Где построен памятник ивану федорову
(1510-1583) был открыт в Москве 12 октября 1909 года. Его создал архитектор Иван Машков по проекту преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергея Волнухина художника, скульптора, одного из основоположников символизма и модерна в русской пластике.
Мысль об увековечивании памяти великого мастера родилась в кругах Московского археологического общества еще в 1870 году. Именно тогда по инициативе ученого Алексея Уварова была открыта всероссийская подписка. В ней, в частности, участвовали и типографские рабочие.
Сбор денег продолжался в течение 39 лет. К началу XX века общая сумма собранных денег составила более 29 тысяч рублей. Однако, конкурс проектов не увенчался успехом комиссия не приняла ни одного, строительство откладывалось.
В новом конкурсе 1901 года, в состав жюри которого вошли историк Василий Ключевский и художник Аполлинарий Васнецов , победил проект Волнухина.
Иван Федоров служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Кремле. После строительства в Москве в 1553 году Государственного печатного двора он возглавил Типографию, в которой вместе с Петром Мстиславцем напечатал первую в России книгу «Деяния и послания святых Апостолов» («Апостол»). Поэтому и изображен первопечатник с только что отпечатанным оттиском этой книги в правой руке, левой рукой он поддерживает печатную доску. Рядом, на скамье, лежит маца (кожаная подушечка на рукоятке для набивки краски на набор).
На небольшом постаменте, над которым возвышается фигура Ивана Федорова в одежде посадского человека, дата выпуска первой печатной книги : 19 апреля 1563 года и знак «И.Ф.» на бронзовом диске своего рода экслибрис, которым первопечатник помечал свои издания. На обратной стороне пьедестала выбиты слова Ивана Федорова из послесловия к изданной им книге: «Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз: «Ради братии моих и ближних моих».
История не сохранила для нас ни одного рисунка, портрета или описания наружности Ивана Федорова. Помогал скульптору погрузиться в эпоху историк Иван Забелин , а средневековый костюм был взят из собрания художника Сергея Иванова. Доска и маца в ту пору еще сохранялись в Московской Синодальной типографии.
Работал над памятником Сергей Волнухин около двух лет.
Памятник хотели установить на Театральной площади , в чем городские власти отказали, под предлогом, что «не представляется возможным загромождать площадь сооружениями». Вскоре городское управление заняло место, предназначавшееся для памятника «подземным туалетным павильоном с двумя высокими выступами». В итоге было принято решение установить скульптуру около Третьяковского проезда , на месте, где в XVI веке находился Государев печатный двор, рядом с Китайгородской стеной. Исстари расположенная рядом Никольская улица звалась в народе «книжной».
Чествование памяти Ивана Федорова в день открытия памятника было ознаменовано многочисленными мероприятиями по всей Москве. Горожане проявили к событию большой интерес и приняли в торжествах самое активное участие.
ПАМЯТНИК ИВАНУ ФЕДОРОВУ В МОСКВЕ
Памятник Ивану Федорову в Москве - одно из лучших произведений русской монументальной скульптуры.
Впервые мысль о создании памятника первопечатнику возникла в конце 1869 года на заседании Московского археологического общества, посвященном 300-летию выхода в свет федоровского Учительного Евангелия. На этом заседании М. П. Погодин сделал доклад об Иване Федорове, а А. С. Уваров предложил начать сбор средств на памятник. В сборе средств приняли участие представители самых разных слоев общества, особую активность проявили типографские рабочие.
Довольно быстро была собрана сравнительно большая сумма. Скульптор М. М. Антокольский, признанный мастер исторического портрета, создал проект памятника. Однако этот проект не понравился Археологическому обществу.
Обиженный мастер писал: «По совету знатоков было решено, что эскиз мой негоден, потому что я представил его как рабочего, между тем, как он был не только рабочий, но и высоконравственный человек, который много пострадал за преданность своему делу. Черт бы их побрал! Точно рабочий не может быть весьма нравственным человеком! Точно это какой-то недостаток, что я представил его в минуту того труда, который он страстно любил и за который пострадал!»
