Чуфут-кале с видом на бахчисарай или самый сохранившийся пещерный город крыма. Путешествуем по миру вместе Пещерные города крыма бахчисарайский
30.06.2015
Пещерный город Чуфут-Кале
Крутые склоны плато, на котором находится пещерный город Чуфут-Кале выглядят неприступными. И только с востока сюда ведет тоненькая тропинка. Несколько домов, которые здесь сохранились, снизу похожи на гнезда диковинных птиц, поселившихся на плоской вершине.
Пещерный город находится на плато горного хребта, который доминирует над тремя глубокими долинами. Средневековый город-крепость находится на расстоянии примерно 2.5 км от Бахчисарая.
Мимо Свято-Успенского монастыря (в святом источнике которого наберите воды — ведь на плато ее нет) от перекрестка четырех долин туристическая тропа ведет нас к древнему некрополю, который напрочь зарос кизилом и дикой лещиной.
Общая площадь городища Чуфут-Кале составляет 46 га, из них на городскую застройку приходилось 10 га. Даже сегодня, когда от застройки старинного города почти ничего не осталось, на территории Чуфут-Кале хорошо прослеживается уличное планирование, городские кварталы, крепостные сооружения.
Каменный город был оставлен последними жителями более века назад.
История Чуфут-Кале
По мнению исследователей, Чуфут-Кале был построен приблизительно в V — VI веках, как укрепленное поселение на границе византийских владений. Археологические исследования доказывают, что уже в VI в. здесь были поселения аланов, занимавшихся скотоводством. Чуть позже на горном плато возникло укрепление. Хозяйственные пещеры, вырубленные в теле горы, хорошо сохранились до наших дней, в отличие от деревянных жилых надстроек. Из 16 пещерных городов Крыма Чуфут-Кале оставался населенным дольше остальных.
Главные события в истории пещерного городища разворачивались во времена борьбы за власть между крымскими и золотоордынскими ханами.
В 1299 году он был взят штурмом и разграблен войском эмира Ногая.
Местные правители пытались завоевать независимость от правящей верхушки Золотой Орды. В те времена мощный укрепленный город, ставший татарской крепостью, назывался Кырк-Ер.
В XIII-XIV веках, Чуфут-Кале был центром небольшого княжества, и вассалом Крымского ханства Золотой Орды.
Здесь расположил свою ставку претендент на трон самостоятельного Крымского ханства Хаджи-Девлет-Гирей, родоначальник знаменитой династии Гиреев. Эта династия правила Крымом более трех веков.
В это время на политической арене появляется женская фигура. Джаныке-ханым была дочерью хана Тохтамыша (который сжег в 1382 году Москву).
История сохранила память о ней как о мудрой правительнице, наследнице Чингизидов, совершившей хадж в Мекку. Она предоставила мятежному хану убежище в своем родовом замке Кырк-Ор. Поддержка Джанике-ханым позволила Хаджи-Гирею противостоять крымским эмирам.
К сожалению, вскоре Джанике-Ханым умерла и хану пришлось искать защиту у литовских князей (известно, что юные годы будущий хан провел при дворе князя Витовта). В конце концов, с их помощью, Хаджи-Гирей стал хозяином Крымского ханства. А Кырк-Ор полвека оставался столицей этого государства.
Национальный состав населения города был в это время довольно разноплановым: татары — воины, армяне — строители, караимы — ремесленники и торговцы. Каждая этническая группа имела свои районы и свои храмы.
Мусульманская мечеть находилась на главной площади, рядом с мавзолеем Джанике-ханым. Православные армяне молились в своем квартале, караимы — диссиденты иудейской веры, которые не признавали Талмуд, читали ветхозаветную Библию в своих молитвенных домах — кенасы.
В XIV веке в городе стали селиться караимы.
Татары поселили караимов за восточной стеной крепости, где те построили еще одно укрепление. Поэтому городище иногда называют Двойной крепостью (Чуфут-Кале).
В некоторых источниках Чуфут-Кале именуют также «Крепостью драгоценностей». Турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби писал в «Книге путешествий», что стены и ворота города были украшены драгоценными камнями.
После того, как татары оставили крепость и поселились в Бахчисарае, в городе остались караимы. Кырк-Ор стали называть Чуфут-Кале (Иудейская крепость).
На территории Чуфут-Кале была организована первая типография в Крыму в 1731 году. Книги были напечатаны на иврите и караимских языках и были в основном религиозного содержания.
После вхождения Крыма в состав России ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию (последние жители покинули Чуфут-Кале в 1852 году). К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. Город опустел...
Что посмотреть в Чуфут-Кале
В западной части городища сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Также хорошо сохранились две кенассы (караимских храма) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов.
На восточной стороне пещерного города имеется 128-метровая оборонительная стена с башнями и воротами.
Кроме многочисленных пещер, имевших хозяйственное назначение, здесь сохранился жилой дом. Он принадлежал Аврааму Фирковичу – караимскому ученому и коллекционеру, который всю жизнь собирал материалы по истории караимов.
Лучше начать знакомство с городом с восточных ворот. Там виден большой бассейн, высеченный в скале справа от ворот перед крепостной стеной. Его люди использовали для сбора дождевой воды для питьевых и бытовых нужд животноводства.
На южной стене имеются высокие скалы с боевыми пещерами нарезанные в четыре яруса и связанные между собой. Эти пещеры в более поздние времена использовались для бытовых целей.
При очистке территории, прилегающей с востока к входу в галерею в Чуфут-Кале, там был найден клад в кухонных керамических горшках на глубине 40 см от поверхности. По предварительной экспертизе, там находились:
— Венецианские золотые монеты — 29 штук (1425—1430 гг.)
— Золотой динар египетских султанов — 1 шт (1425—1430 гг.)
— Серебряные монеты — 4259 штук (XIV-XV)
— Монеты Генуэзской Крымском гравировка города Кафы
— Гравировка монеты «Хан» (хан Золотой Орды назван узбекский)
— Дирхемы
— Монеты Крымского ханства с гравировкой города Кирк-Ер.
Это самый богатый клад таких монет, найденных на Крымском полуострове, а также в Восточной Европе и в мире. Клад был передан в исторический музей Симферополя.
- Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.
- Северный склон плато.
- Кенасская улица.
- Средняя улица.
- Бурунчакская улица.
- Комплекс хозяйственных пещер. Во время нападения они выполняли оборонительную функцию.
- Малые Южные ворота Кучук-Капу.
- Остатки ханского дворца, мечети и монетного двора.
- Малая и Большая кенассы — молитвенные дома караимов.
- Южный склон плато.
- Ворота средней оборонительной стены — Орта-Капу.
- Усадьба Соломона Бейма (Ча-Борю).
- Богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы («пещера начальника»).
- Остатки бани.
- Большие (Восточные) ворота — Биюк-Капу.
- Двойной ров. По внешнему рву, дорога ведет в долину Ашлама-Дере.
- Дорога к кладбищу в Иосафатовой долине.
- Остатки фундаментов дворца, построенного в 1897 г. для приема членов императорской фамилии.
- Жилая усадьба XIX в., принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.
- Вход в пещеру, соединенную с потайным колодцем.
Из Севастополя, где мы встретили торжественный праздник в честь дня Победы, а еще немного погуляв по подземельям и крышам, отправляемся в Бахчисарай. Если в Севастополе преобладает русская культура, то в Бахчисарае - Татарская. В городе множество мечетей, на улицах часто мелькает мусульманская символика и даже разговорный акцент немного иной. Погулять по городу к сожалению не удалось, т.к. время не позволяло - до поезда оставалось чуть меньше суток, а в планах еще предоставляло добраться до известных на весь Крым пещерных городов.
На внутренней гряде Крымских гор в юго-западной части крымского полуострова расположено 14 пещерных городов. Крымским горам в этом месте присущи обрывистые южные склоны и пологие северные. Горы в этой части полуострова имеют ровное плато. Отвесные скалы делают подступы к плато неприступными. В древности люди использовали такие горы для создания крепостей, укрепляя стенами только доступные места. В этой, заключительной части обзора, я расскажу про несколько из наиболее сохранившихся древнейших поселений на Крыма.
Приехав на электричке из Севастополя в Бахчисарай, садимся на автобус, следующий до поселка Староселье. Это крайняя точка, куда можно доехать на транспорте. Вверх по ущелью поднимается пешеходная дорога к Сатро- успенскому пещерному монастырю.
Место стоит внимания. Прямо в отвесном срезе скалы выдолблены гроты, в которых размещаются кельи монахов.
Свято-Успенский пещерный мужской монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. Расположен в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) вблизи Бахчисарая. Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище. В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями.
После переселения из Крыма в другие регионы СССР в 1941 году немцев, армян, болгар, греков, а в 1944 году — крымских татар, на территории монастыря на десятки лет разместился психоневрологический диспансер. В 1993 году возвращён Украинской православной церкви. Восстановлены три из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля и колокольня.
На дне ущелья сейчас ведутся строительные работы по расширению монастырского комплекса.
Внутри пофотографировать не получилось т.к. на нас с ходу набросились настоятели убеждая, что фотографировать на территории монастыря запретил еще сам владыка...
Обходим все доступные к просмотру помещения и направляемся выше по дороге, к пещерному городу - крепости Чуфут - Кале.
По- дороге нашему вниманию попадается невзрачный информационный указатель, гласящий о грандиозной находке 21 века.
Находка оказалась древним 45- метровым осадочным колодцем крепости Чуфут - кале.
Сооружение представляет из себя шахту с подходящей под уклоном 120 - метровой штольней. Объемы работ для того времени колоссальны.
Развилка. Штольня справа затоплена и через десяток метров упирается в тупик.
Штольня слева выходит в шахту с уходящей спиралью вниз лестницей, выдолбленной прямо в скале.
В самом низу, по замыслу создателей, скапливалась, а затем забиралась чистейшая вода.
Сверху шахта колодца имеет выход на поверхность.
С земли это выглядит так:
Неподалеку, у подножья крепости Чуфут- кале, расположен еще один, гораздо более скромный по масштабам, артезианский колодец. Раньше он также располагался в толще породы, но то ли кусок породы отвалился, то ли археологи прорубили стену, и сейчас он представляет из себя разрез прям у подножья крепости.
Настало время заглянуть внутрь самой крепости. Внутрь ведут двое ворот: Киюк - Капу (на востоке) и Кучук- капу(на юго- западе). С других сторон крепость практически неприступна. Однако мы из спортивного интереса решили залезть по стене, чуть севернее ворот Киюк - Капу, где есть слабое место. Вскарабкаться можно обладая минимальными навыками альпинизма. Кстати, вход на территорию крепости платный.
Ворота Киюк - Капу.
Небольшая справка:
Чуфу́т-Кале́ — средневековый город-крепость расположен в 2,5 км от Бахчисарая. Некогда крепость была столицей Крымского ханства. Название переводится с крымско-татарского языка как «еврейская крепость», потому что татары считали живущих там караимов евреями из-за сходства их религии с иудаизмом.
Город возник предположительно в V веке как укрепленное поселение на границе византийских владений. Начиная с XIV века в городе и стали селиться караимы, которые к моменту образования Крымского ханства составляли уже большую часть населения города. Чуфут-Кале так и остался главным центром караимов Крыма до середины XIX века, но постепенно опустел — жители переселились с маловодного плато в более удобные для жизни места.
Смотреть внутри крепости почти не на что. БО
льшая часть пространства покрыта зарослями. По центру территории проходит старинная каменная дорога с выбитой колеей от повозок.
С юго- западной стороны расположен небольшой комплекс хозяйственых пещер и несколько построек.
Большая и Малая кенассы (молитвенный дом караимов).
Ворота Кучут - Капу (Южный вход).
Комплекс хозяйственных пещер.
Бывшая богатая усадьба с системой подземных помещений Чауш-Кобасы ("Пещеры начальника") в северной части крепости.
На подходе к спуску в грот, я услышал прекрасную мелодию скрипки, доносившуюся из под земли.
Внутри играл скрипач. Как только я захотел его сфотографировать, он немедленно убежал в сторону:) В кадре остался его чехол.
Акустика здесь просто невероятная! Еслиб не скрипач, я бы сам там покричал.
Соседняя комната.
В этой же части крепости расположена обзорная площадка. Отсюда открывается потрясающий вид на балку Биюк-Ашлама-Дере и гору Беш - Кош.
Фулсайз по ссылке.
После того, как окончательно стемнело, выдвигаемся в сторону горы Тепе- Керман.
Не знаю сколько бы продлилось блуждание по лесным тропам, не наткнись мы, на стоянку опытных туристов, которые подсказали нам верную дорогу. Не рискуйте искать пещерные города по распечаткам спутниковых карт и приложениях на смартфонах. Практически все пространство в деревьях, за верхушками который практически ничего не видно, а спутниковая привязка на телефоне то и дело промахивается на неприличное расстояние. Пора бы мне обзавестись настоящим gps - навигатором. Если среди читателей найдутся знающие люди, буду очень благодарен за дельные советы! Бюджет - 4 - 6 тыр.
К полночи мы все- таки оказались на вершине плато. Подъем на гору кстати не из приятных. Уклон очень резкий и тропинка то и дело сыпется под ногами.
Небольшая справка.
Пещерный город Тепе - Керман существовал в период с VI по XIV века и наибольшего расцвета достиг в XII—XIII веках. Особенностью Тепе-Кермена является наибольшая, по сравнению с другими пещерными городами, концентрация пещер. На площади около 1 га их насчитывается более 250. Основная часть города находилась на вершине плато (540 м. над уровнем моря).
Подавляющее число внутрискальных сооружений здесь (около 85%) использовалось для хозяйственных нужд. Из них около 88%, или 170-180 помещений, являлись хлевами для животных. Остальная часть хозяйственных помещений представляла подвалы усадеб, цистерны для хранения воды. Нехозяйственные пещеры использовались для жилья и захоронения.
Во многих пещерах присутствует отверстие в потолке (скорее всего для дымоудаления). Гуляя по плато стоит быть предельно осторожным. Многие из таких отверстий почти не заметны среди зарослей.
Один из самых примечательных гротов пещерного комплекса - «Церковь с баптистерием» (Церковь с крестильной). Расположен на северо-восточном краю плато.
Гибель города привязывают по некоторым версиям к набегу золотоордынского беклярибека Ногая в 1299 году.
Карта пешерного города .
Стоянку было решено устроить на так называемом "Зубе дракона" прямо в одном из гротов т.к. все плато продувается неслабым ветром. Место оказалось очень уютным и мы душевно отметили последнюю ночь нашего трипа в Крыму небольшим костром.
Проснувшись утром, я был ошарашен открывшимся видом с уступа плато. С уступа открывалась панорама на десятки километров.
Разборка палатки.
У подножья базируется действующая военная часть.
Костя на "Зубе дракона".
Уже сейчас, дописывая окончание затянувшего рассказа про майский трип по Крыму, хочу сделать анонс следующего. В конце июля, в том же составе (Я и два парня из Киева), ездили в 9 - дневный трип по Западной Украине. Изначально, планировавшаяся как пешеходная поездка в Карпатские горы, вылилась в полноценное путешествие, где нас ждали не только горы, но и старинные города, замки, подземелья, ночевки на крышах и много других приключений. В ближайшее время будет опубликована первая часть. Постараюсь на этот раз сильно по времени рассказ не растягивать:)
КОНЕЦ.Города-крепости V-VI вв.
Виртуальное путешествие
«Пещерные» города и монастыри - самые впечатляющие исторические памятники Бахчисарайского района. Свое название они получили потому, что до нашего времени сохранились в основном помещения, вырубленные в скалах, а наземные постройки (дома, церкви, оборонительные и хозяйственные сооружения) разрушились. Эти города-крепости (своеобразный аналог средневековых европейских замков) возводились местными жителями в период V-VI вв., когда существовала угроза нашествий кочевников. Они служили для защиты и укрытия населения от набегов. Укрепленные монастыри в горах основывали иконопочитатели, бежавшие от преследований из Византии.
КАЧИ-КАЛЬОН
О происхождении названия Качи-Кальон достоверных данных нет. Часто название переводят как «крестовый корабль», связывая его с формой скалы, напоминающей корабль. Еще одна версия - «каньон реки Качи», от названия местности, в которой находится монастырь.
На правом берегу реки у села Предущельное находится стоянка древнего человека эпохи позднего палеолита - Качинский навес . Недалеко от него у родника - стоянка эпохи поздней бронзы - Таш Аир (Отдельный камень). Здесь до сих пор сохранились наскальные рисунки Кеми-обинской культуры
Древнее поселение появилось на перекрестке торговых дорог, служа приютом для путников и торговцев. Пещеры Качи-Кальона вырублены в обрывистых стенах известнякового массива. Скальные вырубки городища расположены в пяти естественных гротах и вокруг них. Здесь до сих пор остались винодавильни (тарапаны) того времени, их насчитывается около 120-ти. Наличие столь большого количества винодельческих атрибутов само за себя красноречиво говорит об основном занятии его жителей.
Главная святыня городища Качи-Кальон - скальная церковь св. Софии , она была возведена в VIII-IX веках. С годами монастырь, основанный выходцами из Византии, разрастался, расстраивался. Появилось несколько церквей и часовен. Храм существовал вплоть до 1778 г.Источник в гроте стал местом паломничества, его считали целебным. Сейчас это скорее «купель», поскольку вода здесь не питьевая.
Отправляясь на экскурсию по «пещерному городу» Качи-Кальон , можно посетить также мужской монашеский скит святой Анастасии-Узорешительницы . В скиту живет и работает несколько послушников, службы проводит священник Успенского монастыря.
ТЕПЕ-КЕРМЕН
Название Тепе-Кермен имеет тюркское происхождение: в переводе с крымскотатарского оно означает «холм-крепость», «крепость на вершине». В конце VI в. на вершине горы была возведена небольшая крепость, которая до X - XI вв. использовалась, в основном, как малонаселенное убежище для жителей окрестных долин.
Особенностью Тепе-Кермен является наибольшая, по сравнению с другими пещерными городами, концентрация пещер. На площади около 1 га их насчитывается более 250. Во время экскурсии по Тепе-Кермену можно увидеть не только отдельные пещеры, расположенные в несколько ярусов, но и целые комплексы от двух до четырёх помещений. На западной стороне большая часть пещер составляет оборонительный комплекс. Вырубленные в них отверстия предназначались для стрельбы из лука и сбрасывания камней.
В XI - XII вв. здесь начала зарождаться городская жизнь - появилась плотная застройка (жилые усадьбы чередуются с христианскими храмами, и, возможно монастырями) и поселение постепенно превратилось в один из провинциально-византийских городских центров. До сих пор остается неясным вопрос, как на Тепе-Кермене решалась проблема водоснабжения. Предполагают, что жители могли запасать дождевую воду, собирая ее в специальные скальные вырубки.
В конце XIII - середине XIV вв. городище подверглось разорительному опустошению, после которого жизнь здесь угасла. Обычно это событие связывают с походом золотоордынского темника Ногая на Крым в 1299 г., либо с тем, что на гореиссякли источники.После гибели города его территория продолжала использоваться людьми. Впоследствии здесь поселились христианские монахи отшельники.
ЧУФУТ-КАЛЕ
На север от Тепе-Кермена находится самый посещаемый пещерный город Крыма - Чуфут-Кале.
Отправиться на экскурсию по «пещерному городу» Чуфут-Кале можно из Бахчисарая, через село Староселье, по балке с замечательными скалами - природными «сфинксами». Город процветал с VI по XIX в. В настоящее время большая часть Чуфут-Кале находится в руинах.
В западной самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Хорошо сохранились также две Кенассы (караимских храма) и жилая караимская усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов. В восточной части этого пещерного города находилось множество жилых домов, а также не сохранившийся, к сожалению, до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты. В ходе экскурсии по Чуфут-Кале можно осмотреть также древнее караимское кладбище .
От села Староселье на юг отходит балка Марьям-Дере (Святая Мария). В VIII-IX вв. здесь был основан православный Свято-Успенский монастырь . Считается, что крымские ханы, хотя и были мусульманами, приносили ему богатые дары.
Между монастырем и городскими воротами Чуфут-Кале недавно появился отдельный экскурсионный объект - подземный осадный колодец с сотнями метров подземных ходов - Тик-Кую . Раскопки и сенсационные находки (среди которых клад золотых и серебряных римских монет) продолжаются здесь каждый летний сезон!
БАКЛА
Приблизительно во второй половине III века на вершине Баклы было основано укрепленное поселение. Его стены защищали наиболее уязвимый южный пологий склон. В конце III - начале IV веков укрепление составляло единое целое с остальным поселком, с южной стороны которого размещались хозяйственные постройки винодельного комплекса. В VI в. на месте винодельного комплекса построили защищенный рвом замок. А примыкающее к замку селение не было защищено стенами, это - характерная для феодальных комплексов средневековья черта.
На экскурсии по «пещерному городу» Баклы можно увидеть следы тесно стоящих двухэтажных домов и узеньких улиц, небольшого храма IX в., встроенного в комплекс жилых помещений, высеченные в скалах могилы, зерновые ямы, остатки виноградных давилен, кладок стен, руины крепостной стены и башни, желоба для сбора воды, ступени, пещерную церковь, около 100 искусственных пещер, вырубленных в известняках и располагающихся в два яруса. Пещеры имелихозяйственное и оборонительное назначения, население же жило в наземных постройках, которые, увы, не сохранились.
На западной окраине Баклы сохранились остатки большой церкви и четырехугольных склепов, высеченных в скале. Скорее всего, здесь был монастырь. В скалах вырублены полукруглые кельи с низкими коридорами, в стенах которых выдолблены ниши для светильников и лампад. Тут же находится грот с настенными рисунками, изображающими фигуры святых мучеников, кресты, силуэты храма, кораблей и рыб. Над этим церковным комплексом в выступе скалы находится небольшая пещерная церковь.
Недалеко от церкви, вниз по течению реки Куба в 1970 году был открыт некрополь V-IX веков. В результате раскопок исследовано свыше 800 погребальных сооружений, в основном склепов, в которых совершались захоронения с IV по XI век н. э. В Бахчисарайском музее представлены предметы из этих захоронений: византийские поясная пряжка и браслет, две фибулы(скреплявшиеся на груди цепочкой), кольца, кресты, посуда из керамики и стекла.
МАНГУП
Безусловно, самый значительный средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма - Мангуп-Кале . Этот город был столицей княжества Феодоро, затем турецкой крепостью. Здешние князья владели морским портом и вывозили через него в Европу вино, яблоки, пшеницу из самых плодородных долин Крыма. Христианская культура развивалась здесь еще со времен Апостола Андрея Первозванного. Плотность населения в Предгорье значительно превышала нынешнюю, а уровень культуры соперничал с европейским.
В «пещерных городах» люди жили в обычных домах, но для военных целей, а также для складов, тюрем и т. п. использовали естественные карстовые полости, выравнивая и углубляя их. Самая лучшая смотровая «башня» находится над пещерой, которая так и называется - Барабан-Коба. Три «окна» контролируют три долины. Эти «окна» и дали название скальному выступу - Тешкли-Бурун (Дырявый мыс).
На экскурсии по Мангупу можно увидеть так называемую Акустическую пещеру , делающую любой звук необыкновенно мощным и звучным по тембру. На западе располагается мощная стена с надвратной башней. Под ее защитой возведена была и церковь в форме изящной базилики, а неподалеку находится глубокий колодец.
Не менее интересное место на Мангупе - монастырь в южном обрыве. Когда умер самый известный и влиятельный Мангупский князь Алексей, он оставил деньги для того, чтобы два монаха всегда молились за него трижды в день. Могила князя была в полу церкви. Жили монахи рядом, в пещере.
При раскопках в городе постоянно находятся предметы - свидетели былых времен: сережки, монетки, браслеты, осколки посуды, наконечники стрел (в том числе бронебойные, из особой стали, пробивающей кольчуги). Каждое лето на Мангупе работает археологическая экспедиция.
ЭСКИ-КЕРМЕН
Неподалеку от Мангуп-Кале находится средневековый пещерный город Эски-Кермен. Его название в переводе с крымскотатарского означает «старая крепость». Эски-Кермен входит в комплекс Бахчисарайского историко-культурного заповедника и является одним из наиболее посещаемых пещерных городов Крыма.
Это один из самых старых пещерных городов Крыма, основан в конце VI века н. э. как византийское укрепление и просуществовал до конца XIV века. Сам Эски-Кермен представляет собой гору - плоскую сверху и со всех сторон окруженную обрывами. Помимо обрывов, город защищали фортификационные стены, грамотно воздвигнутые в тех местах, где враг мог забраться наверх. На случай осады в крепости существовал свой осадный колодец.
Наибольшего расцвета крепость достигла в XII и XIII веках. В то время плато было застроено прямоугольными кварталами, по широким улицам которых могла проехать повозка. Экскурсия в Эски-Кермен знакомит с древними фортификационными реликвиями, а также уникальными храмами. Наиболее значимый среди них - пещерный Храм Трех Всадников . В высеченном в обрушившейся скале храме чудом сохранились фрески с изображениями трех воинов с нимбами над головой. Время столетие за столетиями хранило для нас эту чудо-икону, чудо-картину. Пострадала она уже в современную пору от рук безрассудных варваров.
Интересны также другие храмы пещерного комплекса: храм Судилище, часовня св. Николая, храм Успения Богородицы. В последнем, как и в храме Трех Всадников, сохранились фрески XIII века. На простенках изображена сцена Благовещения, в нише жертвенника - Богоматерь, на потолке две большие композиции - Крещение и рождество Христово.
В городе сохранились оборонительные стены, пещерные казематы и укрепления, вырубленные в скалистых мысах пещеры с амбразурами и бойницами. Здесь же когда-то находились и хозяйственные помещения - зернохранилища, винодавильни.
Наиболее интересный объект города - руины некогда огромной базилики. В ходе экскурсии по Эски-Кермен можно также увидеть знаменитый Осадный Колодец . Это уникальное сооружение имеет 96 ступеней и 6 маршей. В колодце хранилось самое необходимое для жизни города в период осады - большой запас воды.
На противоположной Эски-Кермену скале высятся изящная башня и ворота - остатки средневекового замка Кыз-Куле (Девичья Башня).
С этим объектом связана удивительная история о тайнах замка. Заслуживает внимания и Северный оборонительный комплекс
- отдельная скала, до которой легко добраться по вырубленным внутри скалы ступеням.
Экскурсия в пещерный город Чуфут-Кале в Бахчисарае: история и достопримечательности. Где находится, как добраться, что посмотреть во время экскурсии.
Древний пещерный город Чуфут-Кале в Бахчисарае входит в «золотой фонд» достопримечательностей Крыма. Он находится в ущелье Марьям-Дере, что в трех с половиной километрах от Бахчисарая. Это самый знаменитый из дошедших до наших дней пещерных городов в Крыму, пользующийся наибольшей популярностью у туристов. Данный архитектурный памятник обладает особой энергетикой.
«Иудейский город» Чуфут-Кале
Панорама пещерного города Чуфут-Кале
Экскурсия на Чуфут-Кале - одна из популярнейших в Бахчисарае
Древние камни хранят память о давно минувших временах. Посещение Чуфут-Кале с его загадочными горными пещерами это — уникальная возможность прикоснуться к древней истории и ощутить себя в потоке великой и таинственной реки времени, впадающей в вечность.
