Изборская крепость. Изборская крепость (Изборск). Маршрут Юго-восточная стена Изборской крепости и панорамы окрестностей
Как и обещал, продолжаю делиться с вами, уважаемые читатели портала «Переправа», своими впечатлениями от участия в «Изборском клубе». Клуб этот открыт был столь помпезно, а благоволение к нему Кремля выражено столь демонстративно, что он еще… какое-то время, пожалуй, просуществует.
В моих словах, поверьте, нет и тени иронии. Мне по душе это начинание: уж лучше такая площадка для совместной мозговой атаки «вменяемой оппозиции», чем никакой вообще. Лучше уж такой, робкий и неуклюжий реверанс «вертикали» в сторону патриотов и имперцев, чем откровенное угождение либерально-одержимому Западу.
Клуб, конечно, нужен, спору нет. Но сможет ли он выполнить задуманное? Станет ли лабораторией для выработки новой стратегии России в исключительно непростых для нее внутренних и внешних условиях? Достигнут ли его рекомендации, буде они состоятся, ушей В. Путина и его окружения, или прямиком отправятся «под сукно»?
Вопрос отнюдь не праздный. И не потому только, что согласие Кремля на создание противовеса Валдайскому форуму либералов может оказаться очередной дымовой завесой, ловким фортелем в духе В. Суркова: пусть-де имперцы погутарят, от нас не убудет, а пары растущего недовольства помаленьку стравят, да и сами на виду все время будут….
Это, конечно, версия, но версия вполне реальная в свете крайне непоследовательной политики режима, все еще старающегося одним седалищем уместиться сразу на двух стульях - либеральном и патриотическом. Так что пусть расшаркиваниями Кремля с Прохановым и его клубом никто из нас особо не очаровывается. «Судите их по делам их» - учит вековая духовная мудрость. Да и факты - упрямая вещь. Судите сами: каким громадным медийным арсеналом владеют прозападные либералы, и куцым каким - наши доморощенные патриоты. Слон и Моська! Стыдно: в Москве, столице России до сих пор нет ни одного FM - диапазона патриотического направления!
Впрочем, помимо лукавства властей, коего у них не отнять, существуют и другие, не менее важные препоны, способные похоронить идею «Изборского клуба» в самом ее зародыше. Некоторых из них мы отчасти коснулись в предыдущих публикациях на данную тему. Пора подвести черту. Итак, вот слабости «Изборского клуба», как увидел их, пожалуй, единственный на этом собрании представитель национально-религиозных сил.
Первое: отсутствие единомыслия и единодушия в рядах участников. Хотя все они, по словам А. Проханова, «знают друг друга» и со временем призваны стать чуть ли не «интеллектуально-духовным товариществом, а то и братством», на деле синтеза идей не получилось. Каждый оратор был самодостаточен и склонен обсуждать только свою собственную точку зрения. С ней он пришел - с ней и ушел. Кто и как будет сводить, синтезировать эти весьма разношерстные и противоречивые взгляды, чтобы на выходе дать искомый «вектор идеологии нового российского государства, нащупать коды русского развития и устранить нынешние перекосы», и будет ли - осталось за кадром. Разумеется, такой вопрос был бы неуместен, если бы сами участники изначально и сознательно подчинили себя общей и благородной задаче синтеза, но… честно говоря, подобного настроя я не заметил.
Второе. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что человек на девяносто процентов состоит из дьявола, на девять - из книжной премудрости, и только на один процент - из Бога. Дьявольское начало в нас проявляется, в первую очередь, через рабство страстям, и матери их - гордыни. Пока гордыня клокочет в сердце, о единодушии и единомыслии и думать нечего. Каждый будет тянуть одеяло в свою сторону. Другое проявление дьявольского духа разделения - увлеченность будущим. В Изборске это было очень заметно. Каких только прогнозов, рассчитанных на десятилетия вперед, не нагромоздили наши теоретики! И все разные! Между тем, спроси любого из нас: что случится через пять минут, - и станет очевидна цена всех этих «квази-умо-фантазий». По воле Божьей, будущее закрыто от смертных людей непроницаемой завесой, следовательно,… оно будет всегда иным, нежели любые (!) наши на сей счет предположения.