Неудача отодвинула сооружение памятника на неопределенные сроки.
В 1883 году отмечали трехсотлетие со дня смерти Ивана Федорова.
Юбилейные торжества начались 5 декабря панихидой в Казанском соборе. На другой день в зале городской думы состоялось «бесплатное литературно-музыкальное утро для наборщиков». Присутствующим раздавали брошюру Н. И. Полевого «Очерк жизни и деятельности первого русского печатника Ивана Федорова». Она состояла всего из шестнадцати страниц, но тогда это было практически всё, что известно о первопечатнике.
Снова был поднят вопрос о памятнике. Несколько проектов, выполненных разными скульпторами, было опубликовано в печати для обсуждения, но ни один из них не был признан соответствующим масштабу личности и значению дела первопечатника. Памятник и на этот раз не был воздвигнут.
Меж тем всеобщий интерес к Ивану Федорову и желание увековечить его память не иссякали, сбор средств продолжался, и к началу XX века собранная сумма достигла 29 тысяч рублей.
В 1901 году Археологическое общество объявило новый конкурс на проект памятника. В конце марта 1902 года комиссия, в которую вошли председательница общества графиня П. С. Уварова, представители московской городской власти, историки И. Е. Забелин, В. О. Ключевский, А. И. Кирпичников, художник В. М. Васнецов, скульптор М. А. Чижов, архитекторы К. М. Быковский и С. У. Соловьев, рассмотрела двадцать семь работ. В конкурсе приняли участие не только русские скульпторы, но и мастера из Болгарии, Сербии, Германии и Франции.
Чтобы исключить какую-либо пристрастность, авторы проектов выступали не под своими именами, а под девизами. Лучшим был признан проект под девизом «Плес», второе место занял проект под девизом «Ярославль». Когда огласили имена авторов, оказалось, что обе работы принадлежат одному скульптору - Сергею Михайловичу Волнухину. (Третье место под девизом «Стена» занял ученик Волнухина - Н. А. Андреев.)
Все проекты в течение недели были выставлены в помещении Археологического общества на Берсеневской набережной для всеобщего обозрения.
Волнухин приступил к работе. О сложности поставленной перед собой задачи скульптор рассказывал так: «Ведь ни портрета, ни даже описания наружности первопечатника не дошло до нас. Пришлось вглядываться в эпоху, в условия, обстановку его жизни и работы и таким образом воссоздавать его образ».
Волнухин советовался с учеными-историками, в собрании своего друга-коллекционера разыскал подлинный костюм XVI века, в Синодальной типографии нашел старинные принадлежности типографского оборудования. Работа над гипсовой моделью в натуральную величину заняла более двух лет.
Наконец настало время переводить модель в бронзу. Волнухин пригласил квалифицированного литейного мастера - итальянца Анджелло Робекки, но тот, не закончив отливку, неожиданно скончался. Завершил работу его сын Эмиль.
В 1907 году близ Китайгородской стены, неподалеку от того места, где когда-то находился Московский печатный двор, был заложен памятник первопечатнику.
Проект постамента создал архитектор И. П. Машков, облицовку черным мрамором выполнил мастер В. И. Орлов.
От денег, собранных на памятник, осталось около четырех тысяч рублей, они были переданы на нужды рабочих-типографов, призреваемых в инвалидном доме.
Торжественное открытие памятника Ивану Федорову состоялось в сентябре 1909 года. День был дождливый, но народу собралось великое множество. Образ Ивана Федорова - труженика, просветителя, честного человека, скромно и мужественно служившего своему делу, не мог не вызывать интереса и симпатии.
«Торжественна и знаменательна настоящая минута в истории русского просвещения, - говорилось в одной из речей. - Мы открыли сегодня памятник не человеку высокого положения, не князю, не полководцу, не громкому администратору или писателю, а простому рабочему печатного дела…»
Волнухин сумел создать живой и очень достоверный образ первопечатника. Иван Федоров стоит, опираясь одной рукой на наборную раму, и внимательно читает только что отпечатанный лист.