Великолепные пейзажи, открывающиеся с верхних точек города, только усиливают эти невероятные переживания, больше похожие на медитацию, чем на обычные эмоции.
Чуфут-Кале — это самый знаменитый из дошедших до наших дней пещерных городов в Крыму, обладающий особой энергетикой.
В переводе на русский язык «Чуфут-Кале» означает «иудейский город». Но это не первое название древнего поселения. Татары, проживавшие здесь в период 13-17 вв., называли его «Кырк-Ер», что переводится как «сорок замков». В результате археологических раскопок и исторических исследований ученые установили, что город был основан в 8 веке, а первые поселенцы (готы и аланы) пришли на эти земли Крымского полуострова еще раньше.
Пещерные города возникали в древности не просто так. Времена тогда были неспокойные, а набеги кочевых племен — обычным делом. Высокогорные плато отлично подходили для строительства укрепленных населенных пунктов, которые было намного сложнее взять штурмом, чем города на равнинах. Первые пещерные города появились в Крыму в 6 веке и просуществовали до конца 17 — начала 18 вв.
Чуфут-Кале уже несколько столетий является мертвым городом. К настоящему времени эта достопримечательность Бахчисарая сохранилась лишь частично.
Большая часть города лежит в руинах. Но многие постройки разрушены не полностью, а некоторые отлично сохранились для своего возраста. Это караимские молельные дома — кенасы Большая и Малая, которые являются не только ценными памятниками архитектуры, но и дают представление о религиозных традициях караимов. Из нескольких сотен жилых строений полностью сохранилось лишь одно. Сегодня в этой усадьбе открыт музей А. Фирковича — известного просветителя и выдающегося культуролога.
Большой интерес представляет и мавзолей Джаныке-Ханым — дочери легендарного хана Тохтамыша. С личностью этой женщины связано несколько легенд и преданий. Мужества и самоотверженности Джаныке-Ханым было не занимать. Историческим фактом является то, что отважная женщина спасла жителей города во время одной из вражеских осад – она всю ночь напролет носила людям воду в маленьком кувшине, которую набирала из горной расщелины, а под утро умерла от потери сил.
Высокогорные плато отлично подходили для строительства укрепленных населенных пунктов. Первые пещерные города появились в Крыму в 6 веке.
Древний город Чуфут-Кале — это огромный комплекс из 170 пещер, расположенных на высоте 600 метров над уровнем моря, сразу над тремя долинами.
долинами.По легенде, наутро в осажденном Чуфут-Кале образовалось настоящее горное озеро с питьевой водой. За мавзолеем 15 века до сих пор растет дерево-долгожитель, корни которого, как гласит предание, уходят в самое сердце Джаныке. Говорят, если обнять это дерево и искренне загадать желание, то оно непременно исполнится.
История Чуфут-Кале
Если не включить воображение, то трудно представить, что когда-то на месте этих руин жили и трудились люди. Поселенцы выращивали фрукты на расположенных поблизости плодородных землях. Особенно было развито виноградарство. Также они занимались различными ремеслами, в частности — чеканкой монет. А в 1731 г. именно в Чуфут-Кале начала работать первая на полуострове Крым типография. Были хорошо налажены и торговые связи с Бахчисараем.
Древний город представляет собой огромный комплекс из 170 пещер, расположенных на высоте 600 метров над уровнем моря - сразу над тремя долинами.
Что можно увидеть на Чуфут-Кале? В первую очередь - пещеры.
Стоянка авто у подножия гор: место начала экскурсии
Когда-то эти пещеры использовались в качестве жилых домов, хозяйственных, рабочих и складских помещений. Город никогда не страдал от эпидемий чумы, тифа и холеры, так как находился на большой высоте. Целебный воздух гор в буквальном смысле спас жизни тысячам жителей Чуфут-Кале. И сегодня его посещение - не только увлекательный исторический экскурс, но и полезная оздоровительная прогулка.
История этой крымской достопримечательности очень богата. Есть в ней и мрачные периоды. Несколько пещер в 16-17 вв. использовались как тюремные камеры, где томились в ожидании своей участи многие узники, в число которых входили польский гетман Андрей Потоцкий, литовский посол Лез и Василий Грязной - опричник Ивана Грозного, впавший в немилость кровавого царя. Больше двадцати лет в пещерном заточении провел В. Шереметьев - полководец, проигравший в 1660 году сражение с татарами. На свободу он вышел полностью ослепшим, измученным старцем и скоро скончался.
Пещерный город Чуфут-Кале в Крыму – это одно из самых интересных мест на его территории, затмевающее все многочисленные , которыми так славится полуостров. Благодаря своей хорошей сохранности и широкой известности он на протяжении многих десятилетий является предметом пристального внимания не только туристов, но и ученых, открывающих новые подробности его существования.
