромысла, в стены вделаны кованые кольца. Кому-то показалось, что обрывки цепей на полу похожи на кандалы узников. Другим чудились в ржавых потеках на стенах пятна крови. Помещение окрестили «пыточной».
Позже, в 1952 году, когда готовили площадку под фундамент литейного цеха, экскаватор вдруг провалился в подземную пустоту. Когда его подняли, оказалось, что внизу – подземный ход с деревянной крепью. По направлению можно было предположить, что он шел от Успенского собора к старой часовне за пределами монастырских стен…
Но вернемся к истории этих мест. За заслуги в подавлении пугачевского бунта Екатерина II в 1781 году пожаловала селу Николаевскому статус уездного города, названного по имени основателя монастыря Далматовым. Однако продлилось это недолго. Вскоре Далматовский уезд объединили с Шадринским и город превратился в обычный, заштатный. В начале XX веке его и вовсе преобразовали в село.
Тем не менее, жизнь в Далматово кипела. Проходившая здесь ежегодно 6 декабря богатая Никольская ярмарка была широко известна. В Далматово жило немало купцов. В центре города и сейчас сохранилось много старых купеческих домов, украшающих город.
В действовавшем при монастыре Далматовском духовном училище получили образование такие известные люди, как изобретатель радио А.С. Попов, писатель и путешественник К.Д. Носилов, основатель Томского университета В.М. Флоринский, глава русской миссии в Иерусалиме архимандрит Антоний.
Далматово отличилось еще и тем, что здесь возникла первая в Зауралье женская школа. Ее открыла в 1861 году у себя дома жена священника П.И. Черемухина. В октябре 2010 года благодарные потомки установили в Далматово памятник первой учительнице. Деньги на памятник собирали буквально «всем миром».
До революции монастырь располагал богатой библиотекой и ценнейшим архивом. В революционные годы, когда дорвавшиеся до власти крестьяне уничтожали малейшие напоминания о прошлом, известному краеведу В.П. Бирюкову немалыми усилиями удалось спасти уникальный монастырский архив и часть старых книг.
Переживший немало тяжелых испытаний и восстаний, Далматовский монастырь пал под гнетом большевиков. В 1928 году по решению Шадринского окрисполкома монастырь ликвидировали. В разные годы в монастырских стенах размещались детский дома, музей, драмтеатр, средняя школа. Во время войны здесь разместили госпиталь, а после – завод «Молмашстрой», изготовлявший оборудование для переработки и хранения молока. Вскоре этот завод стал градообразующим и в 1947 году Далматово вновь обрел статус города.
Самое удивительное, что населенный пункт, названный в честь основателя монастыря, в советское время не разделил судьбу многих подобных и не был переименован в какой-нибудь Октябрьск, Комсомольск или Ленинск. Монастырские стены, башни, постройки во времена «похода к светлому будущему» пришли в упадок, потрескались, обветшали. Сейчас Далматовский Успенский монастырь действующий, его неспешно пытаются отреставрировать, но процесс этот, похоже, затянется надолго.
На территории монастыря находятся три храма (Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», церковь Иоанна Богослова) и часовня. Сейчас в монастыре, как и в прежние времена, живут монахи, идут церковные службы, здесь есть кузница, столярная и швейная мастерские.
С 1994 года в церкви «Всех Скорбящих Радость» хранится рака с мощами основателя монастыря – старца Далмата. Далмат был причислен к лику святых, правда, по церковной иерархии лишь местного значения.
Есть в Далматово и святой источник. Несколько веков назад из этого водного источника на берегу Исети пил сам Далмат. По легенде, именно благодаря этой воде старец Далмат прожил более 100 лет. Над источником возвели часовню. В настоящее время комплекс Далматовского Успенского монастыря и Николаевская церковь в Далматово имеет статус памятников архитектуры республиканского значения
Каменная Николаевская церковь была построена в 1763 году. В советское время ее колокольню снесли, а в стенах церкви до сих пор размещается краеведческий музей. В музее вы сможете узнать об истории города Далматов, о монастыре, жителях города.
В наши дни в Далматово действует необычное предприятие по производству гриба вешенки. Этот удивительный гриб содержит все необходимые человеческому организму вещества: белки, жиры, углеводы, минералы, витамины. Итак, побывав в Далматово, вы увидите такие любопытные достопримечательности, как широко известный старинный Далматовский монастырь, святой источник, краеведческий музей, старые купеческие дома, памятник первой учительнице этих мест. Поездка в Далматово – прекрасный познавательный маршрут выходного дня.
Если этого вам покажется мало, то можно посмотреть достопримечательности городов Шадрински Каменск-Уральский. Также по пути находятся порог Ревун и Смолинская пещера. В Курганской области можно посмотреть Чимеевский монастырь, озера Горькое и Медвежье.
Как доехать до Далматово?
Город Далматово расположен примерно на одинаковом расстоянии от Екатеринбурга, Кургана, Тюмени и Челябинска, поэтому добраться на автомобиле из всех этих городов не составит никакого труда. Также до Далматово можно доехать на автобусе, следующем до Кургана или Шадринска. Если же вы поедете на поезде (следующем до Кургана или через Курган), то ехать нужно до станции Далматово.
Внутри Скорбященской церкви. Слева - рака с мощами святых, справа - Далмата Исетского. Автор фотографии: artista343
Место обретения мощей Далмата Исетского. Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Успенский храм. Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Памятник просветителю А. Н. Зырянову. Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Памятник Черёмухиной П. И., организатору и учителю первой женской школы Зауралья. Автор фотографии: artista343
Николаевская церковь. Автор фотографии: artista343
Памятник бойцам 4-го Уральского полка, павшим в бою с белогвардейцами Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Артель в аллее Славы. Автор фотографии: artista343
Памятник пограничникам. Автор фотографии: artista343
Памятник погибшим в локальных войнах. Автор фотографии: artista343
Памятник павшим в Великой Отечественной войне. Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Далматовский элеватор. Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Александро-Невская часовня. Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский
Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский
Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский
Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский
Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский