Как реставрируются особняк гаусвальд и дача громова. Что происходит с историческими дачами на каменном острове Где находится дача гаусвальд
Помните фильм "Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона"?
Вот в это окно, что на фотографии, Ватсон бросал дымовую шашку в дом Ирэн Адлер (серия "Сокровища Агры")..
Это дача Гаусвальд на Каменном острове в Петербурге.
Я была там в этот понедельник..
Неужели в этот понедельник???
Даже не верится...Прошло всего четыре дня, а все вокруг так переменилось...
Ну ладно, я сейчас не об этом...
В субботу я гуляла по Каменному острову, в том числе и эту дачу фотографировала...
А после прогулки залезла в интернет и прочла, что "дачу Гаусвальд спасти невозможно и принято решение ее снести"..
Мне сразу же захотелось пойти туда снова и пофотографировать поподробнее.
Что я и сделала в понедельник.
Пришла, а там.....
А там, обойдя дачу со всех сторон, захотела подойти поближе..
Но невысокий металлический заборчик окружает ее со всех сторон, калитка закрыта на замок...
Что делать? - я уже было собралась перелезть через ограду...
Но тут, случайно, из флигеля вышел охранник и сказал, что за забор нельзя ни в коем случае, что это теперь частная собственность и вход строго воспрещен.
Он подошел к заборчику с другой стороны, очень симпатичный дядька лет за 50, и оказалось, что это не просто охранник, а настоящий знаток своего "объекта", который рассказал мне всю историю дачи Гаусвальд, с подробностями, которых я не видела и в интернете..
Даже старые фотографии дачи показал..
Все через забор - свою обязанность охранника блюдет он очень строго....
Вот бы везде такие охранники были!
Кстати, если хотите, вы можете увидеть этого замечательного человека в самом конце вот этого ролика:
http://www.spbtv.ru/new.html?newsid=381
А история этого здания чрезвычайно интересна!...
Построена дача была в 1898 году для жены булочного мастера, поставщика императорского двора, Евгении Карловны Гаусвальд.
Авторы проекта — очень модные в то время в Петербурге архитекторы Владимир Чагин и Василий Шёне.
И выполнена дача в самом модном в то время стиле - в стиле модерн..
Почему-то именно зданий в стиле модерн сохранилось в наше время очень мало...
Как в Москве, так и в Петербурге...
"Их дом отличается свободным планом и многоуровневым расположением помещений. Угол дома, выходящий на пересечение аллей, выделен характерным для французского направления модерна закругленным порталом входа.
Дом, построенный для семьи Гаусвальд, имеет фасад, оформленный различными материалами: бутовой плитой, желтым кирпичом, деревом, и по праву принадлежит к лучшим произведениям модерна в Петербурге.
Отечественные кинематографисты снимали особняк неоднократно. Почти в каждом втором фильме-оперетте, выпущенном в советские времена на «Ленфильме», мы с легкостью узнаем главный фасад дома по очень характерной круглой двери.
Утрачен металический завиток у светильника.
С ним это был символический скрипичный ключ, который намекал на музыкальные пристрастия хозяйки дачи:
Именно отсюда миссис Айзенштайн (Л. Максакова) провожала в тюрьму (как ей казалось) своего супруга Генриха Айзенштайна (Ю. Соломин) в фильме «Летучая мышь». И именно перед этой дверью «авантюристка», оперная певица и просто красавица Ирэн Адлер появляется впервые перед Холмсом и зрителями в замедленной рапидной съемке."
Кроме того, здесь снимались фильмы "Дон Сезар де Базан", "Марица".
Каменный остров всегда считался привилегированным местом..
До Екатерины II он принадлежал канцлерам, сначала Головкину, потом Бесстужеву-Рюмину.
В 1765 году императрица Екатерина II вернула его в собственность императорской фамилии, подарив наследнику престола цесаревичу Павлу Петровичу. Столичная элита тут же выстроилась в очередь за высочайшим соизволением на строительство дач в соседстве с резиденцией великого князя..
Выпала такая честь и поставщикам двора его Величества - булочнику-кондитеру Гаусвальду, ювелиру Гау, обувному торговцу П.Гозе и др..
Дом Гаусвальд (2-я Березовая аллея, 32) считается первым в России зданием в этом стиле: подчеркнутая асимметрия, изломанные линии портала и крыши. Прототипом послужила архитектура английских коттеджей.
