Город кашмир индия. Джамму и кашмир. В Кашмире расселены несколько народностей
На севере Индии и состоит из трех регионов, которые сильно различаются между собой не только рельефом, но и культурой.
Кашмир - это захватывающие дух долины, чистейшие озера и потрясающие пейзажи. Джамму - это многочисленные древние храмы и дикие леса. Ладакх, который часто называют «Малым Тибетом », - это уединение буддистских монастырей и в тоже время удивительные ландшафты Гималаев, которые идеальны для поклонников экстремального отдыха.
Столица штата - город Шринагар (или Сринагар) с населением около 900 тыс. человек.
Как добраться
Самолетом
Международный аэропорт Шринагара принимает прямые еженедельные рейсы из Дубая . Еженедельные рейсы в Шринагару из Дели и других крупных городов страны осуществляют почти все местные авиакомпании. Аэропорт Шринагара расположен в 14 км от города.
Авиакомпании Indian Airlines и Jet Airways осуществляют ежедневные регулярные рейсы по маршруту Дели - Лех, а также три раз в неделю по марштурам Дели - Шринагар и Дели - Джамму и два раза в неделю Дели - Чандигарх. Аэропорт Леха расположен в 6 км от центра города.
Авиакомпания Kingfishers летает из Дели в Джамму. Кроме того, авиакомпании Indian Airlines, Jet Airways и тот же Kingfishers связывают между собой Джамму, Шринагар и Лех. Аэропорт Джамму расположен в 8 км от центра города.
Поиск авиабилетов в город Дели (ближайший а/п к Джамму и Кашмиру)
Поездом
Джамму-Тави (Jammu Tawi) - один из важнейших железнодорожных узлов севера Индии. Ближайшая станция к Шринагару (регион Кашмир) расположена примерно в 200 км. В обозримом будущем планируется связать железнодорожными путями регионы Джамму и Кашмир. Пока же туристы, цель поездки которых - Кашмир, могут добраться туда лишь с пересадкой в Джамму.
Автомобилем/автобусом
- Кашмир: В регион можно попасть по национальному шоссе (1-А) из Джамму, который в свою очередь связан автострадами со многими крупными городами Северной Индии, в том числе с Дели. Расстояние между Шринарагу и Джамму - 300 км. Кроме того, до Шринагару можно добраться на автобусе или такси от железнодорожного вокзала Джамму или из центра города.
- Ладакх: Расстояние между Шринагаром и Лехом по основной трассе - около 430 км, шоссе открыто с мая-июня по октябрь и соединяет все основные города региона. Второй вариант трасса Манали - Лех (открыта с июля по сентябрь), расстояние между городами около 470 км. Кроме того, между Шринагаром и Лехом осуществляется автобусное сообщение.
- Джамму: Национальная автомагистраль (1-А) связывает регион с основными городами северной части Индии. Расстояние от Дели - 586 км. Автобусные рейсы в Джамму ежедневно отправляются из Дели, Амритсара, Амбалы, Чандигарха, Манали, Харидвара и других крупных городов.
RideThePlanet: Кашмир
Кухня и рестораны
Традиционная кухня разных регионов штата сильно различается между собой, что обусловлено, их различными климатическими условиями и обычаями. Основной продукт питания - рис, также первостепенное значение имеют баранина, курица и рыба. Большинство ресторанов предлагает на выбор блюда континентальной, китайской или местной традиционной кухни.
Отели Джамму и Кашмира
В Шринагаре предлагается большой выбор отелей на любой вкус и кошелек. Наиболее предпочтительный вариант размещения - отели района Boulevard, откуда открывается великолепный вид на озеро Дал. Стоит отметить, что проживание в номерах с видом на озеро обходится, как правило, дороже. Более бюджетные вариант можно найти в районе Dalgate, который расположен в непосредственной близости к Туристическому информационному центру (Tourist Reception Centre) и отлично подойдет для шоппинга. Несколько неплохих гостиниц расположены в жилых районах города - Sonawar и Rajbagh.
В Лехе проблем с размещением также не будет. В основном предлагается два вариант - гостиницы и гостевые дома. Большая часть отелей - семейные. Местные гостиницы классифицируются в соответствии со следующими категориями: A, B, C и D(или эконом-класс). Гостевые дома также различаются по уровню комфорта, и бывают высокого, среднего и эконом-класса. Проживание в отелях категории А, как правило, включает питание с правом выбора одного или двух вариантов из нескольких кухонь - континентальной, китайской, индийской. Гостевые дома представляют собой более простой и бюджетный вариант размещения.
Это, как правило, номер (комната) в жилом доме или в пристройке. Можно найти различные варианты по уровню комфорта и по цене. Этот вариант больше подойдет тем, кто хочет познакомиться с местным укладом жизни так сказать изнутри.
Если планируется поездка в пик туристического сезона (начало июня - середина сентября), о месте проживания лучше позаботиться заблаговременно и заранее забронировать гостиницы по всему маршруту следования. Несмотря на то, что с конца сентября поток туристов заметно уменьшается, в «низкий сезон» все же не стоит халатно относиться к поиску и бронированию отеля. Возможно даже зимой отель придется бронировать заранее, чтобы были обеспечены комфортные условия пребывания: отопление и т. д.
Занскар - затерянный мир, расположенный в самом сердце Гималаев. Путешествие в эти места - настоящее приключение для авантюристов.
Развлечения и достопримечательности Джамму и Кашмира
Столицы регионов штата - Шринагар (Кашмир), Лех (Ладакх), Джамму (Джамму) - интересны для пеших прогулок. Здесь можно осмотреть многочисленные храмы, мечети, церкви и традиционные местные рынки.
Также интересны для посещения:
- Храм Рагхунатх (Raghunath Temple), который расположен в городе Джамму. Храм посвящен индуистскому богу Шри-Рама и интересен своим внутренним убранством: все его стены покрыты золотом.
- Форт Баху (Bahu Fort) находится в 5 км от города Джамму и является одним из сатых старых сооружений штата.
- Дворец Мубарак Манди (Mubarak Mandi Palace) интересен тем, что объединяет в себе три разных стиля: Раджастана, Великих Монголов и готику. Одна из известнейших частей дворца - Шиш-Махал (Sheesh Mahal), в которой в настоящее время расположен Художественный музей «Догра» (Dogra Art Museum).
- Занскар - затерянный мир, расположенный в самом сердце Гималаев. Путешествие в эти места - это настоящее приключение для авантюристов, добраться сюда можно либо пешком, либо по дороге Каргил - Падум (зимой она закрыта). Кроме завораживающих видов и отличных возможностей для экстремальных пеших походов Занскар интересен большим количеством буддистских монастырей. В связи с тем, что большую часть года район практически не доступен для посещения, здесь сохранились самобытные культура и традиции. Организация пеших походов возможна с июня по октябрь, но самые смелые туристы могут посетить Занскар зимой, когда предоставляется уникальная возможность совершить удивительное путешествие по замерзшей реке Занскар.
В настоящее время Кашмир разделен на несколько областей, или зон влияния. Индийский штат Джамму и Кашмир (с провинцией ) - самая большая область Кашмира по площади: около 101 300 км 2 . Самопровозглашенное непризнанное тгосударство Азад Кашмир, или Свободный Кашмир (13 297 км 2), контролируется Пакистаном. Гилгит-Балтистан, или Северные территории (72 496 тыс. км 2), также контролируются Пакистаном. Аксайчин (37 555 км 2 , население практически отсутствует) и Транс-Каракорумский тракт (около 5100 км 2) заняты Китаем.
На юго-западе Кашмира находится неплодородная Пенджабская равнина, почти непригодная для земледелия. Остальная территория - это вытянувшиеся с северо-запада на юго-восток горные кряжи: от Малых Гималаев до Каракорума, второй по высоте горной системы мира со средней высотой около 5500 м. В нее входят семнадцать вершин выше 7500 м, включая восьмитысячник , или К-2 (8611 м), - второй по высоте в мире после Эвереста. В Кашмире живут десятки народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные верования и чтущих обычаи многовековой древности.
История его началась с древнего торгового города Сринагар, расположенного в высокогорье передних Гималаев. Он был основан не позже третьего века до н. э., по разным данным, либо королем Праварасена II (который назвал его «Парвасенпур»), либо позднейшим властителем империи Маурьев Ашокой Великим (273 г до н. э. - 232 г до н. э.). Поначалу здесь преобладал буддизм. Мусульмане и индуисты Кашмира прекрасно уживались друг с другом, на что указывает тот факт, что они и сегодня зачастую поклоняются одним святым местам. Но конфликтов избежать не удалось, когда ислам постепенно стал доминировать в ряде районов Кашмира. Тем не менее мусульманам пришлось отступить, когда в середине XIX в. Кашмир завоевали сикхи.
В XIX в. Великобритания покоряла Индию, и после двух англо-сикхских войн (1845-1846 и 1848-1849 гг.) Британии было передано государство Лахор (запад Пенджаба) и Кашмир (как компенсация за невозможность выплатить контрибуцию), так образовалось княжество Джамму и Кашмир. В 1947 г., при разделе Британской Индии (на Индийский союз и Доминион Пакистан), правителям княжеств был предоставлен выбор: остаться независимыми или присоединиться к Индии или Пакистану. Более 70% жителей Кашмира были мусульмане, при их поддержке Пакистан перешел границы княжества, махараджа Ранбир Сингх согласился признать Кашмир частью Индии, после чего были введены индийские войска и началась первая индо-пакистанская война, после которой Кашмир был разделен.
Сейчас Индия контролирует около 50% бывшего княжества, Пакистан примерно 30% (Гилгит-Балтистан и Азад Кашмир). Китай был не согласен с северной границей Кашмира. В 1950-х гг армия КНР заняла северо-восточные районы Ладакха, известные как Аксайчин. Позже Китай утвердил за собой право на небольшие территории на востоке и юге Балтистана (долина Шаксгама, Транс-Каракорумский тракт), Пакистан передал их Китаю в 1963 г., но Индия все еще оспаривает эти земли, считая их частью Джамму и Кашмира. Здесь почти никто не живет, но для Китая район важен стратегически: через эти территории проходит дорога между Синьцзяном и западным Тибетом, по которой военные перевозят технику и солдат.
Сегодня нет никаких оснований считать, что конфликтная ситуация будет разрешена в ближайшее время.
Для получения качественного кашемирового пуха нужны особые климатические условия, которые есть в Кашмире. Однако сегодня Монголия и Китай (провинция Внутренняя Монголия) обогнали индийский Кашмир по качеству и количеству кашемира.
Основу экономики Кашмира - во всех областях, вне зависимости от административной принадлежности - составляет сельское хозяйство. Этот район считается рискованным для инвестиций, и местному населению приходится выживать так же, как тысячи лет назад.
Традиционной местной культурой является рис - основной продукт питания в рационе кашмирцев. Мясо здесь считается пищей дорогой, так как разведение и содержание скота требует немалых усилий в Кашмире, где пастбищ мало, а кормов еще меньше. Поэтому население привыкло к растительной еде: кукурузе, пшенице, ячменю и овсу, разнообразным овощам и фруктам. Администрация всех областей Кашмира поощряет экспорт овощей и фруктов. Кашмирский шафран известен во всем мире и дает Индии большие поступления в иностранной валюте. Под маркой «Экологически чистый продукт» овощи и фрукты Кашмира продаются на всем Ближнем Востоке, в Европе и даже в Америке.
Один из основных видов заработка в Кашмире - ткачество. Этим ремеслом здесь заняты многие, причем преимущественно мужчины. Они изготавливают шерстяные шали, шелковые ковры и обычные теплые куртки. На втором месте в списке ремесел стоит гончарное дело: такое изобилие глиняной посуды, как в Кашмире, едва ли где-то еще можно найти. На третьем месте изделия сринагарских серебряных дел мастеров и резчиков по дереву.
В последние годы в индийском Кашмире обнаружены значительные запасы газа, но разработка месторождений осложняется неустойчивостью политической обстановки на этой территории, из-за чего крупные компании не рискуют вкладывать деньги даже в этой сфере.
Зато туристы едут сюда начиная с XIX в., когда Кашмир посещало около 200 туристов в год, в основном богатые индусы, а также европейские спортсмены, путешественники и охотники. Сейчас охоту запретили по всему Кашмиру, после того как англичане сократили численность многих редких видов. Заботиться о восстановлении численности фауны затруднительно: звери пересекают границы, не спрашивая разрешения, а власти никак не могут договориться о том, кто их будет охранять.
Тем не менее туристический сектор экономики медленно, но неуклонно развивается. В отдельные годы Кашмир становится одним из главных туристических направлений в Индии. Заметное число прибывающих в Кашмир - паломники к святыням в Вайшно Деви и Амарнатхе, буддийские монастыри Ладакха. Поступления от паломников в значительной степени влияют на состояние экономики этого горного края.
Жители долин Кашмира и Ладакха предпочитают, как и в древности, деревянные дома, сооруженные из хвойных пород. Из них делают «шикары» - традиционные дома на воде, которые часто встречаются на озерах и реках по всей долине. Согласно Конституции Индии граждане других штатов не имеют права покупать землю в Джамму и Кашмире. Зато дома на воде покупать не запрещено, почему они стали весьма популярны, превратившись в неотделимую часть кашмирского ландшафта, как снежные горы и каменистые долины.
Общая информация
Местоположение:
Центральная Азия, область Западных Гималаев и Каракорума.
Административное деление:
Джамму и Кашмир (регионы Джамму, Кашмирская долина и Ладакх, состоящие из 22 округов), Азад Кашмир (8 округов). Гилгит-Балтистан (7 округов), Аксайчин (часть округа Отан).
Форма правления:
Джамму и Кашмир - двухпалатное законодательное собрание, Азад Кашмир - самоуправляемое государство под контролем Пакистана, Гилгит-Балтистан - парламент.
Крупные населенные пункты:
Джамму и Кашмир - Катхуа, Джамму, Самба, Сринагар, Каргил; Азад Кашмир - Музаффарабад, Котли; Гилгит-Балтистан - Гилгит, Скарду.
Языки:
Джамму и Кашмир: урду - официальный, кашмири, догри, пахари, балти, ладакский, пенджаби, годжри, дадри, киштвари, хинди, английский; Азад Кашмир: урду - официальный, мирпури, хинд-ко, пахари, пенджаби, годжри, догри, потохари, кашмири, пушту, пенджаби; Гилгит-Балтистан: урду - язык межнационального общения, шина, балти, вакхи.
Этнический состав:
кашмирцы, дари, шин, кашгарцы, пуштунцы, тибетцы, даргды, гуджары.
Религии:
Джамму и Кашмир - Кашмирская долина: 95% - ислам, 4% - индуизм, 1 % - другие; Джамму: 30% - ислам, 66% - индуизм, 4% --другие; Ладакх: 50% - ислам, 46% - буддизм, 4% - другие; Азад-Кашмир и Гилгит-Балтистан: ислам - 99,5%, 0,05% - другие.
Денежные единицы:
индийская рупия, пакистанская рупия.
Крупнейшие реки:
Инд, Джелам.
Крупнейшие озера:
Вулар, Дал.
Важнейший аэропорт:
международный аэропорт Шейх-уль-Алам (город Сринагар, штат Джамму и Кашмир, Индия).
Цифры
Площадь:
222 236 км 2 .
Население:
14 600 000 чел.
Плотность населения:
65,7чел/км 2 .
Самая высокая точка:
гора Чогори (К2, Дапсанг), 8611 м.
Экономика
Промышленность:
легкая (шерсть, ткани, ковры), пищевая.
Сельское хозяйство:
растениеводство (рис, кукуруза, пшеница, садоводство). Животноводство.
Товары народных промыслов.
Сфера услуг:
туризм.
Климат и погода
Муссонный в предгорьях; горный, холодный, сухой в горах.
Средняя температура:
в долинах +6°С в январе, +25°С в июле, в горах до -40°С.
Осадки:
от 40-50 мм/мес в сухой сезон, до 600-700 мм/мес в сезон дождей. На высоте 4500 м и выше - ледники.
Достопримечательности
■ Культовые сооружения
: монастырь Ламаюру (Ладакх, XI в.), мечеть Шах-и-Хамадан Ханга (город Сринагар, 1395 г.), деревянная мечеть Джама Масджид (город Сринагар, 1400 г.), пещерный храм Вайшно Деви Мандир (Джамму и Кашмир), мавзолей пророка Юз Асафа (Иисуса Христа, город Сринагар), Соборная мечеть (город Сринагар 1400 г.), Хазратбал (город Сринагар);
■ Дворцы
: Царский дворец, или Лехский дворец (город Лех, Ладакх, середина XVII в.);
■ Крепости
: форт и три святилища Хари Парбат (город Джамму, Джамму и Кашмир, 1808 г.), форт Баху (город Джамму, Джамму и Кашмир, Индия XIV в. до н. э., перестроен в XIX в.), форт Бхимгарх (Джамму и Камшир, в 1817-1841 гг.);
■ Озеро Дал и плавучие дома-шикары (Джамму и Кашмир);
■ Пещеры
: Амарнатх и ледяные глыбы «сваямбху мурти», олицетворение бога Шивы (Джамму и Кашмир);
■ Заповедники
: высокогорное озеро Цоморари (Ладакх, на высоте 4595 м).
Любопытные факты
■ , или Хималайя, в переводе с санскрита значит «Страна снега».
■ Человеческий волос имеет толщину около 50 мкм, а качественная кашемировая нить, производимая из подшерстка горной козы - около 16 мкм.
■ По уровню грамотности местного населения Кашмир опережает и Пакистан, и Индию.
■ 22 августа 2007 г российской команде альпинистов удалось впервые пройти по ранее неприступной западной стене горы Чогори. Российские альпинисты покорили самый сложный маршрут мира.
■ Кашмирият - этно-национальная философия кашмирцев, сложившаяся в XVI в., связанная с замкнутым миром Гималаев и выражающаяся в солидарности, стойкости и патриотизме местных жителей. Кашмирият - философия выживания людей и культурного наследия в согласии друг с другом.
Северо-Западная Индия – регион очень сложный в этнополитическом отношении. Если на северо-востоке страны, где десятилетиями продолжаются конфликты между сепаратистскими движениями национальных меньшинств и правительственными войсками, сталкиваются интересы Индии и Китая, то северо-запад – точка столкновения индийских и пакистанских интересов. Фактически столкновение индийских и пакистанских интересов в Северо-Западной Индии является одним из фронтов общего противостояния мусульманского и немусульманского мира. Наиболее проблемной территорией в регионе является штат Джамму и Кашмир. Этот горный регион примечателен тем, что вплоть до 1947 года здесь существовало полунезависимое княжество Джамму и Кашмир во главе с махараджей – индуистом, тогда как основная часть населения относилась к мусульманам.
Джамму и Кашмир – древняя красивая земля, испокон веков являвшаяся мостом между Индией, Китаем и ирано-мусульманским миром. С глубокой древности здесь существовали города с высокоразвитой культурой и, вплоть до недавнего времени, удавалось относительно мирно сосуществовать последователям нескольких религий – мусульманам, индуистам, буддистам. Конечно, противоречия и войны, в том числе и на религиозной основе, имели место на протяжении всей Кашмира, но характер глобального противостояния они приняли лишь после освобождения Индии от британского колониального владычества.
Во многом здесь, безусловно, постарались колонизаторы, начертившие искусственные границы для двух постколониальных государств – Индии и Пакистана. Именно англичане несут львиную долю ответственности за продолжающееся геополитическое противостояние Индии и Пакистана, в котором, прежде всего, и заинтересован западный мир. Для США и Великобритании независимая сильная Индия представляет значительную угрозу, поэтому с самого начала было решено, во-первых, разделить ее на два государства (затем добавилось третье – Бангладеш), а во-вторых – стравить государства Индостана в непрекращающемся противостоянии. Одним из инструментов этого стравливания и является кашмирский конфликт.
До того, как была провозглашена независимость Индии и Пакистана, мусульманское население княжества Джамму и Кашмир прекрасно уживалось с индуистскими махараджами и соседние мусульманские правители не выражали по этому поводу особых претензий. Напомним, что в Джамму и Кашмире индуисты населяют южную территорию – это, в основном, представители индоарийских народов.
Солдат патрулирует во время комендантского часа на безлюдной улице. За ним на стене надпись: «Индийские собаки, убирайтесь домой»
Мусульмане сосредоточены на севере и включают не только индийские народности, но и пуштунов, тибето-бирманскую народность балти и уникальную народность буриши, говорящую на изолированном языке бурушаски, над загадкой происхождения и родства которого до сих пор до сих пор ломают голову ученые всей планеты. Помимо индуистов и мусульман, в Джамму и Кашмире проживает также достаточно многочисленная буддистская община, представленная, в первую очередь, тибетоязычным населением бывших княжеств Ладакх и Заскар. Ладакх исторически тяготеет к Тибету и, по понятным причинам, является зоной повышенного интереса со стороны соседнего Китая.
В современном индийском штате Джамму и Кашмир этноконфессиональная ситуация выглядит следующим образом: большая часть населения (67%) исповедует ислам, 30% - индуизм, 2% - сикхизм и 1% - буддизм. При этом существуют сильные различия между отдельными территориями штата. Так, в северной части – Кашмире - мусульмане составляют до 97% населения. На юге штата – в Джамму, наоборот, 65 % населения составляют индуисты, мусульман лишь 31%, сикхов – 4%. В Ладакхе 46% составляют буддисты. То есть, мы видим, что этноконфессиональный расклад в штате отличается неравномерностью распределения этнических и конфессиональных групп по его территории, но в то же время существует очевидное преобладание в численности мусульманского населения.
Что касается этнической картины, то население Кашмира представлено следующими группами: 1) дардские народы, промежуточные между индийскими и иранскими – кашмирцы, шина, калаши и другие этносы. 92% кашмирцев – мусульмане, остальные – индуисты; 2) индоарийские народы – пенджабцы, догры, хиндустанцы и другие этносы, преимущественно населяющие южную часть штата и исповедующие индуизм, сикхизм или ислам; 3) тибето-бирманские народы – ладакхи, балти, тибетцы – населяют северо-восточную часть штата и исповедуют преимущественно буддизм ламаистского толка, а также тибетскую религию бон (за исключением балти, которые едва ли не единственная тибето-бирманская народность, исповедующая ислам шиитского толка); 4) буриши, говорящие на языке бурушаски и населяющие область Хунза, в настоящее время контролируемую Пакистаном. Эта народность также исповедует ислам; 5) пуштуны (афганцы), относящиеся к иранским народам и поддерживающие тесные связи с соплеменниками в Пакистане и Афганистане.
Один из кашмирских подростков бросает камни в военных
Махараджи Джамму и Кашмира по национальности были дограми. Догры возводят свой род к выходцам из Раджпутаны (современный штат Раджастхан), гордятся своими воинскими подвигами и в большинстве своем сохраняют индуистскую религию, хотя небольшая часть догров также исповедует сикхизм и ислам. Формально в состав их государства с правившей сикхской династией, которая остальными сикхами рассматривалась как изменники сикхизма, входили земли собственно Джамму и Кашмира, а также буддистские княжества Ладакх и Заскар и эмираты Хунза, Гилгит и Нагар. В настоящее время Гилгит-Балтистан и Хунза контролируются Пакистаном. Британские власти в обмен на лояльность позволили махараджам Джамму и Кашмира сохранить свой престол и не особо вмешивались во внутренние дела этого региона.
Когда в 1947 г. произошел раздел Индии и Пакистана, махараджа Джамму и Кашмира Хари Сингх, стремившийся сохранить свое единовластное правление на подконтрольной ему территории, не пожелал войти в состав ни одного из новообразованных государств. Однако мусульмане, недовольные этим решением и не стремившиеся и впредь оставаться под властью индуиста, тем более, что рядом их соплеменники оказались в составе собственного суверенного мусульманского государства, подняли вооруженное восстание. Махарадже не оставалось ничего иного, как обратиться за помощью к Индии. Так территория Джамму и Кашмира вошла в состав индийского государства, при этом наследник Хари Сингха Каран Сингх, занимающий пост губернатора штата, до сих пор формально является махараджей Джамму и Кашмира.
На помощь мусульманскому населению штата прибыли пуштунские племенные ополчения афридиев и юсуфзаев – племен, проживавших в пограничных районах Пакистана и отличающихся большой воинственностью и ревностным отношением к религии. После того, как индийской армии удалось отбить их атаки, вмешались пакистанские вооруженные силы. Так началась Первая Индо-пакистанская война, длившаяся с 21 октября 1947 по 1 января 1949 гг. и закончившаяся разделом территории Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном. Примерно 60 % территории княжества оказалось в составе Индии, тогда как остальная северная часть, населенная мусульманами, отошла по факту к Пакистану.
Сопротивление кашмирских протестующих и индийских военных на улицах Шринагара
С тех пор индо-пакистанский конфликт вокруг Кашмира продолжается фактически непрерывно. Около семидесяти лет два соседних государства не могут решить миром вопрос о границах между ними. За это время последовало еще три индо-пакистанские войны – Вторая – в августе-сентябре 1965 года, Третья – в декабре 1971 года, Каргильская – в 1999 году, а также бесчисленное количество мелких вооруженных конфликтов. И Индия, и Пакистан вынуждены держать в регионе значительные вооруженные силы, вкладывать огромные деньги в совершенствование вооружения и оснащения армейских и полицейских подразделений.
Помимо использования собственных вооруженных сил, Пакистан активно спонсирует мусульманские радикальные организации, базирующиеся в подконтрольном ему районе Кашмира и совершающие террористические вылазки против индийских правительственных войск. Территория пакистанского Кашмира за последние десятилетия превратилась фактически в базу международных террористических организаций, использующих труднодоступные горные местности как прекрасное укрытие для своих тренировочных лагерей. Эти организации фактически и осуществляют контроль над пакистанским Кашмиром, установив на его территории свои порядки и препятствуя проникновению в регион не только индийцев, но и любых иностранцев – немусульман.
На подконтрольной Пакистану территории Кашмира образованы провинции Северная и Азад Кашмир, тогда как индийская территория входит в состав штата Джамму и Кашмир. Помимо того, примерно 10% территории Кашмира в 1962 году было оккупировано китайскими войсками и до сих пор эта территория, носящая название Аксай Чин, входит в состав КНР, как и часть Транс-Каракорумского тракта, присоединенная к Китаю в 1963 году с согласия пакистанской стороны.
Солдаты индийской армии во время учений у индийско-пакистанской границы на территории спорной территории индийского Кашмира
Однако, раздел территории бывшего княжества между Индией, Пакистаном и КНР не означал прекращения вооруженных конфликтов в регионе. Мусульманские организации, базирующиеся в пакистанском Кашмире, не собираются мириться с тем, что значительная часть их единоверцев остается в составе индийского штата Джамму и Кашмир – в том числе, в районе кашмирской долины, где мусульмане составляют около 97 % населения.
Естественно, что штат Джамму и Кашмир стал постоянной мишенью атак террористов. На территории штата базируется значительный по численности индийский военный контингент, призванный обезопасить регион от возможного риска пакистанского или китайского вторжения. В 1990 году в штате Джамму и Кашмир, в виду постоянной угрозы террористических атак со стороны радикальных организаций, были расквартированы двадцать индийских дивизий.
Им противостоят боевики радикальных организаций, общая численность которых также исчисляется тысячами человек. При этом, если следовать индийским источникам, в последние годы происходит снижение удельного веса собственно кашмирских мусульман в рядах радикальных организаций – их сменяют выходцы из соседних Пакистана и Афганистана, отступающие талибы, а также уйгурские сепаратисты из соседнего Китая и радикалы из бывших советских среднеазиатских республик. Вся эта многонациональная публика находит свое пристанище в тренировочных лагерях на территории пакистанского Кашмира.
Опасность радикализации индийских мусульман усугубляется и тем, что в социальном плане мусульмане существенно уступают индуистам. Как правило, представители мусульманской общины хуже образованны, среди них меньше предпринимателей и представителей интеллигенции. Это связано, в том числе, и с тем, что изначально в ислам переходили представители низших каст, стремившиеся тем самым вырваться за пределы кастовой системы. После образования суверенного Пакистана значительная часть мусульман, прежде всего из верхних слоев общества, покинула Индию, предпочтя делать карьеру в собственном мусульманском государстве. Остались в Индии как раз менее обеспеченные и менее образованные представители городских низов, ну а в случае Кашмира – представители местных коренных этносов, также занятые преимущественно в традиционных сферах хозяйствования.
То есть, у радикальных исламских организаций в Индии существуют достаточно широкие возможности в плане пополнения и обновления кадрового ресурса, прежде всего за счет безработной молодежи. Антиамериканская риторика, активно используемая радикальными исламскими организациями, также содействует поднятию их авторитета. Имеет значение и роль Пакистана, Саудовской Аравии, других мусульманских государств, которые оказывают финансовую и организационную помощь индийским мусульманским организациям.