Судьба Ивана Федорова вызывала и ассоциации с современностью. Тернистый путь просвещения вообще и печатного слова в частности актуален во все времена. На одном из венков, возложенных к подножию памятника, была надпись: «Первому мученику русской печати».
Сейчас уже невозможно представить себе облик первопечатника иным, чем он запечатлен в памятнике. E. Л. Немировский пишет: «Портрета первопечатника не сохранилось. Но образ, созданный С. М. Волнухиным, настолько жизнен и правдоподобен, что приобрел подлинную документальность».
В 1934 году во время расширения Театрального проезда и сноса Китайгородской стены памятник передвинули чуть дальше от проезжей части. Долгое время рядом с памятником Ивану Федорову находился любимый всеми москвичами букинистический магазин «Книжная находка». В 1969 году в «Книжной находке» произошло знаменательное событие - магазин приобрел экземпляр Острожской Библии Ивана Федорова.
В 1990-х годах при строительстве торгового комплекса «Наутилус» памятник был отодвинут еще дальше от своего первоначального места, «Книжная находка» снесена, на ее месте построен салон, торгующий автомобилями.
10 сентября 2010 года в газете «Московская правда» была помещена заметка, в которой сообщалось о церемонии, прошедшей возле памятника в связи с условной датой 500-летия со дня рождения первопечатника. В заметке говорится, что выступавший на церемонии председатель Издательского совета РПЦ (Русской православной церкви) митрополит Калужский и Боровский Климент «отметил, что заслуги Ивана Федорова неоправданно забыты обществом, а его памятник, который ранее был установлен у Китайгородской стены, сегодня является незаметным украшением престижного автосалона.
“Необходимо вернуть статус великого просветителя нашего отечества Ивану Федорову, водворить памятник на видное место в нашем городе”, - подчеркнул митрополит».
Но, несмотря на то, что памятник первопечатнику переживает сейчас не лучшие времена, москвичи знают и любят его, проходя мимо, останавливаются, чтобы заглянуть в спокойное, сосредоточенное лицо Ивана Федорова, поглощенного своим делом, и прочесть надпись, выведенную вязью на постаменте: «Первее нача печатати на Москве святые книги в лето 7070 первое (1563 год) априля 19 ради братий моих и ближних моих».
Из книги Иван Калита автора Борисов Николай СергеевичПохвала Ивану Калите из «Сийского Евангелия» Около 1339-1340 г.В лето 600-е 800-е 47-е (1340-е) инидикта 12 миротворенаго и солнечьного круга в 4-е лето висикостное, жидовь сего ирук в 7-е лето, епакта 18 лето, в 5-и каланд месяца марта, жидовь-скы нисана, написано бысть си еуангелие в граде
Из книги Вурдалак Тарас Шевченко автора Бузина Олесь АлексеевичКак Шевченко Лесю Украинку к Ивану Франко ревновал Решил как-то Тарас Григорьевич зайти в Киевский университет – проверить, как идет украинизация. А там его уже депутация профессоров встречает.– Чим займаєтесь, панове?– Разрешите доложить, Тарас Григорьевич! Вот этот
Из книги Князь Курбский автора Филюшкин Александр ИльичПЕРЕВОД-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТРЕХ ПОСЛАНИЙ АНДРЕЯ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ Помещаемые ниже тексты ни в коей мере не претендуют на дословность перевода лексических единиц. Эти качества в полной мере представлены в уже существующих работах. Вниманию читателей предлагается
Из книги Морозные узоры: Стихотворения и письма автора Садовской Борис АлександровичПЕРЕВОД-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЕРВОГО ПОСЛАНИЯ АНДРЕЯ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ [Я пишу к] царю, [изначально] прославленному от Бога, пресветлому в православии, [которому Господь даровал победы над многими царствами и который должен вести свой народ в Царствие Небесное и отвечать
Из книги Пржевальский автора Хмельницкий Сергей ИсааковичПЕРЕВОД-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВТОРОГО ПОСЛАНИЯ АНДРЕЯ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ Краткий ответ Андрея Курбского на [не в меру] пространное послание великого князя московского.Твое послание, [посвященное очень многим вопросам и столь шумно их обсуждающее],получил, и уразумел, и
Из книги Правда смертного часа. Посмертная судьба. автора Перевозчиков Валерий КузьмичПЕРЕВОД-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТРЕТЬЕГО ПОСЛАНИЯ АНДРЕЯ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ Ответ недостойного Андрея Курбского, князя Ковельского, на второе послание царя великого московского.Пребывая из-за твоих гонений в изгнании и в убожестве, [пишу тебе],опустив твой великий и
Из книги Гаврила Державин: Падал я, вставал в мой век... автора Замостьянов Арсений АлександровичМОЙ ПАМЯТНИК Мой скромный памятник не мрамор бельведерский, Не бронза вечная, не медные столпы: Надменный юноша глядит с улыбкой дерзкой На ликование толпы. Пусть весь я не умру: зато никто на свете Не остановится пред статуей моей И поздних варваров гражданственные
Из книги Угрешская лира. Выпуск 3 автора Егорова Елена НиколаевнаПАМЯТНИК Город Каракол, в котором Пржевальский окончил свой путь, переименован в Пржевальск.За городом, на крутом берегу Иссык-куля, у порога Центральной Азии, стоит памятник. Он сложен из глыб тяньшанского гранита. Посередине укреплена бронзовая медаль с изображением
Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич Из книги Избранное. Мудрость Пушкина автора Гершензон Михаил ОсиповичПАМЯТНИК В таких святых местах ничего так просто не делается. М.Шемякин Драматическая история памятника на могиле В.С.Высоцкого началась уже 28 июля 1980 года. Ночью после похорон кто-то украл (взял на память?) стандартный колышек «Владимир Высоцкий. 1938–1980».Каким быть
Из книги Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти автора Бакин Виктор В.ПАМЯТНИК В длинном ряду русских переложений программной оды Горация (от Ломоносова до Бродского и, наверное, далее) Державин не затерялся. Эти горделивые строки он отчеканил в 1795 году, тогда же и опубликовал в «Приятном и полезном препровождении времени» под скромным
Из книги Сквозь время автора Кульчицкий Михаил ВалентиновичПамятник Приснилось мне, что я чугунным стал. Мне двигаться мешает пьедестал. В сознании, как в ящике, подряд чугунные метафоры лежат. И я слежу за чередою дней из-под чугунных сдвинутых бровей. Вокруг меня деревья все пусты, на них ещё не выросли листы. У ног моих на
Из книги автораB. П. Федорову («Василий Павлыч Федоров…») Василий Павлыч Федоров, Дарю тебе я книгу эту, Читай ее и будь здоров; Василий Павлыч Федоров, Здесь нет есенинских коров И пролетарских громов нету; Василий Павлыч Федоров, Дарю тебе я книгу эту! 1926 г. 28 апреля.
Из книги автораПамятник 1 «Замко?м» называют камень, замыкающий и укрепляющий свод; в критической легенде о Пушкине есть частность, исполняющая роль такого «замка». Если общепринятое истолкование «Памятника» верно, то легенда имеет за себя важный аргумент: зрелое самосознание самого
Из книги автораПамятник …А потом, по прошествии года, – Как венец моего исправленья – Крепко сбитый литой монумент При огромном скопленье народа Открывали под бодрое пенье, Под мое – с намагниченных лент… 25 января 1985 года в театре прошел день памяти В. Высоцкого. Конечно, театру
Из книги автораПамятник Им не воздвигли мраморной плиты. На бугорке, где гроб землей накрыли, как ощущенье вечной высоты пропеллер неисправный положили. И надписи отгранивать им рано - ведь каждый, небо видевший, читал, когда слова высокого чекана пропеллер их на небе высекал. И хоть
Книгопечатание в Европе было изобретено в середине XV века. В середине XVI века оно пришло и в Россию. Иван Федоров - первый, кто стал печатать книги. Памятники первопечатнику Ивану Федорову установлены в городах, где он жил и работал - в Москве и во Львове.