В 1918 году в особняке разместили 3-ю детскую колонию имени Луначарского. Думаю не надо объяснять что это такое?
Беспризорники отломали почти все копья с металлической ограды, разобрали красивые витражи в окнах ради свинцовых перемычек, из которых они делали грузила для удочек, а цветными стеклышками витражей они просто играли...
Внутри дачу поделили на клетушки, в которых могло поместиться по несколько кроватей...
Через несколько лет дачу отдали Ленинградскому Металлическому заводу, для жилья рабочим...Но руководство завода быстро сообразило, что удобнее тут будет сделать санаторий-профилакторий.
В таком виде дача и просуществовала до самой перейстройки..До того времени, как заводы стали "чахнуть" и избавляться от детских садов, пионерских лагерей, санаториев, и прочего "балласта" ..
Дачу приобрела частная компания, которой был нужен собственно только участок..Но разрешения на снос памятника арзитектуры компания получить не могла..
Тогда - "не мытьем, так катаньем" - предприниматели просто забросили здание, оно простояло 8 лет без отопления и все деревянные детали дачи были "съедены" белым грибком..
Так бы дача и погибла, уже почти погибла..Но..
Новый хозяин дачи, выкупив ее именно как памятник архитектуры, обязан реставрировать ее...
И оказалось, что это все-таки возможно:
"Заместитель председателя КГИОП Борис Кириков отметил, что дача — это первая законченная вещь в стиле модерн. Тем не менее, по его мнению, утрата деревянной части не такая уж беда, так как она претерпела много кардинальных искажений. «Драматизм ситуации смягчается тем, что мы имеем дело с результатом многочисленных перестроек, — считает он. - А восстановление позволит вернуть ей утраченный первозданный вид». Вместе с тем, чиновник считает, что «за кирпичную часть необходимо держаться». «Ну не умеем мы делать такой кирпич! - с досадой заявил он. — Что видно на особняке Ксешинской».
Член Совета Михаил Мильчик отметил, что если фундаменты будут разобраны, объект потеряет статус памятника, так как полное воссоздание - это новострой. «Башню и входную дверь нужно сохранять и реставрировать», — считает он.
Напомним, что дача Гаусвальда включает 4 здания. Она на 80% состоит из деревянных конструкций. Согласно экспертизе, проведенной в 2005 году, было установлено, что деревянные конструкции заражены белым грибком, который не поддается уничтожению через обработку растворами. Единственный способ борьбы с ним - вырезание пораженных участков и сжигание на стороне (чтобы спорами грибка не заразить окружающие постройки). Но если пойти на это, то от дачи останется 2-3 метра обрезков древесины. Поэтому эксперты считают, что деревянные конструкции постройки не подлежит реставрации.
В фундаменте башни имеются неравномерные просадки, трещины, тем не менее, все каменные конструкции при оборудовании системы водоотведения могли бы быть сохранены, считают специалисты."
Так что, есть надежда, что дача Гаусвальд не погибнет, а будет еще долго радовать своим видом наших детей и внуков.
Вот!
Этот необычный особняк хорошо знаком жителям Санкт-Петербурга и гостям Северной столицы. Дача Гаусвальд на Каменном острове отличается от всех окружающих ее строений. Этот дом, напоминающий карамельную игрушку, удивительно яркий и даже озорной. Здесь режиссер И. Масленников снимал популярную киноленту о приключениях легендарного Шерлока Холмса и его помощника и верного друга доктора Ватсона.
Авторы проекта
Дача Гаусвальд, адрес которой: остров Каменный, Большая аллея, 14 — редкий и оригинальный образец деревянного зодчества России, первое сооружение в стиле модерн не только в Санкт-Петербурге, но и в стране. Многие считают, что здание напоминает пряничный дом. И это неслучайно. Молодые архитекторы Василий Шене и Владимир Чагин строили его для Е. К. Гаусвальд — жены известного в Петербурге булочного мастера.
В. И. Чагин получил академическое образование. Дача Гаусвальд - не первая работа известного архитектора. До начала строительства он уже участвовал в крупных проектах. Примечательно, что после революции 1917 года Чагин не покинул страну, а начал заниматься восстановлением и реконструкцией многих памятников истории и архитектуры Петербурга. Здания в стиле модерн Владимир Иванович стал строить в Петербурге одним из первых. Большинство работ мастер создавал в содружестве с В. И. Шене.