Огромный отток денежных средств на поддержание войск в этом регионе, заставили Индию и Пакистан открыть диалог для мирного размежевания по Сиачену, без ущерба для потери территории с обеих сторон
В настоящее время ключевыми акторами военно-политической ситуации в Кашмире являются следующие религиозно-политические организации:
1. Джамиат уль-улама-и ислам – Общество исламских богословов. Именно эта пакистанская организация осуществляет вербовку и подготовку боевиков для кашмирских военизированных формирований.
2. Лашкар и-Джангви – Армия Джангви, вторая по значимости религиозно-политическая организация, осуществляющая вербовку и подготовку боевиков для вооруженных формирований и непосредственно руководящая последними.
3. Хизб-и муджахидин – Партия борцов за веру. Является одной из наиболее радикальных исламских организаций региона, выступающих за независимость Кашмира.
Следует отметить, что все перечисленные организации относятся к радикальному крылу ортодоксального суннитского ислама. Это объясняется тем, что именно сунниты в современном мире представляют собой наиболее активную исламскую силу. Пакистан и афганские талибы оказывают поддержку именно суннитским организациям. Однако в Кашмире проживает и значительное количество мусульман-шиитов, прежде всего – исмаилиты. Для радикальных суннитов они выступают вторыми после индуистов и буддистов идеологическими врагами, предусматривается или обращение их в суннизм, или «очищение» будущего исламского Кашмира от исмаилитов.
Позиции исмаилитов сильны в горных районах, прежде всего среди небольших этнических групп вроде балти и буришей. Своим главой исмаилиты считают имама Ага-хана IV. Этот духовный лидер исмаилитских общин Индии, Пакистана, Афганистана, Таджикистана и других стран постоянно проживает в Великобритании, но пользуется большим влиянием в регионе. Мы можем предполагать, что в силу глубоких связей с британской короной исмаилитский имам является и важнейшим проводником английского влияния в Северо-Западной Индии. Ведь Ага-хан мало того, что проживает и ведет бизнес в Великобритании, сам является наполовину (по матери) англичанином. Естественно, что решение кашмирской проблемы невозможно без учета интересов исмаилитской общины, которая также не удовлетворена растущим влиянием ортодоксальных суннитских организаций, угрожающих самому существованию шиитского ислама в Северо-Западной Индии.
Индо-пакистанские конфликты и атаки повстанцев к началу XXI века унесли жизни не менее чем 30 тысяч военнослужащих и мирных жителей. Пакистанские источники уверяют, что количество погибших в боевых действиях мусульман гораздо выше и достигает 70 тысяч человек. Фактически Джамму и Кашмир является незатихающей горячей точкой, эскалация насилия в которой значительно превосходит другие проблемные индийские штаты, включая и Северо-Восточную Индию, где также действуют сепаратистские вооруженные организации.
Индийский военнослужащий с вершины горы следит за порядком на вверенном ему участке. Тысячи военных и военизированных полицейских размещены вдоль маршрута паломников: с 1990-х годов в штате Кашмир продолжается борьба с мусульманскими сепаратистами
Поскольку кашмирских мусульман активно поддерживает Пакистан и афганские талибы, с , пропагандистской литературой, организационным обеспечением у них проблем не наблюдается. И это в значительной степени усложняет эффект действий правительственных войск и спецслужб, которым оказывается не под силу преодолеть вооруженное сопротивление в Джамму и Кашмире. Ситуация усугубляется тем, что Индия и Пакистан являются ядерными державами и в случае обострения положения в регионе Кашмира последствия не только для этих стран, но и для всего человечества, могут быть самыми непредсказуемыми.
Для Индии Кашмир остается одной из первостепенных проблем, причем не существует хоть сколько-нибудь правдоподобных надежд на решение сложившейся в этом регионе ситуации. Перед индийским правительством остается два пути – либо согласиться с территориальными претензиями Пакистана и освободиться от территории с преимущественно мусульманским населением, либо вести непрекращающуюся войну с радикальными организациями, которые поддерживаются тем же Пакистаном и, косвенно, большей частью исламского мира.
Однако, уступить территории Кашмира Пакистану означает не только потерпеть поражение и потерять стратегически важные районы, но и согласиться с тем, что Кашмир в еще большей степени превратится в очаг распространения религиозного экстремизма и терроризма в Южной Азии. Поэтому вряд ли индийское правительство когда-либо пойдет на предоставление суверенитета Кашмиру. А это значит, что конфликт в регионе так и будет тлеть, во многом при внешней поддержке заинтересованных государств.
Джа́мму и Кашми́р (догри जम्मू और कश्मीर, урду جموں اور کشمیر, ладакх. ཇ་མུ་དང་ཀ་ཤི་མིར།, англ. Jammu and Kashmir ) - штат на севере Индии. Крупнейший город и летняя столица штата - Сринагар, зимняя столица - Джамму. Население - 12 548 926 человек (19-е место среди штатов; данные 2011 г.).
Штат расположен в Гималайских горах. Джамму и Кашмир граничит с КНР на востоке, штатами Химачал-Прадеш и Пенджаб на юге, с Пакистаном на западе и на севере. Полная или частичная принадлежность территории бывшего княжества Джамму и Кашмир Индии оспаривается Пакистаном и Китаем. В Пакистане контролируемую Индией часть штата Джамму и Кашмир считают оккупированной территорией. Контролируемая Пакистаном часть Кашмира разделена на Азад Кашмир и Гилгит-Балтистан. Китай, в свою очередь, оккупирует малонаселённый, но стратегически важный район Аксайчин, а также часть высокогорных территорий.
География и климат
На территории Джамму и Кашмира расположены Кашмирская долина, долина Тави, долина Ченаб, долина Пунч, Синдская и Лиддерская долины. Главная Кашмирская долина 100 км шириной и 15 520,3 км² площадью. Горы отделяют долину от Ладакха, в то время как хребет Пир-Панджал, охватывающий Кашмир с запада и юга, отделяет штат от равнин северной Индии. На северо-востоке долины примыкают к Гималаям. Средняя высота равна приблизительно 1850 метрам, а в районе Пир Панджал 5000 метрам.
Джелам является крупной гималайской рекой, которая протекает через Кашмирскую долину. Реки Инд, Тави, Рави и Ченаб являются основными реками, протекающими через штат. В Джамму и Кашмир расположены несколько гималайских ледников. При средней высоте 5753 м над уровнем моря, ледник Сиачен длиной 70 км является длиннейшим в Гималаях.
Климат в штате Джамму и Кашмир колеблется из-за наличия высотной поясности. На юге вокруг Джамму, климат обычно муссонный, несмотря на то, что регион является западным, выпадает в среднем от 40 до 50 мм дождя в месяц в период с января по март. В жаркий сезон, в Джамму очень жарко и может доходить до 40 °C , а в июле и августе начинаются дожди, проливающие по 650 мм влаги в месяц. В сентябре количество осадков снижается, а к октябрю наступает жаркая и очень сухая погода, с минимальным количеством осадков и температурой около 29 °С.
Территории за хребтом Пир-Панджал получают влагу из облаков с Аравийского моря, Сринагар получает более 635 мм от дождя, за время влажных месяцев с марта по май примерно по 85 мм в месяц. Через главный Гималайских хребет облака не перелетают, поэтому климат Ладакха и Занскара чрезвычайно сухой и холодный. Ежегодные осадки всего лишь около 100 мм в год, а влажность воздуха очень низка. В этом регионе, почти везде выше 3000 метров над уровнем моря, а зимой очень холодно. В Занскаре, средняя температура января −20 °C , иногда до −40 °C . Все реки замерзают и местные жители используют их вместо дорог. Летом, в Ладаке и Занскаре, около 20 °С (днём), воздух сухой, а ночи холодные.
История
Карта Кашмира.
Район, известный как Джамму и Кашмир , возник, когда могольский император Акбар вторгся в Кашмир в 1586. Моголы, ведомые генералом Бхагвантом Дасом и его помощником Рамчандрой Аем, разгромили тюркского хана Юсуфа Кашмирского. Акбар назначил Рамчандру губернатором Гималайского королевства. Рамчандра основал город Джамму[источник не указан 391 день ].
В 1780 году Джамму и Кашмир был захвачен сикхами Ранджит Сингха из Лахора, и до 1846 сикхи правили областью. В 1845 году вспыхнула первая англо-сикхская война, и Гулаб Сингх держался в стороне до 1846, когда он выступил в качестве полезного посредника и доверенного советника сэра Генри Лоуренса. Были заключены два договора. Во-первых, государство Лахор (запад Пенджаба) было передано Великобритании при выплате компенсации; во-вторых, британцы передали Гулаб Сингху 75 кьят рупий за земли восточнее Инда и западнее Рави. Так образовалось княжество Джамму и Кашмир. Вскоре после смерти Гулаб Сингха в 1857 году его сын Ранбир Сингх присоединил к эмирату Хунзу, Гилгит и Нагаре.
Ранбир Сингх взошёл на престол в 1925 году и царствовал до 1947 года. При разделе Британской Индии обе страны согласились с тем, что правителям княжеств будет предоставлено право выбора между Пакистаном или Индией или - в особых случаях - возможность оставить своё государство независимым. Правитель Кашмира Хари Сингх не захотел войти в состав ни одного из новообразуемых государств. Население княжества, в котором 90 % составляли мусульмане, было крайне недовольно деспотическим правлением, что привело к вооружённому восстанию. Обстановка осложнилась в октябре 1947 г. в связи с вторжением отрядов пуштунов из Северо-Западной пограничной провинции Пакистана. В этих условиях махараджа Кашмира обратился к правительству Индии с просьбой о помощи и выразил готовность присоединиться к Индийскому Союзу. Лорд Маунтбеттен согласился ввести войска при условии, что Кашмир признает себя частью Индии. Махараджа подписал бумаги, и войска были введены, результатом чего была Первая индо-пакистанская война, окончившаяся разделом Кашмира.
Дипломатические отношения между Индией и Пакистаном были напряжёнными, в результате чего имели место ещё три войны в Кашмире: Вторая индо-пакистанская война, Третья индо-пакистанская война, Каргильская война. Около 60 % территории бывшего княжества Джамму и Кашмир контролирует Индия. Пакистан контролирует 30 % территории княжества, на этой территории образованы провинция Азад Кашмир и Северная Провинция. Китай оккупировал 10 % территории региона в 1962 году.
В восточной части бывшего княжества Кашмир также происходили пограничные конфликты. В конце XIX и начале XX веков между Великобританией, Тибетом, Афганистаном и Россией были подписаны пограничные соглашения о северной границе Кашмира, с которыми Китай был не согласен. Официальная китайская позиция не изменилась и с приходом к власти коммунистов в 1949 году. К середине 1950-х китайская армия вошла в северо-восточную часть Ладакха. В 1956-57 китайцы завершили военную дорогу через Аксай Чин для улучшения связи между Синьцзяном и западным Тибетом. Запоздалое открытие Индией факта постройки этой дороги привело к китайско-индийским пограничным военным столкновениям в октябре 1962. Китай полностью оккупировал Аксай Чин к 1962 году, а прилегающие районы Транс-Каракорумского тракта Пакистан передал Китаю в 1963 году.
В период между 1957 годом, когда штат принял свою собственную конституцию, и смертью шейха Абдуллы в 1982 году, штат колебался между стабильностью и недовольством. В 1987 в Кашмире произошло восстание, связанное с предполагаемой фальсификацией результатов выборов правительства Индии. После этого в регионе продолжался длительный кровавый конфликт между боевиками и индийской армией. И боевики, и армия были обвинены в широкомасштабных нарушениях прав человека и грабежах. Тем не менее с 1996 года и по настоящее время боевые действия прекратились и мирная жизнь постепенно восстанавливается.
Культура
Ладакх знаменит своей уникальной индо-тибетской культурой. Песнопения на санскрите и тибетском известны в Ладаке. Ежегодные фестивали танцев в масках, ткачество и стрельбы из лука являются важной составной частью традиционной жизни в Ладакхе. Ладакхская кухня имеет много общего с тибетской кухней, известен Тхукпа - суп из лапши, и Цампа, известная в Ладаке как нгампе - жаренная ячменная мука.
Шикары часто встречаются на озёрах и реках Кашмира
В Думхал знаменитый танец в Кашмирской долине, исполняемый мужчинами из области Ваттал. Женщины исполняют роуфф и другие традиционные народные танцы. Шикара , традиционная деревянная лодка, и Дом на воде часто встречается на различных озёрах и реках по всей долине. Согласно Конституции Индии людям из других штатов не позволяется приобретать землю Джамму и Кашмира в собственность. Как следствие, Дома на воде стали популярны среди тех, кто не может купить землю в долине, и в настоящее время стали неотъемлемой частью Кашмирской жизни. Кава , традиционный зелёный чай с пряностями и миндалем, потребляется в течение всего дня во время холодных кашмирских зим. Большинство зданий в долине Кашмира и Ладакхе изготавливаются из хвойных деревьев. Влияние индийской, Тибетской и исламской архитектуры.
Культура Джамму похожа на Пенджабе и Химачал-Прадеш. Традиционные фестивали Панджаби, такие как Лохри и Вайсакхи отмечается с большим рвением и энтузиазмом во всем регионе. После Доргав Гуджджары образуют вторую по величине этническую группу в Джамму. Известные своим полу-кочевым образ жизни, Гуджджары также живут в большом количестве в Кашмирской долине. Подобно Гуджджарам, Гаддисы главным образом пастухи, которые переселились из в Химачал-Прадеша. Гаддисы славятся своей игрой на флейте. Баккарвала кочуют по склонам Гималаев со стадами коз и овец.
Символика флага
Местный плуг на флаге - символ труда, а три полосы представляют три провинции штата.
Кашмир - одна из наиболее сияющих драгоценностей в короне Индии. Однажды посетив это место, понимаешь, что здесь сказочная мечта воплощается в незабываемой реальности. Здесь Вы сможете насладиться великолепием индийской природы в сочетании с заснеженными горными вершинами.
Согласно древней легенде, когда-то в незапамятные времена между Средними и Большими Гималаями было огромное озеро. Могущественные Боги осушили его и заполнили живописными лесами, синими озерами и благоухающими цветами. Так появилась Кашмирская долина – одно из самых прекрасных мест на земле - воздух звенит, словно горный хрусталь, а раскидистые сады рассказывают удивительные истории о Великих Моголах, которые оставили здесь свое сердце.
Кашмир называют индийской Венецией – десятки плавучих отелей покачиваются на плавных водах озер и каналов. Путешествие на лодке-шикхаре – одна из самых романтичных и впечатляющих экскурсий. Украшением столицы штата по праву считаются уникальные озера: Дал, Нагин и Анчар. Озеро Дал обрамлено горными кряжами, амфитеатром спускающимися к водной глади. Плавучие огороды сменяются плантациями розовых лотосов, в зарослях которых снуют молодые утята. Многоцветие зеленых лугов, склоны гор, погруженных в тишину, нарушаемую лишь перезвоном колокольчиков неторопливо бредущих коров… идеальная картина для вдохновения.