Третье. «Изборский клуб» изначально несет в себе не только семена раздора, присущие в наши дни любому собранию, составленному из людей, далеких от глубокого и истинного понимания веры. В нем, увы, силен и заметен дух интеллектуальной элитарности и оторванности от чаяний и нужд простых людей. Можно сформулировать любые планы, но кто их станет претворять в жизнь? Можно, конечно, уповать на то, что Путин со временем образумится и изменится, но где гарантия? Не лучше ли вместо того, чтобы дрейфовать за властью, все более и более отрываясь (как и она сама) от обманутого и ограбленного народа, идти в этот народ, искать с ним общий язык, выяснять, чем он дышит и что может пробудить его от спячки, чтобы… тем самым, в итоге влиять на власть, а не ждать от нее благосклонности и подачек?
Четвертое. «Изборцы», похоже, не вполне отдают себе отчет в том, что политическая оппозиция в России, вся без исключения, находится в глубоком застое и кризисе, и выход из этого тупика пролегает явно не через теоретические «посиделки». Вернее, будучи людьми искренними и знающими, они догадываются и порой даже честно признают необходимость выработки «смелых, нестандартных, прорывных» решений. Беда лишь в том, что в той душной идейно-политической среде, где они сформировались как личности и мыслители, таковых решений уже нет. И быть не может. «Старая» политика с ее идеологиями-банкротами отжила свой век и полностью исчерпала свой потенциал. Искать на этой свалке заблуждений человеческого разума некие «прорывные решения» все равно, что, по слова Конфуция, в темной комнате искать черную кошку, которой там нет.
Пятое. Оставаясь в рядах «Изборского клуба», мы видим свою задачу не в том, чтобы переубеждать наших коллег и товарищей. Дело это, прямо скажем, почти невозможное. Но мы будем:
а) настойчиво предлагать свежие и действительно прорывные идеи, зарождающиеся в недрах национально-религиозного фланга оппозиции - идеи богочеловеческого синтеза, духовно-светского служения, становления народа Божия как «закваски» нового Русского мира;
б) отслеживать ход дискуссии в рамках клуба, и искать себе союзников и попутчиков в надежде на то, что кого-то из них Господь введет в «разум истины»;
в) предупреждать возможные провокации против этого начинания с любой стороны, в том числе и от власти.
Александр Нотин
Источник изображения: http://pln-pskov.ru/
Ехать из Санкт-Петербурга - порядка 300 км, в Псковскую область . Довольно далеко, поэтому рекомендую позаботиться о ночлеге. Переночевать можно в гостевом домике Изборской крепости или в одной из гостиниц города Пскова . В любом случае надо забронировать номер заранее. Летом свободных мест может не оказаться.
Самый предпочтительный способ передвижения для этого маршрута – личное авто. Только так вы успеете осмотреть все достопримечательности Изборской крепости и Мальской долины без суеты. Да еще и в Печорский монастырь заглянуть успеете. Ехать надо по Киевскому шоссе до города Псков а. Далее – по Рижскому шоссе .
Машину можно бросить на подъезде к крепости, или на одной из улочек Старого Изборска .
Неплохой вариант – это ехать в составе группы на экскурсионном автобусе. Вы будете немного ограничены в свободе передвижений, но основные достопримечательности вам обязательно покажут.
Если вы глубоко православный, то можете поехать с паломниками. Есть специализированные паломничьи туры, в том числе и Псков-Изборск-Печоры. Программа будет несколько специфичной: молебен во Пскове
, осмотр Изборской крепости
, поездка в Печорский монастырь
. Женщинам обязательна спецодежда - юбка и платок.