О Василии Ивановиче сохранилось немного сведений. Он имел собственный особняк с небольшим парком на Крестовском острове. В 1916 году он был конфискован за долги. Даже дата смерти точно не известна: источники, как правило, ограничиваются фразой «после 1935 года». Тем не менее работы Шене сохранились: четыре дачи, расположенные на Каменном острове, среди них и его собственная, которая так и не была завершена, особняк Кельха, который можно увидеть на улице Чайковского, 28, дом Н. В. Чайковского на Невском, 67, а также несколько доходных домов, которые находятся в историческом центре Санкт-Петербурга.
Для молодых архитекторов дача Гаусвальд стала настоящим экзаменом, который они выдержали с честью: к делу подошли творчески, отбросив все стереотипы. Они сделали акценты на выразительности геометрических форм — цилиндра, куба и конуса, совместив эти элементы.
Каменный остров
Уже во времена строительства особняка Каменный остров считался привилегированным районом города, где жили состоятельные и известные люди: купец Елисеев, выдающиеся учёные, промышленник Путилов. История Каменного острова окутана легендами и тайнами.
В древности заблудившиеся моряки увидели огромную скалу, которая высилась над водой. Причалив к берегу, они исследовали землю и решили дать острову название Каменный. Гораздо позже, когда к власти пришел Николай II, остров стал очень популярен у элиты — буквально за несколько лет он был застроен усадьбами.
Дача Гаусвальд (Санкт-Петербург): история
Здание, построенное в 1898 году, названо по фамилии его первых владельцев — супругов Гаусвальд. После революции 1917 года остров был переименован. Он получил распространенное в те годы название — остров Трудящихся. Эта некогда живописная территория опустела, а роскошные дома облюбовали беспризорники. С каждым годом в Петербурге их становилось все больше и больше.
Именно тогда (1918 г.) новые власти города приняли решение об открытии в здании детской колонии № 3 имени Луначарского. жили здесь до 1923 года. Маленькие обитатели растаскивали все, что могли снять. Великолепные цветные витражи с изящными вставками из свинца они разбирали и делали грузила для удочек, а красивые цветные стеклышки использовались в играх или обменивались на что-то еще более «ценное».
Спустя годы в особняке разместили санаторий-профилакторий завода. Остров Трудящихся превратился в место отдыха крупных чиновников. Здесь снова появился дачный поселок. В девяностых годах прошлого столетия дача Гаусвальд была продана компании «Импульс», которая и сегодня является ее владельцем.
Описание
Дача Гаусвальд на Каменном острове (Петербург) является уникальным памятником архитектуры. На первом этаже здания находились жилые комнаты, выше - комнаты для гостей и кабинет хозяина. За образец авторы проекта, по мнению некоторых специалистов, взяли классический английский коттедж, имевший отдельный вход для прислуги, а другие считают, что в архитектуре здания отчетливо просматривается баварский стиль. Думаем, что для владельцев дома это было не столь важно: импозантный и стильный снаружи, изнутри коттедж был очень уютным. Здесь все было продумано до мелочей.
Архитектура особняка
Дача Гаусвальд на Каменном острове построена в стиле модерн. Серый кирпич башни, каменные плиты, желтые оштукатуренные стены соседствуют с резными элементами фронтонов, выполненными из дерева. Они придают конструкции изящество и сложность. При этом точно соблюдена характерная для этого стиля асимметрия, изломанная линия крыши и т. д.
Двухэтажная центральная часть строения изготовлена из дерева, к ней прилегает одноэтажное здание с полукруглым порталом. Цокольная часть, облицованная бутовой плитой, характерна для практически всех коттеджей на Каменном острове. Здание почти не имеет острых углов, оно асимметрично, сглажено и по этой причине раскрывается со всех сторон. Фасады украшают остроконечные башенки. Чтобы по достоинству оценить замысел авторов проекта, необходимо обойти вокруг здания.
