Миланский собор история создания. Миланский собор (Duomo di Milano). Собор Дуомо в Милане: средние века и Возрождение
Одним из самых известных памятников Италии является Миланский собор. Величавое здание, расположенное в самом центре одноименного города, поражает изяществом форм и фундаментальностью одновременно. С историей собора связано множество интересных фактов.
Место и сроки возведения постройки
Миланский строился в течение 4 веков, такими солидными временными затратами может похвастаться не каждый мировой памятник архитектуры. Официальной датой начала работ стал далекий 1386 год. В первой половине XIX века все основные мероприятия были завершены, однако отдельные работы продолжали вестись и в более позднее время. Так, в 1965 были воплощены в жизнь последние нововведения. С этого времени строительство собора было завершено в полной мере.
Место для возведения собора было выбрано особое. На протяжении нескольких веков здесь возводились различные святилища, храмы и церкви. Самой первой местной постройкой принято считать кельтское сооружение, а через несколько веков римляне возвели на этом же месте храм Минервы.
Причина возведения собора
Четырнадцатый век — время для Италии и Европы непростое. потонул в войнах, голоде и Строительство такого крупного собора стало в своем роде символом, подтверждающим силу, власть и крепость города Милана и его жителей, которым не страшны были даже самые жуткие мировые беды. Базилика, построенная в честь пресвятой Богородицы, позволяла жителям неустанно молиться своей покровительнице, не терять надежду на лучшее. Считается, что в городе не разрешено строить здания, превышающие самую высокую точку собора. Горожане по сей день свято чтут образ Божей Матери и часто приходят в Дуомо помолиться ей.
Миланский собор в лицах
Распоряжение о начала строительство крупнейшего городского собора отдал герцог Джангалеаццо Висконти. Первоначальный проект был разработан местным архитектором Симоне де Орсениго, затем в работу включились европейские специалисты из Франции и Германии, что было довольно редко для строительства тех времен. Итальянцы считали выходцев из варварами, которые ничего не смыслят в искусстве. Более 10 известнейших архитекторов и такое же количество помощников курировали постройку за все время ее возведения. Для строительства собора был выбран не только редкий в те времена стиль, но и необычный материал - белый мрамор. Правда, изначально для возведения собора планировали использовать кирпич, но позже от этой идеи было принято решение отказаться.
Большое влияние на постройку Миланского Дуомо оказал Наполеон, благодаря его стараниям строительные работы значительно ускорились. Возможно, именно поэтому статуя знаменитого императора также украсила один из шпилей.
Особенности внешнего убранства
Миланский собор гармонично впитал в себя множество разнообразных архитектурных направлений, основным из них является готический стиль. Постройка украшена огромным количеством деталей, здесь встречается и резьба, и скульптуры, и утонченные шпили, поднимающиеся в итальянское небо. Одной из наиболее примечательных статуй является прекрасная Мадонна, именно в ее честь и было начато строительство. Фигура высотой 4 метра и весом около тонны выполнена из бронзы и покрыта позолотой. Узнаваемым элементом собора является и центральная крыша с бесконечным количеством шпилей, возведенная еще в 1404 году и отлично сохранившаяся до наших дней.
С крыши Миланского собора открывается изумительный вид на окрестности города. Поднявшись на верхнюю площадку сооружения по лестнице или на лифте, вы сможете оценить галерею имени Виктора Эммануила Второго, известную на весь мир оперу Ла Скала, полюбоваться на изумительные крыши миланских домов.
Особенности внутреннего убранства
Миланский собор знаменит не только великолепным внешним, но и не менее прекрасным внутренним убранством. Базилика отличается значительными размерами, ее принято считать второй по величине в Италии. Одновременно в соборе может находиться порядка 40 тысяч человек, самая высокая точка достигает отметки в сто шесть с половиной метров, длина же постройки равна 158 метрам. Убранство собора поражает фундаментальностью и символизмом. Внутри расположено 52 колонны, по количеству недель в году. Особое место среди предметов базилики занимает одна неприметная, казалось бы, статуя. в Миланском соборе почитаем и любим миллионами католиков. Этот великий мученик жестоко пострадал за веру, с него еще живого была содрана кожа.
Миланский собор в Италии обладает еще одной мировой реликвией. Возле алтаря находится гвоздь, который, по преданию, был вколочен в ладонь Иисуса Христа. К сожалению, на его обозрение широкой публике дается только один день в году, 14 сентября. Также туристы довольно часто осматривают египетскую ванную, в которой проводится обряд крещения, многочисленные красочные хоры и мавзолей-усыпальницу Д. Д. Медичи.
Дуомо - Миланский собор - имеет и еще одну особенность. Возле его центрального входа расположены в виде металлической ленты.
В чем заключается уникальность Миланского собора?
Миланский собор уникален во многом, вот лишь несколько фактов, по которым можно судить о его необычности:
- белый мрамор, из которого построен собор, не использовался для строительства каких-либо других религиозных сооружений в Европе;
- первым был запланирован и воплощен в уникальном архитектурном направлении пламенеющей готики;
- является одним из самых крупных на территории Италии и Европы;
- строительство проводилось не на деньги церкви, а на пожертвования знати, что было довольно необычно в те времена;
- участие в разработке проекта и строительстве принимали архитекторы со всей Европы;
- длительный срок строительства;
- ежегодно более 700 тысяч человек приезжает в Милан, чтобы полюбоваться необычной красотой кафедрального городского собора. Историческая эпоха навсегда оставила свой след в величественной архитектуре Дуомо, который впитал в себя всю историю Италии и Милана.
Всем привет, дорогие читатели. Единственный в Европе беломраморный собор, один из крупнейших и уж точно один из самых богато украшенных резьбой, скульптурами, бесконечными шпилями. Одних только статуй под его сводами насчитывается 3400. Так можно было бы кратко описать Миланский собор. О нём мы сегодня и расскажем.
Италия. Область Ломбардия. Город . Миланский собор (Duomo di Milano) – это кафедральный собор, расположенный в историческом центре Милана.
На посещение собора стоит заложить часа 4. Это с прогулкой внутри собора и выходом на крышу, откуда открываются не только виды на город, но и на сам храм, его шпили и скульптуры.
В свою мы небольшой сплочённой компанией шастали по Риму, изучая все знаменитые места и неприметные закоулки вечного города. А помогал нам в этом путеводитель по Италии, на обложке которого был изображен прекрасный собор в лучах восходящего солнца.
И так нас поразил этот собор, что уехать из Рима, не увидев его мы просто не могли. В который раз мы обходили город в поисках неизвестного нам собора, в который раз сворачивали на улицы, где он должен был стоять (по нашим представлениям), но величественного здания не было. И тут наша подруга озвучила интересную мысль: «А почему вы думаете, что этот собор в Риме?»
Не знаю почему, но мы так решили. Решили, что всё самое красивое должно быть здесь))) Конечно, рассуждать так могут только неопытные путешественники. А мы тогда ими и были, раз не признали Миланского собора. В тот момент мы поняли, что в следующий раз обязательно побываем в Милане и увидим его.
Так и случилось на . Архитектурный гигант и красавец поразил нас в самое сердце. А ещё мы задумались, как должны ощущать себя люди, чьи деды, прадеды, пра-пра-пра-деды в течение 6 веков возводили его? Что они рассказывали своим детям? Кто должен был увидеть их творение – внуки? Правнуки? Потомки в неопределённом далёком будущем? Скажут ли они слова благодарности, вспомнят ли предков?
Стоя на крыше собора, мы не раз сказали спасибо, тем людям из прошлого. Они сотворили нечто потрясающее.
История
Кафедральный (главный) собор города Милана построен из белого мрамора в самом удивительном архитектурном стиле пламенеющей готики.
Храм начали строить в 1386 году.
Надо сказать, что сакральные сооружения находились на этом месте уже очень давно. Сначала здесь стояло кельтское святилище, потом римляне построили храм Минервы, за ним шла церковь Санта-Текила, впоследствии разрушенная.
До конца XII века здесь стояла зимняя базилика, но власти решили уничтожить ее, чтобы построить на её месте новый вместительный красивый собор. Первоначальный вариант летней базилики, пришедшей на смену зимней, не был реализован до конца.
Затем было решено построить готический собор, который по эту сторону Альп пока не встречался. Поэтому проект разрабатывал итальянец, но уже для строительства были приглашены специалисты из Франции и Германии.
Целых 10 лет гости сменяли друг друга, занимая пост главного архитектора, пока эту должность ни занял Джунифорте Солари. Он предложил разбавить готику современными деталями, например, восьмиугольным куполом.
Собор начал действовать с 1572 года. А открывал его кардинал Карло Борромео. Впоследствии его причислили к лику святых.
Правда, на этом работы по изменению облика храма не прекратилось. К 1769 году его увенчал шпиль со статуей Мадонны. Тогда же появилось постановление, что ни одно здание города не должно быть выше покровительницы. Долгие годы так и было, пока не вырос небоскреб Пирелли. Но, средневековое правило нарушено не было, — его венчает точная копия статуи.
Строительство собора было окончено к началу XIX века. Ярким элементом, определившим облик фасада здания, стал лес из 135 мраморных игл.
Снаружи и внутри
Начнем с цифр.
В длину Дуомо занимает 158 метров
Вместить он может около 40 тысяч человек.
Вид с крыши на площадь
Пожалуй, главная достопримечательность собора – это La Madonnina. Так называется золотая статуя Мадонны.
Над алтарем вы увидите священный артефакт — гвоздь. Именно его вбили в тело Иисуса во время распятия. Раз в год этот гвоздь спускают ближе к прихожанам.
Что еще мы увидим в храме?
- Мавзолей Джан-Джакомо Медичи.
- Египетскую ванну. Она используется, как крестильная купель.
- Статую святого Варфоломея.
Обязательно присмотритесь к первым шести окнам правого нефа. На них вы увидите самые старинные в этой базилике витражи, созданные в XV веке.
Советуем побывать здесь в ноябре-декабре. В это время в соборе выставляются квадрони Святого Карло Борромео (QuadronidiSanCarlo) – живописные полотна, повествующие о жизни епископа КарлоБорромео. Они были написаны в XVII веке. Первый цикл полотен называется «Жизнь блаженного Карло», второй – «Чудеса святого Карло».
Гармоничным завершением осмотра собора станет подъем на его крышу. Оттуда открывается потрясающий вид. А подняться туда можно по лестнице северной стены или на лифте.
Миланский собор интересен не только с архитектурной точки зрения. Любопытно, что строительство этого масштабного здания велось полностью на частные пожертвования.
Есть в храме еще одна любопытная деталь – огромный календарь. Представляет собой металлическую полоску, которая протянулась по полу постройки. На нее нанесены рисунка знаков зодиака. Каждый полдень солнечный луч указывает на созвездие текущего месяца.
Этот же прибор предупредил однажды ученых о проседании фундамента.
Время работы
Ежедневно с 7:00 до 19:00
Сколько стоит
Вход в собор бесплатный, но вот подняться на лифте можно платно. Стоимость может меняться, но это не дорого.
Официальный сайт: www.duomomilano.it
Где остановиться в Милане
Сейчас много вариантов жилья в Милане появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.
Мы останавливались в отеле Siena Milan , он находится в 10-ти минутах пешком от главного ж/д вокзала. Неплохие номера, Рекомендуем.
Предлагаем неплохие варианты отелей и хостелов в центре Милана
Как добраться
На метро по первой и третьей линиям до станции Дуомо.
Адрес: Соборная площадь (PiazzaDuomo)
Базилика на карте
Друзья, подписывайтесь на нас. Так вы точно не упустите ничего интересного. До свидания!