Общественным транспортом добираться тяжело. Но вполне реально. Только ехать надо пораньше с утра. До Пскова можно доехать на поезде или рейсовом автобусе. От Пскова до Изборска с Псковского автовокзала ходит автобус на Старый Изборск и Печоры (через Старый Изборск ). Придется очень четко спланировать маршрут, чтобы состыковаться со всеми автобусами/поездами. При удачном раскладе еще и пара часов на Псков останется.
Дорога, ведущая из Новгорода, Званица (ныне улица Леона Поземского) - продолжение дороги из Гдова и Нарвы.
По Изборской улице с 1601 года проходил крестный ход из Пскова в Псково-Печорский монастырь и обратно, установленный в память событий 1581 года, связанных с избавления города от войск Стефана Батория .
Изборская улица вела от «живого» моста и церкви Успения с Пароменья на юго-запад. Её участок показан на «Плане губернского города Пскова» конца XIX - нач. XX вв. в квартале между улицами Рижской , Конной и Княжевладимирской (ныне ул. Горького) .
Карта Пскова 1889 года. Составитель - губернский инженер-архитектор Сатурнин-Войцех Езеровский.
Фрагмент Губернского плана города Пскова 1862 года
Вдоль северо-западного края древней Изборской улицы ориентирован южный корпус жилого дома и двор, принадлежавший в начале XX в. купцу П.Д. Батову .
Рижское шоссе. Изборская улица поворачивает влево на юго-запад
Кроме того, уличная трасса обозначена на плане Пскова с указанием каменных гражданских зданий XVI–XVII в.в., составленном Ю.П. Спегальским ; вдоль неё исследователь показал постройки двора Батова , а близ перекрёстка современных улиц Горького и Конной - здания, как он предполагал, принадлежавшие Немецкому гостиному двору .
И к северо-западу от Никольского Кожина монастыря . Часовня была построена после учреждения крестного хода из Печерского монастыря в Псков в 1601 г.
По преданию еще ранее здесь, на месте сражений, новгородским архиепископом был поставлен каменный крест. Каменная часовня сохранялась в начале ХХ в., от неё крестный ход из Печор поворачивал с Рижской дороги (шоссе) на древнюю Изборскую улицу.
Следует согласиться также с мнением И.К. Лабутиной и Б.Н. Харлашова, согласно которому Изборская - средняя из трех улиц, показанных расходящимися от переправы через р. Великую на иконах из Псково-Печерского монастыря и Жиглевича.
На «Плане губернского города Пскова» 1913 г. дорога к часовне Владычного Креста обозначена юго-западнее церкви Николая Каменноградского , как своеобразное продолжение старой улицы, начинавшейся близ моста через р. Великую.
Храм Николы от Каменной ограды отмечал своеобразную границу городской территории. Он имел название храм Николы с Изборской улицы. Эта улица заканчивалась и переходила в Старую Изборскую дорогу. Эта дорога вела в Печеры и Изборск. Это и был большой Крестный ход.
Конный переулок и двор Батова на современной карте. Красной линией на современной карте отмечено примерное направление Изборской улицы
По плану перепланировки Пскова 1778 года, улица Изборская подлежала уничтожению. Однако, сложившаяся к концу XVIII века плотная каменная застройка, не позволила этого сделать.
В XIX веке рядом со средневековыми зданиями были построены новые каменные, полукаменные и деревянные обывательские дома. Судя по плану г. Пскова 1857 года, составленному псковским инженером И.Ф. Годовиковым, все строения концентрировались вдоль красной линии улицы Изборской. На Рижскую улицу (ныне Рижский проспект) выходили фруктовые сады, по традиции разбитые за постройками в глубине усадеб.
Фрагмент плана г. Пскова 1857 года, составленного на основе данных псковского инженера И.Ф. Годовикова
184 - палаты, сохраняющиеся и ныне
185 - здание, показанное И.Ф. Годовиковым на плане 1857 г. как остатки построек Ганзейской торговой конторы. Показано на плане 1781 г.