Дача Гаусвальд отличается красивым силуэтом. С севера расположена башня с полуциркульными окнами. Две террасы, каждая из которых имеет по четыре колонны, находятся с южной стороны. План дома был разделен на функциональные зоны: северо-восточная отводилась для жизни владельцев, а юго-западная предназначалась для служебных помещений,
Дача Гаусвальд является настоящей кинематографической знаменитостью. Эти стены стали декорациями для многих фильмов. Здесь снимали сцены знаменитого сериала о Шерлоке Холмсе режиссера И. Масленникова. Петербуржцы нередко называют это здание домом Именно так по сюжету звали любимую женщину великого сыщика. Здесь же снимались такие популярные ленты, как «Летучая мышь» и «Дон Сезанн де Базан» Яна Фрида.
В особняке снимались такие выдающиеся актеры, как Юрий и Виталий Соломины, Михаил Боярский, Игорь Дмитриев, Анна Самохина, Лариса Удовиченко, и многие другие.
Дальнейшая судьба памятника
Для этого уникального сооружения тяжелые времена настали после распада СССР, в годы перестройки. Дача Гаусвальд была продана частной компании «Импульс», которая двадцать лет не использовала ее и не обслуживала. В результате дом пришел в запустение. Проведенные исследования показали, что более 80% всех деревянных построек разрушены плесенью и поражены грибком.
Ознакомившись с заключением экспертов, городские власти решили снести все деревянные конструкции. Однако этого не было сделано. Еще через несколько лет по итогам новой проверки аварийности строения было принято окончательное решение разобрать все деревянные конструкции сооружения и в дальнейшем построить здесь здание по проекту Рафаэля Даянова. К сожалению, и сегодня сооружение находится в плачевном состоянии и продолжает разрушаться.
Дача Гаусвальд: как попасть?
Сегодня туристы уже не смогут попасть внутрь здания. Но еще можно увидеть, как выглядит снаружи знаменитое строение. Чтобы добраться сюда, петербуржцам и гостям Северной столицы необходимо доехать до станции метро «Петроградская». Здесь потребуется пересадка на автобусы № 46 или 1, троллейбус № 34. Этот транспорт довезет вас до остановки «Каменный остров». Затем необходимо пройти по улице Первой Березовой до Большой аллеи и свернуть направо, к дому № 14. Пешая прогулка займет не более десяти минут.
Можно доехать до станции метро «Черная речка». Выйдя из метро, пройдите пешком в сторону набережной. Затем перейдите через мостик на Каменный остров и по набережной Большой Невки следуйте до Большой аллеи. Затем сверните налево, к дому № 14.
К «противоаварийным работам» в доме приступили спустя девять лет.
10 августа активисты ВООПИиКа , что на Большой аллее, 12, начали разбирать памятник архитектуры «Дача Гаусвальд». На информационном щите указано, что на территории здания ведут противоаварийные работы.
О том, что здание нужно спасать (или сносить), еще в 2008 году. Замдиректора «Спецпроектреставрации» Михаил Мильчик девять лет назад рассказал журналистам, что деревянные конструкции дачи сильно поражены белым домовым грибом. По его словам, здание страдает от вредителя настолько, что дом уже не спасти. Условия для его развития были созданы прежними владельцами, когда в здании был санаторий-профилакторий ЛМЗ. Через несколько недель после заявления дачу Гаусвальд к разборке.
Только через год, в мае 2009 года, Совет по сохранению культурного наследия от идеи разборки памятника архитектуры. Тогда глава комитета по охране памятников Вера Дементьева сообщила, что проведут еще одну экспертизу состояния дома. Этим должна была заняться Лесотехническая академия совместно с институтом «Спецпроектреставрация». Но именно «Спецпроектреставрация» весной 2008 года признала единственно возможным вариантом снести деревянную дачу, а затем отстроить ее заново.
Руководитель группы «ЭРА» Алексей Ярэма рассказал, что общественности отказали в проведении независимой микологической экспертизы дачи Гаусвальд. В КГИОПе объяснили свою позицию тем, что доступ на объект закрыт, так как хозяин здания - частная фирма - не намерен пускать на свою территорию экспертов.
В начале 2010 года Лесотехническая академия от технической экспертизы дачи. Градозащитники предполагали, что это произошло под давлением комитета по охране памятников, которому, по их версии, выгоднее выдать застройщику разрешение на снос.