Иван Федоров
В 1563 г. на Руси открылась первая типография, Печатный двор. По приказу Ивана Грозного был выписан из Польши печатный станок с набором литер и приглашен консультант из Дании. Возглавил Печатный двор дьякон церкви Николы Гостунского в Кремле Иван Федоров (Москвитин). Вместе с Петром Мстиславцем там была напечатана в 1564 г. первая книга - "Деяния и Послания апостолов" (Апостол). Через год свет увидела вторая книга - "Часовник". Надо сказать, что переписыванием книг ранее занимались монахи при монастырях. Это занятие было прибыльным и почетным. Существует легенда, что именно они подожгли Печатный двор Ивана Федорова, который сгорел до тла. После пожара Федоров и Мстиславец уехали из Москвы. Историки считают, что причина их отъезда из столицы была иной. Книгопечатание в Москве при этом не прекратилось, уже в 1568 г. заработала новая типография под руководством Андроника Невежи.
Отъезд из Москвы
Иван Федоров уезжает из Москвы в Литву, к гетману Ходкевичу в его имение Заблудов. Там он в 1570 г. издает книгу "Псалтырь с Часословцем". После смерти Ходкевича он направляется во Львов, где печатает второе издание "Апостола". Во Львове он пытается заниматься коммерцией, но безуспешно. Переехав в Острог Федоров, печатает "Острожскую библию", это первая полная библия на церковнославянском языке. Скончался Иван Федоров в 1583 г. в предместье Львова и похоронен в Святоонуфриевском монастыре. Памятник Ивану Федорову установлен в Москве.
Первая книга
Свою первую книгу "Апостол" мастера печатали целый год. В качестве шрифта был выбран рукописный полуустав. Этот шрифт был традиционным для переписчиков церковных книг. Для нее была использована проклеенная французская бумага. На каждой из 534 страниц "Апостола" было ровно по 25 строк. Книга была выпущена очень большим, в то время, тиражом - 2000 экземпляров. В настоящее время в библиотеках их сохранилось около 60. "Апостол" был оформлен в стиле рукописных книг. Переплет был сделан из дерева, обтянутого тисненым золотом сафьяном и застежками из латуни. Начало каждой главы выделялось цветочным орнаментом, а вставки и буквицы выполнялись красной киноварью. Краска оказалось настолько стойкой, что не выцвела и в наше время.
Петр Мстиславец
Исследователи считают, что Мстиславец является автором шрифта первопечатных книг. Он покинул Москву вместе с Федоровым и работал с ним в Заблудово у гетмана Ходкевича. После этого он расстался с Федоровым и переехал в Вильно, где с помощью местных купцов оборудовал новую типографию. Памятник ему установлен в г. Мстиславль Могилевской области в Белоруссии.
История памятника
Памятник Ивану Федорову в Москве был открыт 12 октября 1909 г. Автором памятника был один из зачинателей модерна и символизма в скульптуре, преподаватель Московского училища зодчества и ваяния, Сергей Волнухин. Архитектор памятника - Иван Машков. Московское археологическое общество еще 1870 г. развернуло кампанию по созданию памятника первопечатнику Ивану Федорову. Ученый Алексей Уваров открыл всероссийскую подписку, в сборе денег принимали участие и типографские рабочие. Сбор денег на монумент продолжался 39 лет, и было собрано около 29 тысяч рублей. Первый конкурс проектов не выявил победителя. В 1901 г. был организован новый конкурс, в составе жюри которого вошли художник Аполлинарий Васнецов и историк Василий Ключевский. Во втором конкурсе победил проект Волнухина.