Столица штата, расположена в живописной долине около лотосового озера, наполненного хрустальной водой горных ледников. Шринагар – это не только давних лет фруктовых садов, это и террасные Могольские сады, «трон Соломона», могила Моисея, Шивалингам в пещере Амарнатх и беломраморная мечеть Хазратбал. Существуют многочисленные свидетельства о том, что тело Иисуса покоится именно здесь - в центре Шринагара, в усыпальнице Розабал. Всемирную славу этому штату принесли кашмирские шали и ковры, изделия мастеров-резчиков по дереву и металлу, драгоценные камни и ювелирные украшения.
Кашмир, спорная область на крайнем севере Индийского субконтинента.
Индия предъявляет права на всю ее территорию площадью 222 236 кв. км.
Кашмир граничит с Пакистаном на западе, Афганистаном — на севере, Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами Китая - на востоке и штатами Индии Химачал-Прадеш и Пенджаб - на юге.
Пакистан и Китай оспаривают права Индии, причем Пакистан вначале выдвигал претензии на обладание всей областью, а в настоящее время фактически включил в свой состав северо-западную часть Кашмира площадью 78 932 кв. км.
В административном отношении она преимущественно выделена в т.н. Азад («свободный») Кашмир.
Под китайским контролем находится северо-восточная часть территории Кашмира площадью 42 735 кв. км.
Остальную часть занимает индийский штата Джамму и Кашмир площадью 100 569 кв. км.
Исторические факты
Кашмир, расположенный на перекрестке торговых путей, связывавших Китай, Индию и Центральную Азию, издавна привлекал внимание соседних держав. В 3 в. до н.э. он стал частью государства Маурья, при одном из властителей которого - Ашоке - распространился буддизм. На протяжении последующих нескольких столетий на территории Кашмира царила феодальная раздробленность.
Распространение ислама в Кашмире восходит к середине 14 в., оно усилилось, когда область была присоединена к державе Великих Моголов при императоре Акбаре в 1587. С развалом этой империи Кашмир захватили патаны (годы их владычества с 1752 по 1819).
Земли в Джамму были разделены между местной знатью, а впоследствии были объединены под эгидой догрской династии. В 1819 догрское государство было аннексировано Ранджит Сингхом, сикхским правителем Пенджаба с 1801 по 1839. В 1846, после поражения сикхов в первой войне с англичанами, глава видного догрского рода Гулаб Сингх, ранее министр при дворе Ранджит Сингха, приобрел у британской короны за 7,5 млн. рупий право на управление Кашмиром.
Махараджи из догров-индусов, пользовавшихся покровительством англичан, были популярны в Кашмире, где большинство населения исповедует ислам. Тем не менее они продолжали управлять княжеством вплоть до обретения независимости Индией и Пакистаном в 1947, несмотря на требования провести демократические реформы, выдвигавшиеся политической оппозицией и ее лидером шейхом Абдуллой.
Власть англичан в Кашмире закончилась с принятием в 1947 «Закона об управлении Индией». Княжество имело возможность войти в одно из двух государств. Махараджа-индус Хари Сингх стремился сохранить автономию Кашмира, но подвергался давлению со стороны Индии и Пакистана. С ними была достигнута договоренность, что решение вопроса откладывается. Но вскоре Пакистан предпринял блокаду Кашмира, ибо тогда единственная магистраль вела из Кашмирской долины на юг и имела выход непосредственно на пакистанскую территорию.
В октябре 1947 вооруженные пакистанцы-мусульмане, включая патанов, были доставлены автотранспортом к границе с Кашмиром и вторглись в западные и северо-западные районы княжества. Махараджа обратился за помощью к Индии и 26 октября согласился на вхождение Кашмира в ее состав. В итоге эти акции привели к сражениям между индийскими и пакистанскими войсками. Обе страны обратились в ООН, и в январе 1949 при посредничестве этой организации была достигнута договоренность о прекращении огня. В середине 1949 Индия и Пакистан согласились с временной демаркационной границей. Позднее была принята резолюция ООН о выводе вооруженных сил обоих государств из Кашмира и о проведении референдума о будущем статусе Кашмира, что так и не было выполнено.
В 1959 индийские воинские части обнаружили, что китайцы проложили дорогу через пустынное плато Аксайчин в северо-восточном Кашмире. Индия усмотрела в этом строительстве попытку КНР усилить свое влияние в этом регионе. Не ограничиваясь отдельными вооруженными конфликтами, китайцы в 1962 предприняли вторжение в глубь Кашмира, но затем отступили, сохранив тем не менее контроль над высокогорной территорией Кашмира, расположенной к востоку от Каракорума.
В 1971 возобновились столкновения между пакистанскими и индийскими войсками, что совпало со временем выхода Бангладеш из состава Пакистана. Соглашение в Шимле, подписанное в середине 1972 после одержанной Индией быстрой победы, закрепило сложившуюся демаркационную линию между пакистанскими и индийскими районами Кашмира.
В 1980-х годах разные мусульманские общественные объединения, включая Фронт освобождения Джамму и Кашмира, развернули агитацию за независимый Кашмир или его вхождение в состав Пакистана.
Обстановка резко обострилась в начале 1990, когда мусульмане Джамму и Кашмира провели массовые выступления против индийских властей, и особенно накалилась в мае, когда индийские войска открыли огонь по огромной толпе, собравшейся на похороны убитого Маулви Мухаммед Фарука, ведущего мусульманского деятеля Кашмира.
В итоге значительная часть индусского населения Кашмирской долины (ок. 150 тыс. человек) была вынуждена укрыться в специально созданных временных лагерях. Конфликт между Индией и Пакистаном по поводу принадлежности территории Джамму и Кашмира продолжается до сих пор, хотя и перешел в менее явные и агрессивные формы.
Джамму и Кашмир - самый северный индийский штат и один из самых популярных среди любителей активного отдыха. Это необычайно притягательный край лесов, ледяных горных вершин, прозрачных ручьев и рек.
Многие пешеходные маршруты начинаются в столице штата – городе Сринагаре. Главные из них - в синие горы Забарван и Шанкарачарья. Три другие основные туристические базы - это Пахалгам (100 км от Сринагара) в долине Лиддер, откуда маршруты ведут в священный Амарнахт, Ару, Лиддерват и к ледниковым озерам Тарсар и Тулиан; Гулмарг (51 км от Сринагара), откуда можно отправиться в поход к хрустальным шпилям Апхарват и Альпатер, горным озерам Вишансар и Гангабал и леднику Тадживас; Сунамарг, город в долине Синдх, база для отправляющихся в окружающие его горы.
Сринагар еще и начало дороги на удаленное плато Ла-дакх, в страну неутихающих ветров, родину диких мулов и яков, где склоны гор украшены самыми большими ледниками за пределами полярной зоны. Лех, столица области, лежит на древнем шелковом пути, и отсюда идут живописные маршруты по замечательной красоты местам.
Географические особенности
Строение поверхности и климат.
- В Кашмире можно обособить несколько природных районов, различающихся прежде всего по рельефу и геологическому строению.
- На крайнем юго-западе тянется узкая полоса Пенджабской равнины с сильно эродированными землями, которые в значительной степени утратили свое плодородие.