186 - здание, существовавшее еще в 30-х годах XX в. Показано на плане 1781 г. на плане Пальмквиста (очень приблизительном) на этом месте обозначен кабак
187 - здание, развалины которого показаны на плане 1857 г. Эти развалины были обмерены И.Ф. Годовиковым, который их считал за остатки построек Монетного двора
188 - «дом Батова », жилые палаты
189 - служебная постройка «дома Батова». Сохранилась и ныне.
190 - несохранившаяся часть служебных построек двора «дома Батова». Показана на плане 1857 г.
191 - вероятно, жилой дом или подызбица. Остатки здания показаны И.Ф. Годовиковым на плане 1857 г.
192 - палаты, возможно принадлежавшие немецкому гостиному двору. Деревянный верхний этаж этих палат был сломан в 1924 г. Низ сохранился до настоящего времени
193, 194 - здания, принадлежавшие немецкому гостиному двору. Сломаны в 1924 г.
195 - жилой дом или подызбица. Остатки здания показаны И.Ф. Годовиковым на плане 1857г.
196, 197 - постройки, остатки которых показаны на плане 1857 г.
Если мы посмотрим на план Пскова 1871 г. из атласа Ильина, то увидим, что Рижская улица и Изборская шли почти параллельно. Сравнив атлас Ильина с современной картой становится ясно. что Изборская улица начинаясь «от пароменья», минуя
October 26th, 2017 , 04:51 pm
Изборск - деревня в Печорском районе Псковской области в 300 километрах от Санкт-Петербурга с населением менее тысячи человек. Один из древнейших русских городов.
И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Повѣсть времѧнныхъ лѣт̑ъ
Заселившись в гостиницу мы не теряя времени идём проникаться духом истории, культуры и единения с природой.
Направления. До этих ваших европ отсюда по прямой километров пятнадцать.
Главная улица - Печорская.
Десять лет назад тут была унылая заброшенность. Сейчас сюда активно вбухивают деньги (кого-то уже даже посадили), унылость пропала и Изборск начинает превращаться в большой музей. Но при этом неуловимо теряется его аутентичность. Спешите видеть красоту, пока её не выплеснули в борьбе за освоение бюджетов в реализации перспективных туристических проектов.
Традиционный крестьянский дом 1930-х годов. В то время (с 1920 по 1945 год) Изборск был частью Эстонии.
Двор усадьбы аптекаря Р. Я. Рейна (1925).
Дома усадьбы купца Анисимова (1902), музей: картины, археология, этнография и т.п.
Тут начинается туристическая часть Изборска с разнообразными музеями, лавками и новодельной булыжной мостовой. И модными фонарями.
вид назад:
Слева дом купца Шведова с экспозицией о купеческом быте и местном малочисленном народе сето. Справа усадьба купца Белянина (1895) с историко-краеведческой экспозицией. Каменные заборы с большими арочными воротами (а также каменные сараи) - фишка архитектуры Изборска. На дальнем плане трейлеры киношников.
Долго ли коротко ли, вышли мы к крепости.
Тематические сувениры.
Радуга. Руины башни Плоской, собор, главные ворота, Колокольная башня.
церковь Сергия Радонежского и Никандра (вторая пол. 18 века) напротив крепостных ворот:
Как мини-крепость.
На территории церкви старое кладбище. Справа средневековые каменные кресты (они в Изборске встречаются повсюду).
Можно попробовать прочесть монограммы: сверху ЧРЬ (царь) в середине IС (Иисус) и ХСЪ (Христос), в центре крест, снизу вероятно написано NIСА (Ника). Надпись эта стандартная, и говорит нам, что Иисус Христос - это Победитель.
А вот и он сам в иконостасе.
Атмосферно.
Заходим в крепость через Никольские ворота.