Вид памятника
Первопечатник изображен с оттиском книги "Апостол" в правой руке, которую он только что напечатал. В левой руке он держит печатную доску. На скамье лежит специальная подушечка для набивки краски (маца). На постаменте выбита дата выхода первой книги 19 апреля 1563 г. и экслибрис "И.Ф", которым помечены все книги мастера. На обратной стороне памятника написаны слова из послесловия к "Апостолу". К сожалению, не сохранилась ни одного портрета или описания облика Ивана Федорова. Скульптор Волнухин для создания внешности Федорова пользовался консультациями историка Ивана Забелина, а костюм посадского ремесленника был позаимствован в коллекции Сергея Иванова. Печатную доску и подушечку мацу удалось найти в Московской синодальной типографии.
Открытие памятника Ивану Федорову 12 октября 1909 г. вызвало у москвичей большой интерес. Собралась огромная толпа, и были заняты все крыши близлежащих домов. Говорят, что когда с монумента сдергивали покрывающую ткань, она зацепилась, и снять ее с первого раза не получилось. Москвичи шутили, что русская печать никак не может освободиться от преград и препон. В этот день к памятнику было возложено 99 венков. Надпись на одном из них была надпись: "Первому мученику русской печати".
Место установки
Изначально планировалось установить памятник Ивану Федорову на Театральной площади, но городские власти отказали в этой просьбе. Формальной причиной отказа служило невозможность загромождать площадь посторонними строениями. Но вскоре на месте, где должен устанавливаться памятник, был построен подземный туалет. Установить памятник решили около Третьяковского проезда, на месте где в XVI веке находился Печатный двор, недалеко от стены Китай-города. Проходящую недалеко Никольскую улицу народ называл "книжная". Памятник неоднократно передвигали, первый раз его переместили вглубь в 1934 г., когда сносили Китайскую стену и расширяли Театральный проезд. В 90-е годы монумент перенесли ближе к отелю "Метрополь" для строительства торгового центра "Наутилус". В советское время рядом с памятником первопечатника находился книжный магазин "Книжная лавка", который пользовался популярностью у книголюбов и коллекционеров.
Наше время
Сейчас монумент находится в окружении шикарных брендовых бутиков и автосалонов, где памятник Ивану Федорову явно неуместен. Рядом с ним невозможно увидеть ни одной вывески на кириллице. Кричащая реклама не способствует восприятию образа русского создателя печатных книг. Место, где установлен памятник Ивану Федорову, сейчас привлекает любителей дорогих вещей и роскоши. В связи с этим патриарх Кирилл обратился к Московскому правительству с просьбой о его переносе. По мнению патриарха, такое окружение мешает правильному отношению к памятнику. Вопрос был вынесен на рассмотрение комиссии по монументальному искусству. Комиссия приняла решение отложить рассмотрение этого вопроса, потому что не ясны источники финансирования и возможное место установки.
Чтобы добраться до памятника Ивану Федорову надо доехать до станции метро "Лубянка", выйти на Лубянскую площадь к Театральному проезду и дойти до дома 1/3 Третьяковского проезда.
Родилась в 1870 году. Инициатива исходила от Московского археологического общества. В этом же году была объявлена всероссийская подписка, средства от которой предполагалось направить на разработку и установку памятника. Через 39 лет, в 1909 году, состоялось торжественное открытие монумента.
Исторические сведения
Первое печатное издание, появившееся на Руси, датировано 1 марта 1564 года, но началась эта работа задолго до выхода книги - 19 апреля 1563 года. Имя человека, посвятившего печатному делу многие годы своей жизни, - Московитин Иван Федорович. Потомкам он известен как первопечатник Иван Федоров.
Биография Федорова изучена не полностью. В частности, нет достоверных сведений о его внешности, подробностях частной жизни. Однако известно, что к тому времени, когда Иван Федоров занялся книгопечатанием, он имел духовный чин - служил дьяконом в одной из церквей Московского Кремля и был среди приближенных лиц митрополита Макария.