- К северо-востоку она сменяется холмистыми грядами Сивалика высотой до 600-700 м над у.м. и затем Малыми Гималаями (хребет Пир-Панджал с вершиной Татакути, 4743 м).
- За Малыми Гималаями находится знаменитая Кашмирская долина - обширная межгорная котловина длиной 135 км и шириной 40 км. Средняя высота ее днища 1600 м над у.м. Это самая густонаселенная часть Кашмира с крупнейшим городом Сринагаром на берегу р.Джелам близ оз. Дал. Среди озер этого района самое крупное - оз. Вулар.
- На северо-востоке над Кашмирской долиной нависает Большой Гималайский хребет с заостренными скалистыми гребнями, где отдельные пики превышают 7000 м (высшая точка гора Нункун, 7135 м).
- Далее к востоку простирается обширное нагорье Ладакх, известное также под названием Малый Тибет. Оно прорезано долиной верхнего Инда.
- К северу от Ладакха находится величественная горная система Каракорум, где много крутосклонных пиков с высотами более 7000 м, а некоторые из них даже превышают 8000 м. Особо выделяется вторая вершина мира - гора Чогори (8611 м), известная также под названиями К2, Годуин-Остен и Дапсанг. Крайний восток Кашмира занимает плато Аксайчин, захваченное Китаем.
- Северные районы Кашмира, контролируемые Пакистаном, представляют собой систему труднодоступных высоких горных хребтов, между которыми в узких теснинах текут быстрые реки. Здесь Каракорум и Гиндукуш образуют дугу, вогнутую к югу. Средние высоты гор превышают 5000-6000 м над у.м. Характерна сильная расчлененность рельефа с преобладанием крутых и нередко отвесных склонов.
- В высокогорных районах Кашмира широко развито современное оледенение. Особенно выделяется в этом отношении Каракорум, где площадь ледников превышает 14 тыс. кв. км. Здесь находятся многие крупнейшие ледники мира: Сиачен (длина 76 км, площадь 750 кв. км), Биафо, Балторо, Батура, Хиспар и др. Эти гигантские ледниковые системы дендритового типа состоят из основного долинного ледника со множеством боковых ледников-притоков. Конец ледника Батура находится близко от русла р.Хунза и проходящего по ее берегу Каракорумского шоссе, поэтому имеется опасность перекрытия этой стратегически важной магистрали.
- В Больших Гималаях тоже имеется значительное число ледников, но по размерам они уступают каракорумским (крупнейший ледник Ганготри в Кумаонских Гималаях достигает в длину 32 км и имеет площадь ок. 300 кв. км).
- Климат в Кашмире сильно меняется даже на небольших расстояниях. Среднее годовое количество осадков в Сринагаре 640 мм,в Джамму - более 1000 мм, а в городе Лехе в Ладакхе - лишь 80 мм. В Кашмирской долине 40-50% осадков приходится на период с февраля по апрель.
- Сельское хозяйство в северных районах Кашмирах сильно зависит от снежно-ледникового питания рек. На юге Кашмира климат гораздо теплее, чем в его северных районах. Средняя температура января в Сринагаре составляет -1° С, июля +21° С.
Население
Наиболее достоверные данные о численности населения имеются лишь для штата Джиму и Кашмир. Перепись Индии 1991 зафиксировала на этой территории 7718,7 тыс. человек. Преобладает сельское население, рассеянное по многочисленным деревням. В последнее время быстрыми темпами происходит урбанизация. Значительно выросло население обеих столиц Кашмира - зимней Джиму (206,1 тыс. жителей) и летней Сринагара (594,8 тыс. жителей). В пакистанской части Кашмира, управляемой из города Музаффарабада, в конце 1980-х годов проживало ок. 2,8 млн. человек.
В Кашмире расселены несколько народностей.
Догры, сосредоточенные на юго-западе в районе Джамму, близки к панджабцам, язык которых - панджаби - наряду с догри и хинди принадлежит к самым распространенным в регионе. По религии жители этого района преимущественно индуисты, конфессиональное меньшинство образуют сикхи.
В слабозаселенных восточных районах Кашмира народы тибетского происхождения - ладакхи и балти - исповедуют буддизм; их языки иногда рассматривают как диалекты языка бхотия, относящегося к тибето-бирманской группе. В остальной части Кашмира доминируют мусульмане.
В Кашмирской долине этнический субстрат составляют кашмирцы, основные языки - кашмири и урду. Штат Джамму и Кашмир - единственный в Индии, где численно преобладают мусульмане.
Экономика
В Кашмире растет экономическое значение туризма, но занятие сельским хозяйством еще дает средства к существованию примерно 4/5 населения. Возделываются прежде всего рис, пшеница, ячмень, нут, просяные культуры и кукуруза. Развивается и садоводство. Важным источником дохода остается лесное хозяйство. Кашмир известен своими ремеслами. Особенно славятся изделия ковроделов, резчиков по дереву, чеканщиков серебра и меди, мастеров папье-маше.
Транспорт
Транспорт в Кашмире развит слабо. Преобладают грунтовые дороги и караванные тропы, которые в сезон муссонных дождей становятся непроходимыми. Железнодорожная сеть замыкается на городе Джамму на крайнем юго-западе. Для связи Кашмирской долины с равнинами Индии важное значение имеет автомобильная дорога Сринагар - Джамму - Патханкот, пересекающая хребет Пирпанджал через перевал Банихал. Другая дорога Сринагар - Музаффарабад, обеспечивающая выход в Пакистан, в настоящее время пересекается демаркационной линией.
В Кашмире, несмотря на плохое состояние местных дорог, имеется автобусное сообщение, наиболее развитое на юго-западной равнине и в пределах Кашмирской долины. Организуются рейсы и в периферические районы. Например, из Сринагара на автобусе можно добраться в Ладакх и Занскар, минуя труднодоступный перевал Зоджи-Ла в Большом Гималайском хребте.
На севере Кашмира, преимущественно по долинам Инда, Гилгита и Хунзы, проходит стратегически важное Каракорумское шоссе, построенное в годы холодной войны. Оно соединяет Кашгар (КНР) и Исламабад (Пакистан) и пересекает Каракорум через перевал Хунджерад (4890 м).
В городах Джамму, Сринагар и Лех действуют аэропорты.
Достопримечательности
В Кашмире много объектов, представляющих историко-культурную ценность, включая прежде всего религиозные святыни.
- Мусульмане наиболее почитают мечеть Хазратбал в Сринагаре, в которой хранится волос, как полагают, из бороды пророка Мухаммеда.
- Индуистские места поклонения включают пещеру Амарнатх, к северо-востоку от Сринагара, и храм Вайшно-Деви близ города Джамму.
- Буддийские часовни и монастыри («гомпы») многочисленны в Ладакхе.
- На протяжении столетий Кашмир использовался для летнего отдыха индийских властителей. При Великих Моголах в 16-17 вв. в Кашмирской долине было разбито несколько «садов»-парков, в том числе самые знаменитые Нишат и Шалимар в Сринагаре.
- На оз. Дал базируется флотилия лодок, используемых в качестве постоянных жилищ. В Пахалгаме, Сунамарге и Гулмарге при британской колониальной администрации были основаны горные курорты, которые в настоящее время превратились в популярные места отдыха. Среди главных учебных заведений штата - университет Джамму (в городе Джамму) и Кашмирский университет (в Сринагаре).