Никольский собор (первая половина 14 века с колокольней 1849 года).
внутри:
Инфографика о радостях загробного мира.
Кроме собора в крепости есть пара деревянных домиков и садово-парковый антураж: деревья, скамейки и тропинки. Главный интерес представляет башня Луковка на которой расположена обзорная площадка. Виды с неё на окрестности:
Внутренняя территория крепости. На заднем плане башня Темнушка.
На восток - дома по улице Веровской и мост через реку Смолку.
На севере выглядывает Городищенское озеро.
Северная стена крепости с захабом, квадратная башня и часовня, дома по улице Валгавской.
Луковка. Почему-то расположена не снаружи крепости, а внутри её. Кроме обзорной площадки на башне можно забраться на стену около неё, залезть в пороховой погреб под ней или посмотреть на стоящие рядом телеги и катапульты.
или сфотаться с котом:
Погода никак не могла определиться - то лил дождь, то начинало ярко светить солнце. А мы пошли смотреть на крепость снаружи.
Башня Рябиновка.
за ней башня Вышка:
Она, соответственно, самая высокая - 19 метров. На этом направлении наступал враг - Ливонский орден.
Квадратная Талавская - это последняя седьмая башня. За ней начинается обрыв.
Могучая Вышка.
а в паре метров от неё за забором кипит сельская жизнь:
Часовня Корсунской Божией Матери (1931). Считается, что она построена на месте средневековой братской могилы защитников крепости.
Вид от часовни на северную стену и Луковку.
Снова радуга.
Изборская крепость на Жеравьей горе была построена в начале 14 века для защиты западных рубежей Псковской земли. Более 600 метров стен высотой до 10 метров и шириной до 4-ёх. Активно принимала участие в обороне Руси от западного влияния, пока в начале 18 века в процессе прорубания окна в Европу Петром крепость не оказалась в глубоком тылу потеряв военное значение.
Недалеко от крепости у берега Городищенского озера расположено местное чудо чудное и диво дивное - Словенские ключи.
Вдоль тропинки, спускающейся через деревья к озеру, бьют один за один источники - около двенадцати штук.
Ключи являются памятником природы и православными святынями с "легендарной целительной силой". К ним не зарастает народная тропа - особо впечатлительные гражданки готовы в исступлении распихивать локтями окружающих, дабы вкусить святой воды (что не одобряется Роспотребнадзором).
Источники собираются в один большой ручей
Который впадает в озеро:
Тут организован причал для лебедей.
Лебеди практически ручные, едят с рук.
Поднимаемся на высокий берег озера. Это местность является памятником природы Псковской области "Изборско-Мальская долина". Ценный в экологическом, научном и культурно-эстетическом отношениях природный объект, с уникальным природно-ландшафтным комплексом, обнажениями девонских коренных пород, древнеледниковыми формами рельефа, гидрологическими объектами (реки Сходница, Смолка, Обдех, озера Городищенское и Мальское), богатой и своеобразной растительностью, редкими видами растений и животных.
Радуга в третий раз.
Словенское поле. Широкая тропа ведёт к месту, где был расположен Древний Изборск - "Труворовому городищу". Деревья слева на холме - это современное кладбище.
Церковь Николы на городище (17 век). К ней надо подняться по крутому склону, оборудованному перилами.
Но самое интересное будет немного не доходя до церкви:
На углу современного кладбища лежат средневековые разбитые каменные кресты и каменные плиты с высеченными геометрическими узорами "вавилонами". Один крест стоит целый и невредимый.
Труворов крест. Его глянцевый внешний вид - это следы реставрации 2011 года, на самом деле ему больше полутысячи лет. Надписи на нём аналогичны надписям на кресте во дворе церкви Сергия Радонежского и Никандра (Царь Иисус Христос - Суперзвезда Ника). Кстати там же у церкви лежит камень с аналогичными квадратными "вавилонами". Смысл их до сих пор не расшифрован.