До этих событий он закончил Краковский университет и был удостоен звания бакалавра. По тем временам такое образование считалось очень престижным. Предполагают, что именно в студенческие годы Иван Федоров познакомился с технологией книгопечатания, которая была изобретена
Описание скульптуры
Памятник Ивану Федорову установлен на невысоком постаменте, где указана дата выхода первой печатной книги. Здесь же изображен знак "И. Ф.". Именно так мастер отмечал все свои работы. На обратной стороне пьедестала содержится надпись, взятая из послесловия к первой книге, напечатанной на станке.
Скульптура изображает фигуру человека в одежде мастера. Учитывая факт отсутствия сведений о внешности Ивана Федорова, можно предположить, что создатели памятника представили в своей работе обобщенный образ русского человека.
В правой руке мастер держит лист с отпечатанным оттиском. Левой рукой он придерживает доску - элемент печатного станка.
Авторы скульптурной композиции
История, повествующая о том, как появился памятник Ивану Федорову в Москве, разными искусствоведами трактуется неодинаково. Одни из них утверждают, что в 1901 году был объявлен конкурс на создание скульптурной композиции, в результате которого победителями стали архитектор Волнухин и скульптор Машков. Их замысел так понравился членам жюри, что шансов на победу у других соискателей не осталось.
По свидетельству современников, художников, желающих участвовать в конкурсе, где нужно было создать памятник Ивану Федорову, было очень много. Свои проекты комиссии представили не только соотечественники великого просветителя, но и талантливые художники из многих стран Европы.
Выбор места для установки памятника в Москве
Место, где стоит памятник Ивану Федорову, не является историческим. Изначально он находился недалеко от Никольской улицы. Именно там располагался первый Печатный двор. Типографию Печатного двора возглавлял Иван Федоров.
Именно здесь был издан первый экземпляр "Апостола". Это событие относится к 1563-1564 годам. Исторически сложилось так, что именно на улице Никольской всегда находилось много книжных магазинов и букинистических лавок. Часто улицу так и называли - "книжной".
В XX столетии памятник Ивану Федорову в Москве перемещался с места на место несколько раз. Такие решения принимались правительством в связи с политическими переменами в жизни страны или были связаны с развернувшимся строительством в этой части города.
Общественность столицы выступает с предложениями, в которых говорится о том, что памятник Ивану Федорову должен занять достойное место, связанное с на Руси. Это же предложение поддерживают историки, священнослужители и все те, кому дорога история России.
Рассказ о памятнике Ивану Федорову и его сподвижниках во времена проживания их в Москве можно услышать от любого гида, проводящего экскурсии по этим памятным местам.
Книгопечатание на Украине и в Литве
События же тех далеких лет, когда жил Иван Федоров, разворачивались так, что он со своим ближайшим помощником вынужден был покинуть Москву. Этому предшествовал поджог типографии, которая была уничтожена огнем, и яростные гонения на мастеров печатного дела со стороны переписчиков.
Сначала Иван Федоров направился в Литву, где тоже занялся делом своей жизни. Книги, которые были напечатаны здесь, имели не только религиозную направленность, но и просветительскую. Одна из таких книг являлась пособием для обучения грамоте.
Позднее Иван Федоров перебрался в украинские земли. Здесь открыл собственную типографию и положил на Украине. Именно в этой типографии было выпущено второе издание "Апостола".
5 декабря 1583 года Иван Федоров скончался и был похоронен во Львове в знаменитом Свято-Онуфриевском монастыре.
В судьбе этого прославленного человека были не только слава и почести. Ему пришлось испытать гонения, ненависть людей, нищету, предательство. Но все испытания были преодолены благодаря твердой уверенности в правоте своего дела.
Наследие Ивана Федорова
В настоящее время известно двенадцать изданий, напечатанных непосредственно Иваном Федоровым. Все они являются ценнейшими памятниками печатного искусства и являются собственностью тех государств, на территории которых хранятся.