Миланский собор - яркий образец архитектуры эпохи «пламенеющей готики» и самый крупный готический храм в мире. Всей своей колоссальной и торжественной формой он словно воздает хвалу божественному величию. Это один из самых узнаваемых храмов в мире.
Собор находится в самом сердце исторического Милана. По замыслу градостроителей в радиально-кольцевой структуре города миланский кафедральный собор, или Дуомо, как его здесь называют, является местом пересечения всех городских дорог.
История
Готика, столь характерный для средневековой Европы архитектурный стиль, не сразу пришла в Италию. Миланский собор, строительство которого началось в XIV веке, оказался первым зданием в готическом стиле, построенным по эту сторону Альп.
Для возведения храма в Ломбардию специально были приглашены архитекторы из Франции и Германии. Однако изначальный проект собора принадлежит итальянцу, архитектору Орсениго. Совместная работа двух разных строительных школ и создала уникальную и запоминающуюся форму миланского собора.
На месте миланского кафедрального собора в дохристианские времена располагалось сперва кельтское святилище, а затем храм, посвященный Минерве, богине мудрости и полезных открытий.
Строительство храма продолжалось около четырех столетий. Оно прерывалось то из-за недостатка средств, то из-за споров по поводу внешнего вида собора. Постройка была завершена лишь в 1813 году, а работы по украшению храма продолжались вплоть до 60-х годов XX столетия, когда были установлены новые двери.
Важнейшей вехой в истории строительства миланского собора стал 1769 год. Тогда собор увенчал шпиль 106-метровой высоты с 4-метровой бронзовой статуей Мадонны. Правительство в этом же году издало декрет, по которому ни одно здание в Милане не должно возвышаться над статуей Святой Девы. Это правило действует в городе до сих пор.
В Милане существует исключение из этого правила, это небоскреб «Пирелли». Однако на вершине высотки установлена точная копия статуи Мадонны.
Неоготический «каменный лес» собора, состоящий из 135 шпилей и придающий уникальность внешнему виду собора, был построен по указу Наполеона. Император, итальянец по происхождению, выбрал Дуомо в качестве места для своей коронации.
Архитектурные особенности
В эпоху пламенеющей готики каждый элемент в строительстве был наполнен особым религиозным смыслом. Так, например, если смотреть сверху, то по форме собор представляет собой католический крест.
Величественность сооружения обусловлена его назначением - представлять собой символ божественного миропорядка.
Фасад здания украшен огромным количеством скульптур. Общее чисто статуй на Дуомо - 3400. Здесь изображены мученики и святые, мифические существа и известные исторические лица. Среди фигур, украшающих собор, можно встретить Наполеона Бонапарта, он помещен наверху одного из неоготических шпилей, построенных по его указу. Также здесь имеется статуя русского князя Владимира Мономаха, принесшего христианство на Русь.
Внешний облик собора, воздушный и неземной, связан с выбором облицовочного материала. Для отделки был взят бело-розовый мрамор из Кандольи. Материал по-разному выглядит в зависимости от времени суток. Кого-то он больше впечатляет на рассвете, а кто-то предпочитает его вид в закатном солнце. Гейне, знаменитый поэт, считал, невозможно вообразить чего-то более мистичного и зачаровывающего, чем миланский собор в лунном свете.
В городе распространен речевой оборот «a ufo», что означает «на халяву» или «бесплатно». Выражение берет начало со времен возведения Дуомо. Дело в том, что мрамор для отделки храма был предоставлен церкви герцогом Висконти совершенно безвозмездно. Телеги с мрамором подписывались буквами A.U.F, которые представляли собой аббревиатуру, означающую в переводе на русский язык «для строительства». Благодаря этой надписи ввозимый груз не облагался налогом.
Отдельного внимания достойны дождевые ливники, самые старые из которых относятся к самому началу строительства собора. Ливники - традиционные готические элементы в архитектуре соборов, они изображают разнообразных чудищ, с пастей которых стекает вода во время дождя.