С экспертизой дачи , а к реставрации не могли приступить несколько лет. В 2011 году по итогам нового обследования комитет по охране памятников «угрозу обрушения аварийных конструкций». В 2012 году информация о том, что в здании сделают срочный противоаварийный ремонт. Тогда здание уже находилось в ведении ООО «Импульс», которое собиралось реконструировать здание по проекту ООО «Архитектурное бюро „Литейная часть-91“».
Действия и противоаварийные работы на даче Гаусвальд начались только в июле 2017 года. На ее территории появились рабочие и бытовки. При этом генеральный проектировщик («Литейная часть-91») оказался не в курсе каких-либо работ на объекте. Его представители считают, что проект противоаварийного ремонта дачи уже устарел. По информации, указанной на информационном щите, работы будут проводить до середины 2018 года. На том же щите указан номер разрешения на работы, выданного КГИОП.
Этот дом был построен в 1898 году по заказу булочного мастера Гаусвальда для его супруги Евгении Карловны. Проект создавался известными архитекторами Чагиным и Шёне. Владимир Иванович Чагин получил образование в Академии художеств и к моменту начала работы над дачей Гаусвальд уже участвовал в нескольких крупных проектах, а после Октябрьской революции занимался реконструкцией и восстановлением многих памятников архитектуры. Именно он одним из первых стал строить в Петербурге здания в стиле модерн, большинство из которых создавал совместно с Василием Ивановичем Шёне.
Каменный остров уже в те годы был привилегированным районом Санкт-Петербурга, где жили многие известные и состоятельные люди: купец Елисеев, крупный промышленник Путилов, выдающиеся учёные.
Дача Гаусвальд является первым в России зданием в стиле модерн, большая часть которого построена из дерева. При этом соблюдены характерные для этого архитектурного стиля асимметрия, изломанные линии крыши и некоторые другие детали. Центральная двухэтажная часть постройки деревянная, к ней прилегает одноэтажное строение, имеющее полукруглый портал. Цокольная часть облицована бутовой плитой, использовавшейся при строительстве большинства коттеджей на Каменном острове. На первом этаже были расположены жилые хозяйские комнаты, а на втором - кабинет и апартаменты для гостей. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что очень многое при создании дачи Гаусвальд было взято из классической английской коттеджной архитектуры, а другие утверждают, что в чертах здания прослеживается «баварский» стиль.
В первые годы после Октябрьской революции Каменный остров, к тому моменту переименованный в остров Трудящихся, стал пустовать, и в его элитных домах поселились беспризорники, которых со временем становилось всё больше. Тогда по решению властей в даче Гаусвальд разместилась детская колония. Беспризорные дети проживали здесь до 1923 года и растаскивали всё, до чего могли добраться: цветные витражные стёкла с изящными свинцовыми вставками разбирались питомцами колонии на грузила для удочек и прочие надобности.
В середине 1920-х годов в даче Гаусвальд разместился профилакторий Ленинградского металлического завода, а сам остров Трудящихся стал местом сосредоточения дач крупных чиновников. На протяжении советской эпохи внешний вид дачи Гаусвальд привлекал внимание создателей многих известных кинофильмов. В этом доме Ян Фрид снимал свои «Дон Сезар де Базан» и «Летучую мышь», а в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова дача Гаусвальд превратилась в особняк Ирэн Адлер.
После распада Советского Союза для дачи наступили тяжёлые дни. Это здание было приобретено частной фирмой, которая на протяжении двадцати лет никак его не использовала, и дом пришёл в полное запустение. После проведения исследования выяснилось, что более 80% деревянных построек практически разрушено плесенью. Ознакомившись с заключением специалистов, власти решили снести все пострадавшие деревянные конструкции. Впрочем, этого так и не произошло. Ещё через несколько лет была новая проверка аварийности, в результате которой окончательно было принято решение разобрать все деревянные части, а впоследствии на их месте установить постройку, созданную по проекту архитектора Рафаэля Даянова.
Сейчас идёт реставрация, зданию обещают вернуть исторический облик к концу 2019 года.
Хлебных дел мастер Гаусвальд решил порадовать свою жену и подарить ей дачу, но как настоящий булочник решил дачу не просто построить, а "испечь"! Место было выбрано тоже удачно, сверхэлитный дачный поселок на Каменном острове в котором только начали раздавать земли с барской руки императорского двора Николая II. Здесь вовремя подсуетились и уже успели отстроиться купцы Елисеевы, профессор Бехтерев, промышленник Путилов и даже основатель китайского города Харбина господин Свирягин.