Посетители музеев могут увидеть шрифты, отлитые мастерами первых типографий. Они четко читаются и сейчас. Заглавные буквицы, заставки, концовки страниц книг отличаются тонкостью работы и необыкновенным изяществом рисунка.
Главная отличительная черта всех книг, напечатанных Иваном Федоровым, - это наличие в них предисловия и послесловия издателя. Язык этих обращений прост и понятен каждому человеку. Это говорит лишь о том, что Иван Федоров предвидел - за печатной книгой будущее человечества. Он ни разу не усомнился в том, что его послания будут прочитаны новыми поколениями.
Память потомков
Памятник первопечатнику Ивану Федорову есть не только в столице России. Этого человека помнят и в других странах мира. Его заслуги перед человечеством огромны, и люди чтут память о нем. Памятник Ивану Федорову установлен во Львове. Кроме того, здесь действует музей искусства старинной украинской книги. Это культурное заведение носит имя Ивана Федорова.
В 1983 году по решению международной организации ЮНЕСКО во всем мире отмечалось 400-летие со дня смерти этого выдающегося человека. Ежегодно в Москве проходят книжные ярмарки. В рамках этого события всегда планируются мероприятия, где вспоминают о заслугах Ивана Федорова и его сподвижников.
(1510-1583) был открыт в Москве 12 октября 1909 года. Его создал архитектор Иван Машков по проекту преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергея Волнухина художника, скульптора, одного из основоположников символизма и модерна в русской пластике.
Мысль об увековечивании памяти великого мастера родилась в кругах Московского археологического общества еще в 1870 году. Именно тогда по инициативе ученого Алексея Уварова была открыта всероссийская подписка. В ней, в частности, участвовали и типографские рабочие.
Сбор денег продолжался в течение 39 лет. К началу XX века общая сумма собранных денег составила более 29 тысяч рублей. Однако, конкурс проектов не увенчался успехом комиссия не приняла ни одного, строительство откладывалось.
В новом конкурсе 1901 года, в состав жюри которого вошли историк Василий Ключевский и художник Аполлинарий Васнецов , победил проект Волнухина.
Иван Федоров служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Кремле. После строительства в Москве в 1553 году Государственного печатного двора он возглавил Типографию, в которой вместе с Петром Мстиславцем напечатал первую в России книгу «Деяния и послания святых Апостолов» («Апостол»). Поэтому и изображен первопечатник с только что отпечатанным оттиском этой книги в правой руке, левой рукой он поддерживает печатную доску. Рядом, на скамье, лежит маца (кожаная подушечка на рукоятке для набивки краски на набор).
На небольшом постаменте, над которым возвышается фигура Ивана Федорова в одежде посадского человека, дата выпуска первой печатной книги : 19 апреля 1563 года и знак «И.Ф.» на бронзовом диске своего рода экслибрис, которым первопечатник помечал свои издания. На обратной стороне пьедестала выбиты слова Ивана Федорова из послесловия к изданной им книге: «Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз: «Ради братии моих и ближних моих».
История не сохранила для нас ни одного рисунка, портрета или описания наружности Ивана Федорова. Помогал скульптору погрузиться в эпоху историк Иван Забелин , а средневековый костюм был взят из собрания художника Сергея Иванова. Доска и маца в ту пору еще сохранялись в Московской Синодальной типографии.
Работал над памятником Сергей Волнухин около двух лет.
Памятник хотели установить на Театральной площади , в чем городские власти отказали, под предлогом, что «не представляется возможным загромождать площадь сооружениями». Вскоре городское управление заняло место, предназначавшееся для памятника «подземным туалетным павильоном с двумя высокими выступами». В итоге было принято решение установить скульптуру около Третьяковского проезда , на месте, где в XVI веке находился Государев печатный двор, рядом с Китайгородской стеной. Исстари расположенная рядом Никольская улица звалась в народе «книжной».
Чествование памяти Ивана Федорова в день открытия памятника было ознаменовано многочисленными мероприятиями по всей Москве. Горожане проявили к событию большой интерес и приняли в торжествах самое активное участие.