Внутреннее убранство
В интерьере собора сочетаются тенденции средневековья и Возрождения. Огромное пространство храма, стрельчатые арки и высокие своды создают атмосферу готического средневековья, в то время как украшения храма выполнены в традиции Ренессанса.
Окна собора богато украшены витражами, изображающими сцены из Священного Писания. Эти витражи создавались и дополнялись на протяжении всего долгого времени строительства собора. Самые древние из них датируются XV-м веком. В соборе находится самый большой храмовый витраж, он расположен в апсиде и построен братьями Бертини в XIX-м веке.
Мраморный пол собора, покрытый тремя видами мрамора, украшен изящным рисунком. Черный, красный и белый камень был специально привезен для строительства из трех разных уголков Италии.
Достопримечательности
Собор хранит большое количество произведений искусства мирового значения, а также важных христианских реликвий. Перечислим некоторые из них, на которые следует обратить особое внимание:
- Высоко, под самым куполом хранится крупная священная реликвия - гвоздь, которым по легенде был распят Христос. Один раз в год старший епископ Милана поднимается за священным предметом и демонстрирует его посетителям храма.
Существует легенда, что подъемник, который поднимает священника к реликвии, спроектирован самим Леонардо да Винчи.
- Каждый год в ноябре-декабре в храме располагается обширная выставка картин, посвященных жизни Святого Карло Барромео, почитаемого миланского архиепископа. 54 полотна, созданных специально для Дуомо, описывают жизнь и деяния святого.
- Среди статуй выделяется установленная в 1562 году скульптура Святого Варфоломея, примечательная тщательностью проработки деталей. Тело святого, принявшего мученическую смерть, изображено лишенным кожи, он держит ее на своих плечах.
- На южной стороне храма находятся своеобразные солнечные часы, созданные в 1786 году. В своде проделано специальное отверстие, и свет, проходя через него, отражается на латунной полоске с изображениями знаков зодиака. Таким образом, можно зафиксировать момент полудня и текущий месяц.
Как оказалось, приспособление показывало не только время полудня. Благодаря тому, что часы регулярно ошибались, удалось вовремя обнаружить проседание фундамента, угрожающее целостности всего сооружения.
- Великолепие скульптурного искусства Возрождения воплощено в мавзолее Джан-Джакомо Медичи, созданном в 1563 году. Мавзолей украшают изящные скульптуры. Долгое время считалось, что автор шедевра сам Микеланджело Буонарроти. Однако исследования, проведенные в XX веке, не подтвердили этого. Мавзолей стал последним захоронением, оставленным внутри храма. После его возведения во избежание возможных эпидемий хоронить умерших в соборе стало запрещено.
Со смотровой площадки собора на крыше открывается прекрасный вид на город. На вершине Дуомо можно сделать красивые фото, полюбоваться кружевом шпилей и находящимися наверху статуями.
Местоположение на карте, время работы и стоимость
Адрес:
Piazza del Duomo. Milano, Италия.
Официальный сайт:
www.duomomilano.it
Часы работы: с 7:00 до 19:00 , вход в храм до 18:45. В субботу и воскресение собор открыт для посещения с 8:30 до 18:00 .
Вход - бесплатный . При этом обязательным условием посещения является соблюдение подобающего поведения в церкви и нормальный стиль одежды.
График подъема на террасы:
- Понедельник - среда: с 9:00 до 19:00.
- Четверг - воскресенье: с 9:00 до 21:00.
Посещение террас платное, цена - 12 евро . Подъем наверх по лестнице - 7 евро .
На сайте собора можно найти действующую стоимость билетов и возможные изменения в графике работы.
Как добраться?
Доехать до собора проще всего на метро . К станции Дуомо идут первая и третья линии.
Вконтакте
Адрес:
Италия, Милан
Начало строительства:
1386 год
Начало строительства:
1965 год
Координаты:
45°27"51.4"N 9°11"29.9"E
Duomo di Milano - символ Милана, посвященный рождению Девы Марии
Грандиозный, ошеломляющий, великолепный, неподражаемый, роскошный, восхитительный… - какими только высокопарными эпитетами не награждают Duomo di Milano - собор, расположенный на главной (одноименной с ним) площади Милана!