Чтобы дача выглядела как праздничный торт на юбилее заморского князя, как пряничный домик в императорском саду или как предмет чаепития из сказки Кэрролла, Гаусвальд позвал молодых архитекторов, которые смогли воплотить самые смелые кулинарные решения в архитектуре этого особняка. Не удивлюсь, если в кладке стен и правда использовался настоящий бисквит.
С задачей Чагин и Шёне, а именно они и были архитекторами, блестяще справились. Я даже уверен, что новый дом как свежеиспеченный торт хотелось откусить, при этом обязательно запачкав нос в воздушном креме. Кстати, в азбуке Александра Бенуа есть картинка про заколдованный дом сморщенной старушки-сказочницы, сложенный из пастилы и шоколада, может именно им восхищался Гаусвальд и архитекторы?
3.
фото из гугл документов
Остров трудящихся
Спустя 15 лет дорвавшаяся до руля новая социалистическая власть не очень жаловала "элитные" слои населения, в которые входили и обитатели местных дач. Чтобы не гневить это правительство, те спешно испарились из страны и материализовались в Европейских поселениях, оставив все свое добро на благо трудящихся. Правда в первые годы революции эти дома никому не были нужны, только их внутренности. В стране же решались другие вопросы, остров опустел, чем и воспользовались беспризорники, обосновавшись на дачах по всему острову.
4.
Новая власть быстро опомнилась и решила разом национализировать все особняки, передав их в ведение детской колонии. Чтобы, так сказать, далеко ходить не надо было. Легким движением руки дача Гаусвальд стала домом для третьей детской колонии имени Луначарского. В таких условиях особняку приходилось особенно тяжело, если даже цветные витражные стёкла с изящными свинцовыми вставками разбирались питомцами колонии на грузила для удочек.
5.
Остров острых заборов
Продлилась эта радость от пятизвездочного размещения для беспризорников недолго, выгодное стратегическое расположение острова и дач оценили и новые рулевые страны. Какие беспризорники? Тут наша "элита" жить будет, зря чтоли за равноправие воевали? Ну и превратили по сути весь комплекс на Каменном острове в список номенклатурных дач, за что тот получил в народе звание "Остров острых заборов". В особняке Гаусвальд разместился профилакторий Ленинградского металлического завода, а сам остров стал довольно далек не только от социальных потрясений, но и от нужд трудящихся. С чем боролись, на то и напоролись.
6.
Дом Ирэн Адлер
С развитием советского кино особняк благодаря своим прекрасным формам и природной красоте превратился в знаменитость. Дача Гаусвальд начала принимать активное участие в съемках и была готовой декорацией для многих фильмов. Главной лентой принесшей ей известность стала картина "Шерлок Холмс: Сокровище Агры", где она сыграла роль дома Ирэн Адлер.
Пускай в стенах этого дома играли такие актеры как Ливанов, Соломины, Караченцов, Боярский, Самохина, Дмитриев, Богатырев, Удовиченко и многие другие, но именно эта роль настолько запала людям в душу, что с тех пор все забыли про булочника, а здание теперь называют исключительно домом Ирэн Адлер.
7.
Белый гриб
Самым сложным и губительным периодом дачи стало время "перестройки". В начале 90-х с молотка одного аукциона карамельный домик отправили в руки частных владельцев. То ли хозяин погиб в бандитской разборке, то ли бежал за границу, то ли отправился в места не столь отдаленные, но известно точно одно, про дом он забыл и за ним никто больше не следил.
8.
Вспомнили о бисквитном домике только в 2008 году на заседании совета по сохранению культурного наследия. Именно там был поднят вопрос, который сам по себе и отпал по результатам проведенной экспертизы, 85% деревянных перекрытий уничтожены белым грибком. Каков приговор? Дача должна быть снесена.
9.
Естественно такой расклад жителей не устроил, и нашли новое компромиссное решение. В администрации города сказали, что будут разобраны, а после воссозданы все деревянные конструкции, при этом каменная часть сохранится в первозданном виде. Как вы видите, особняк по-прежнему в аварийном состоянии, внутренние интерьеры дома потеряны безвозвратно, а реставрационные работы так и не начались. Судя по вяло текущим процессам и сообщениям прессы, в администрации города все же собираются исполнить изначальный приговор.