В крепости собор святого Николая, на городище его же, Николая Чудотворца, церковь. А тут могила Живого Николая.
Огромный, больше двух метров в высоту крест стоит у входа в древний покинутый город, в котором согласно мифам и легендам правил князь Трувор (соответственно за полтысячи лет до установки креста).
Поселение в этом месте образовалось с конца 7 века как племенной центр славян-кривичей. Развивалось в 8-9 веках торговлей и ремёслами. В 10-11 веке Изборск стал полноценным средневековым городом с центральным княжеским укреплением и ремесленным посадом вокруг него. С конца 11 века становится крепостью на западной границе Новгородско-Псковской земли. В то время в этом месте располагались городские ворота (это реконструкция).
В начале 14 века для эффективной обороны от назойливых рыцарей Ливонского ордена было решено построить новую более мощную крепость полкилометра южнее, и Изборск переехал отсюда на современное место. До наших дней на Трувором городище дожил только крепостной вал, на котором стоит информационный щит об археологических раскопках:
Вид на городище с вала. Слева овраг с ручьём, справа склон к озеру. Образовавшийся треугольный мыс отсекает вал, за ним сзади ров. Всё, что откопали археологи, закопано обратно до лучших времён.
От церкви и кладбища символично начинается туристическая "Тропа здоровья".
Тропа спускается с городища и холмами-оврагами петляет в ближайший лес. Правее остаётся сухое болото.
На маршруте есть пара мест для организованного привала в виде срубов. Неорганизованно отдыхать или даже рвать цветы запрещено - охранная зона.
Первая часть маршрута называется "Змеиная балка". Проверять обоснованность такого названия нам особо не хотелось, поэтому шли мы быстро, с тропы не сходили, в близлежащие кусты не всматривались.
вид назад на Труворово городище:
Межевой камень - древнее обозначение границы земельных владений.
Под ногами очень влажно, и что-то постоянно похрустывает. Как оказалось - улитки.
Через километр от Змеиной доходим до Мельничной балки. Тут течёт достаточно бурный Мельничный ручей, на котором раньше стояло несколько мельниц. Указатель говорит нам, что дальше будет туф.
Крепкий мост.
Останки мельницы.
запчасть:
Развилка: направо бодрая тропинка уходит в деревню Брод, а налево обещают Кипун.
Тропа налево выглядит более интригующе, пойдём туда.
Примерно через полкилометра скачек по грязи в сгущающихся сумерках мы выходим на месторождение известнякового туфа - пористой горной породы, основного здешнего стройматериала. Преодолев по нему достаточно непростой (очень скользко) подъём, выходим из леса в поле:
Направо тропа уходит в деревню Малы и к Мальскому озеру (километра полтора).
прямо деревня Конечки и закат:
Эврика! Почти незаметная малопролазная боковая тропка привела в нужное место.
Уже совсем темно, поэтому только так:
Вода бьёт сквозь туфовые породы, вымывает песок и создаёт визуальное ощущение кипения.
До войны батюшка из Малов ходил освящать его, вода считалась целебной для глаз. Знающие люди советовали совершить следующий обряд - 3 дня до восхода солнца надо приходить к роднику и окунать в него в лицо с открытыми глазами.
Как эти православные язычники вообще выживают с их обрядами - не представляю.
Кипун оборудован скамейкой, поэтому мы смогли наконец сделать привал, попить чай и подумать как добираться назад в Изборск.
О слава вам, мудрейшие, кто изобрёл фонарик в мобильном телефоне.
Проходим под городищем и кладбищем. Силуэт церкви на фоне западного предночного неба. Сверху напрягают какие-то непонятные звуки, или это уже воображение начинает подыгрывать.
У поворота на Словенские ключи в помойке роется кот - домашний, с ошейником. Тут хоть всё также кромешно темно, но уже встречаются прохожие туристы.
Часовня у крепости. Мы почти пришли.