Вид Миланского собора с высоты птичьего полёта
Но даже они не в силах передать те чувства и впечатления, которые испытывают впервые увидевшие его люди.
Гигантский беломраморный собор, выполненный в витиеватом стиле пламенеющей готики (поздней готической архитектуры), стал символом Милана и одним из известнейших сооружений в мире. Официальное название собора - Santa Maria Nascente, он посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, но чаще его называют просто Миланским собором .
Начиная рассказывать о нем, гиды прежде всего упоминают следующие факты: Дуомо ди Милано является самым крупным готическим и 4-м по величине католическим собором в мире после Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро (Кот д"Ивуар), соборов Св. Петра в Риме и Св. Павла в Лондоне . По своей вместимости среди католических уступает лишь собору Св. Петра (Рим), среди готических - собору Мария-де-ла-Седе (Севилья). Общая площадь этого сооружения - 11,3 тыс. кв. м, высота - 106,5 м. В ясную погоду с крыши собора видны вершины Альпийских гор.
Более подробное знакомство с Миланским собором может затянуться надолго, поскольку его внушительные размеры - это далеко не единственное его достоинство.
Фасад собора
История строительства собора - дорога длиною в… 5 столетий
Первый камень будущего собора был заложен архиепископом Антонио ди Салуццо в 1386 г. В предшествующие этому событию времена на том же месте уже успели побывать кельтское поселение, храм Минервы, церкви Санта-Текла и Санта-Мария-Маджоре. Последнюю из них снесли, расчищая участок для Duomo di Milano.
Строилось это великое сооружение из лучшего мрамора, добываемого в карьерах Кандолья, расположенных близ городка Мергоццо в Пьемонте. Используемый в благих целях, этот очень ценный строительный материал по распоряжению пришедшего тогда к власти герцога Джана Галеаццо Висконти не подлежал обложению налогом. Тем не менее, несмотря на просто огромный народный и правительственный энтузиазм, которым сопровождалось строительство собора, оно растянулось на долгие годы, десятилетия и даже века.
Первоначальная разработка архитектурного проекта принадлежала итальянскому архитектору Симоне де Орсениго. Строить собор пригласили мастеров из других стран (Германии , Франции), поскольку сложные готические фасады были более характерны для Франции, нежели для Италии . Спустя 3 года архитектора итальянца заменили на француза - Николя де Бонавентура. Еще через 10 лет его сменил другой француз - Жан Миньо.
Вид собора с площади Милана
Всего в сооружении Миланского собора до 1470 г., в котором строительство возглавил Джунифорте Солари, успело поучаствовать более десятка известных европейских архитекторов . За это время собор из 3-нефного сооружения превратился в 5-нефное, из проекта исчезли часовни, вносились другие значительные и незначительные изменения. Солари и его консультанты Донато Браманте и Леонардо да Винчи внесли в создание архитектурного облика собора весьма значительную лепту: они приняли решение осовременить готику, разбавив ее отдельными ренессансными элементами. Так возник знаменитый 8-угольный купол.
В последующие века храм медленно, но верно продолжал расти, достраиваться и декорироваться. 106-метровый центральный шпиль с 4-метровой статуей Мадонны, выполненной из бронзы с позолотой, был установлен, например, только в 1769 году. (Шпиль разработал Франческо Кроче, статуя работы Джузеппе Перего). Тогда же, кстати, был издан указ с запретом строительства в Милане зданий, заслоняющих его святую покровительницу (увы, современность уже начала вносить в него свои коррективы - первым исключением стал небоскреб «Пирелли», крышу которого украсили точной копией статуи Мадонны).