Большинство сохранившихся памятников древнего зодчества, расположенных здесь, представляет огромную ценность и знаменует собой целую эпоху в истории Крыма, делая его незаменимым звеном в развитии местных культур и народов. Сейчас это один из наиболее посещаемых туристических объектов Бахчисарайского района, кроме разве что , где никогда не бывает безлюдно и тем более скучно.
Где находится комплекс пещер в Крыму?
Исторический объект находится в южной части полуострова, на юго-западной оконечности Крымских гор. Расположен он в 2,5 км от Бахчисарая и в 58 км от , возле Староселья. Совсем неподалеку раскинулся .
Чуфут-Кале на карте Крыма
Возникновение и значение пещерного города
История знает множество превращений и неожиданных поворотов. Одним из них является недавнее открытие, когда ученым удалось установить, что нынешний туристический объект – это и есть древняя крепость Фулла, долгое время считавшаяся выдумкой античных авторов. На фото пещерный город Чуфут-Кале сейчас спокоен и безмятежен, но сотни лет назад он был ареной жесточайших сражений и политических событий, сыгравших важнейшую роль в истории всего Крыма.
Точное время основания города-крепости точно не выяснено, предположительно это V век нашей эры, но в действительности он может быть древнее на несколько столетий. Известно лишь, что в V-VI вв. населенный преимущественно аланами, он стал камнем преткновения для продвижения византийцев на север, не позволив им завоевать всю территорию полуострова. В этот период под названием Фулла он был широко известен по письменным источникам Херсонеса, но с упадком последнего исчез со страниц истории и легендарный форпост скитов, готов и аланов, проживавших в нем.
После более чем полтысячелетия забвения и безвестности Чуфут-Кале вновь всплыл в XII веке как Кырк-Ер – столица одноименного княжества кыпчаков, боровшихся за независимость с ханами Золотой Орды. В 1299 г. его захватил и разграбил ордынский эмир Ногай, он не был разрушен, но после покорения начал быстро приходить в упадок, а население его стало стремительно сокращаться. Не совсем понятно, почему кыпчаки начали покидать Кырк-Ер, но спустя 50 лет большинство его жителей составляли уже караимы, поселившиеся тут с разрешения хана Джаныбека.
Наибольшего значения и расцвета пещерный город Чуфут-Кале в Крыму достиг в XV веке, когда при Хаджи Гирее I стал столицей Крымского Юрта в 1421 г., а в 1428 г. независимого от Орды ханства. Но вместе с тем на протяжении всего столетия он оставался ареной кровопролитной борьбы за власть между разными представителями династии Гиреев, пока в 1502 г. Менгли Гирей I не перенес резиденцию в основанный им . На этом величие поселения из пещер закончилось, но все же на протяжении нескольких столетий оно считалось важнейшей из ханских крепостей, хотя основным населением тут оставались караимы. Как населенный пункт он прекратил существование во второй половине XIX века, когда его окончательно покинули последние жители.
Чем интересен Чуфут-Кале для посещения?
Сейчас пещерная крепость – это настоящая сокровищница для археологов с одной стороны и туристов – с другой. Многочисленные, прекрасно сохранившиеся внутренние и наземные сооружения Чуфут-Кале – это как каменная книга по истории древнего города. По видам застройки и четкой планировке можно без труда определить все периоды его развития, возвышений, падений и преобладания этнических групп, проживавших здесь.
В южной части городского комплекса расположены древнейшие следы пребывания здесь человека, относящиеся к первым векам нашей эры. В большинстве это пещерные сооружения, где нетрудно различить черты храмов, жилых и хозяйственных помещений. Всего это более 150 пещер и гротов разной величины и формы, отличающихся также тщательностью обработки стен и проемов.
Все эти помещения похожи на пчелиные соты, поскольку вырублены в скале друг над другом в несколько уровней, чем-то напоминая многоквартирные дома. Археологи говорят о наличии в этом месте и наземных сооружений, но все они разрушены до основания, единственное целое здание – Мавзолей Ненекеджан-Ханым, построенный на тысячу лет позже пещерной гряды.
В восточной части расположены более поздние постройки, относящиеся уже к XIV-XVIII вв., преимущественно наземные, в основном это жилые дома и караимские кенассы. Новый город отделен от старого мощной крепостной стеной,
достигающей 10 м в высоту – с четырьмя массивными, полуразрушенными башнями и арочными воротами Орта-Капу.
Среди, условно говоря, новых встречаются и намного более древние сооружения, такие как загадочное погребение, состоящее из многотонных каменных плит. Но самой яркой достопримечательностью пещерного города Чуфут-Кале небезосновательно считается Мавзолей Джаныке-ханым, где покоится прах дочери хана Тохтамыша.