Киношники всё снимают, хотя уже девять вечера.
Хорошо, что ресторан в гостинице работает до одиннадцати - отдохнём по-человечески.
Больше всего во всей этой истории поразило меня, признаться, очередное чудесное природное явление у Священного холма. Речи, приношение земель, даже освящение нашей часовни - все отступает пред явным и видимым проявлением благоволения Божия к нам, грешным и окаянным человекам. В тот день, 8 сентября, накануне начала торжеств над Холмом начали собираться тучи. Их становилось все больше и больше, они сгущались и темнели, образуя черно-фиолетовую стену - грозную и устрашающую. Она была размером в полнеба и как бы разделяла небосвод на две стороны: с одной, что на стороне народа и креста сияла небесная лазурь и светило солнце, с другой, что сразу за холмом в сторону Изборска, - мрак и кромешная тьма. Что это было, словами не описать. Наверное, некий знак, образ, указание и назидание свыше. Знак того, что Господь «всегда близ есть», и это Его длань почти два земных часа удерживала ярость стихии, готовую обрушиться чудовищным ливнем и градом на головы собравшихся верных Ему людей.
Второе чудо это состоявшееся тогда же освящение часовни Державной Божией Матери - белоснежной красавицы, словно бы склоняющей свою златую главу к суровой Голгофе. От сего дня Священный холм стал цельным, подлинно церковным. Завершились труды благоустроителей часовни - А.А. Проханова, Л.Г. Тевосяна и «Переправы». Сбылась наша общая мечта: митрополит Псковский и Великолукский Евсевий провел чин освящения, как когда-то пять лет назад он благословил и освятил возведение самого Священного холма.
Третье чудо - дивное и необъяснимое совпадение наших с А. Прохановым пятилетней давности поисков места под Холм и того, теперь уже непреложного факта, что празднование 1150-летия российской государственности, на котором присутствовали власти церковные, федеральные и областные, прошло именно здесь, на поле «сшибки», в самом, что ни на есть, корне Русского Мира. Кто скажет, что это не чудо?! Ведь место это было выбрано нами «случайно». В тот день в апреле 2007 года мы, объездив всю Псковскую область, так ничего и не подыскали, но, возвращаясь из Печор, решили развернуться около Изборска. Машина наша ни с того ни с сего заглохла и стала прямо поперек федеральной трассы Псков - Печоры. Из сплошных облаков вынырнул яркий луч солнца и указал на груду валунов в ста метрах от трассы, по направлению к башням Изборска - будущий Священный холм, мемориал Русскому Духу, место приношения земель русских как мощей нашего многострадального этноса, генератор Русской памяти и Русской победы. И вот теперь, 8 сентября 2012 года к Холму приносятся новые земли. Это земли от стен славных русских крепостей, доставленные из разных уголков нашей необъятной Родины.
Наверное, созыв Изборского клуба можно было бы признать четвертым чудом в этом ряду. Хотя бы потому - об этом мало, кто знает, - что идея его создания возникла у А. Проханова буквально за месяц до первого «слета» этого клуба в Изборске. Здесь тоже присутствует нечто загадочное, метафизически необъяснимое, с трудом умещающееся в рамки рациональных воззрений. Что-то схожее с самих Священным холмом, с нашей часовней, воздвигнутой всего за четыре летних месяца, с любыми действительно важными делами человеков, совершаемыми, как правило, по наитию, по вдохновению, без всяких уговоров или скрупулезных расчетов. Без денег, наконец, или почти совсем без денег, ибо правы древние мудрецы, знавшие, что деньгами нельзя сделать ни одного действительно великого дела.
И в свете сказанного - не знаю, согласятся ли со мной наши читатели, - едва ли случайным становится тот факт, что символом новорожденного Изборского клуба стал аист, летящий на фоне Труворова креста - креста, с одной стороны, языческого, а с другой - положившего начало христианской Руси.