Так и получилось, что начались работы по созданию этого беломраморного шедевра архитектуры в 1386 г., а завершились (и то не полностью) лишь в 19 веке, когда архитекторы Карл Амати и Джузеппе Занойя по личному распоряжению Наполеона срочно закончили оформление фасада. Главный алтарь Дуомо ди Милано, когда он не был еще даже достроен, в 1417 г., освятил папа Мартин V.
Для прихожан храм открыл свои двери в 1572 г., торжественное открытие провел кардинал Карл Борромео, ставший позднее святым католической церкви.
Оставшиеся строительные и отделочные работы доделывались в здании собора вплоть до 2-й половины прошлого века. Все это время собор достраивался, на его роскошном готическом фасаде находили место все новые и новые декоративные элементы и витражи, были построены главные врата. И только в 1965 г. строительство храма было официально завершено. Тем не менее, даже сейчас еще остались отдельные блоки фасада, которым еще только предстоит превратиться в скульптуры.
Фрагмент фасада собора
Несмотря на частую смену архитекторов, каждый из которых стремился внести в сооружение что-то свое, Миланский собор все же является абсолютно целостным произведением искусства, имеющим при этом совершенно уникальный облик. С одной стороны, он обладает ярко выраженным готическим стилем, который не спутаешь ни с каким другим. С другой стороны, в его фасаде чувствуется североитальянское, а еще точнее, ломбардское влияние, благодаря которому собор приобрел некоторую «приземленность» и тяжеловесность.
Восьмое чудо света и его достопримечательности
Позднеготическое здание Миланского собора отличается огромным количеством изящных шпилей (135 мраморных игл), остроконечных башенок и колонн , соединенных множеством парящих опор, изысканностью фасадов и изобилием скульптур, которых снаружи и внутри собора более 3 тысяч. Здесь присутствуют статуи библейских персонажей, химер, исторических личностей (Наполеона, Муссолини и др.). С крыши собора открываются потрясающие панорамные виды Милана, подняться сюда рекомендуется каждому посетителю, желающему получить полноценное представление об этом архитектурном шедевре в частности и о Милане в целом. Осуществить подъем можно как по лестнице от северной стены храма, так и на специальном лифте.
На крыши собора
Поразить воображение Дуомо ди Милано способен не только внешним обликом, но и внутренним убранством: характерный для позднеготического стиля интерьер, полные величия мавзолеи, уникальные деревянные хоры 16 века (работа Франческо Брамбильи), высочайшие крестовые своды, огромные арочные окна с невероятными цветными витражами, некоторые из которых сохранились еще с 15 века, и многое другое. Храм выглядит огромным и очень торжественным.
Внутреннее пространство храма, способного одновременно вместить до 40 тыс. человек, состоит из 5-ти нефов, разделенных между собой сорока 25-метровыми колоннами. Перед алтарем стоит 5-метровый бронзовый подсвечник Тривульцио с весьма изящным основанием из бронзовой виноградной лозы, изготовленный в 12 веке Николя Вердюном. А над алтарем, под самым куполом хранится главная святыня собора - священный гвоздь, который по преданиям взят непосредственно со Святого Распятия (с креста Спасителя). Каждый год, в ближайшую к 14 сентября субботу, гвоздь подлежит торжественному снятию - это действие выполняется архиепископом, который поднимается к гвоздю на подъемнике, сконструированном, как гласит предание, самим Леонардо да Винчи.
В соборе также располагаются саркофаги нескольких архиепископов Милана, относящиеся к 14-18 векам и выполненные известнейшими итальянскими мастерами. Заметной отличительной чертой собора является на первый взгляд неисчислимое количество статуй: только интерьер 8-угольного купола располагает статуями в 4 ряда по 15 штук в каждом! Самая известная в соборе - статуя Св. Варфоломея, созданная Марко д"Аграте в 1562 г. Обращают на себя внимание скульптуры Джан Джакомо Медичи (Леоне Леони, 16 век), Мартина V (Якопино да Традате,15 век), Владимира Мономаха.
Среди прочих достопримечательностей храма стоит отметить «Меридиан» - солнечные часы со знаками Зодиака (на знак, соответствующий текущему месяцу ровно в полдень безошибочно указывает солнечный луч); два больших органа; три уникальных алтаря работы Пеллегрино Пеллегрини; египетскую ванну 6 века, использующуюся в качестве крестильной купели, и другие произведения искусства.
Миланский собор в 21 веке
Несколько лет в начале нашего века (до 2009 года) - Миланский собор был закрыт на реконструкцию. До этого момента реставрационные работы в нем проводились лишь однажды - после 2 мировой войны, когда здание храма пострадало от воздушных налетов. Сейчас все работы завершены, и фасад здания вновь предстал перед жителями и многочисленными гостями Милана во всей своей могучей красе.
Когда человек приезжает в Милан как турист, по делам или на шоппинг, неизбежно ему суждено оказаться на главной и центральной площади города, площади Собора. Эта площадь является сердцем города во всех отношениях, ведь если воткнуть воображаемый циркуль в эту точку, он очертит идеальный круг, который и будет средневековым центром города. Но все эти соображения уходят на задний план при реальной встрече с этим парящим над землей мраморным чудом, которому уже без малого 7 веков. В 1386 году был заложен первый камень этого самого главного готического собора Италии, третьей по величине церкви всего католического мира. Больше него только Собор св. Петра в Ватикане и Севильский собор в Испании, 40 тысяч человек может разместиться под его гулкими мраморными сводами.
Мы знаем, что мрамор особенно ценится как материал на протяжении всей истории человечества. Причина этого станет понятной даже далекому от искусства человеку при ближайшем же контакте с Миланским собором (Собор Дуомо) (Duomo di Milano) . При разном освещении, в разное время суток и в разное время года это здание удивительным образом может создавать совершенно разное настроение, внушать разные чувства. Может быть, вы захотите воспользоваться советом знаменитого немецкого поэта Гейне, который был уверен, что лучше всего Миланский собор смотрится в полночь под ярким светом луны. Тогда кажется что многочисленные мраморные обитатели его террас и шпилей вот-вот сойдут со своих постаментов и начнут рассказывать удивительные и слегка пугающие средневековые истории. Статуй на соборе около 3400, и среди них можно найти не только библейских персонажей, но и 96 химер-востоков, боксеров в стойке, статую, которая по мнению миланцев стала прототипом Статуи Свободы в Нью-Йорке, и даже маленький портрет Муссолини. Последний, правда, сейчас переделан до неузнаваемости и найти его можно только «по подсказке». На самом почётном месте возвышается символ города. Это золоченная фигура Мадонны, ведь храм посвящен Рождеству Богородицы. Миланцы ласково называют свою заступницу Мадонночкой, хотя размер её 4,16 метра, а весит она около тонны.
Внутри собора вас встретит полумрак и мистическое сияние витражей. Нигде в Италии вы не найдете такого количества витражей в одной церкви, а алтарные окна восхищают самыми большими витражами в Европе. Если провести глазами линию от центра алтаря наверх, под самым потолком можно увидеть маленький красный огонёк. Там хранится великая святыня Милана — гвоздь со Святого Распятия. Если вам повезет побывать в Милане в сентябре, в ближайшую субботу к 14 сентября (День Воздвижения Креста Господнего), вы можете побывать на церемонии торжественного снятия гвоздя архиепископом Милана, который поднимается под купол собора на старинном подъемнике. По преданию этот подъемник придумал сам Леонардо да Винчи.
Самое необычное из того, что можно увидеть в соборе — это меридиан, солнечные часы, которые с конца 18 века показывают полдень. Вдоль всего входа тянется металлическая полоска, на которой размечены знаки зодиака. В
полдень солнечный луч безошибочно встает на тот знак, который соответствует текущему месяцу. В 60-х годах прошлого века сбои в работе меридиана подали сигнал о серьёзной опасности — проседании собора.
Собор Милана, который больше 500 лет с любовью строили жители одного из самых процветающих городов Европы, богат многими другими достопримечательностями и шедеврами.