Английская наб 44 особняк румянцева. Особняк Н. П. Румянцева (начало) (по Английской наб.). Постоянные экспозиции в особняке Румянцева
Особняк Румянцева – архитектурный памятник в Северной столице, в котором расположен филиал Государственного музея истории Петербурга. Посетителей здание заинтересует уникальной архитектурой, историей и обширными музейными коллекциями.
Особняк является полностью отреставрированным и переработанным вариантом возведенного в 1740 г. каменного дома князей Голицыных. В 1802 г. князья продали дом видному государственному деятелю, канцлеру Н. П. Румянцеву.
Канцлер был большим любителем искусства, из заграничных поездок он привозил множество древних манускриптов, статуй, картин, документов и книг. Коллекции Румянцева славились на всю Российскую империю. Николай Петрович сформировал вокруг себя кружок выдающихся ученых и исследователей, которые помогли ему создать музей древностей, известный во всей Европе.
В 1824 г. архитектор В. А. Глинка по поручению канцлера приступил к реставрации дома Голицыных. Фасад здания был закрыт красивейшим каменным портиком с 12-ю колоннами. Портик венчал фронтон с горельефом, изображающим бога Аполлона, богиню Мнемозину и 9 муз. Выполнил горельеф знаменитый скульптор И. Мартос.
Канцлеру не удалось в полной мере насладиться результатом своих трудов: в 1826 г. он тяжело заболел и умер. Перед смертью Николай Петрович поручил своему брату С. П. Румянцеву довести дело до конца, создав в особняке первый в Российской империи частный музей для бесплатного посещения всеми желающими.
Сергей Петрович сдержал слово, данное брату. В 1831 г. прошло торжественное открытие музея: каждый житель Петербурга и гость столицы мог своими глазами увидеть ценнейшие предметы искусства.
В 1861 г. коллекции Румянцевского музея по неизвестной причине были перевезены в Москву и размещены в (ул. Неглинка). Особняк Румянцева начал переходить из рук в руки. Последней хозяйкой здания стала герцогиня З. Богарне, купившая дом в 1882 г. По заказу Богарне архитектор А. Степанов отреставрировал дом, сделав акцент на жилое назначение строения.
После революции в особняке Румянцева размещались коммунальные квартиры и казенные учреждения. В 1938 г. здание было отдано Музею истории Ленинграда. В 2003 г. дом был отреставрирован, интерьеры приведены к состоянию, характерному для 1880-х гг.
В настоящее время в особняке размещены постоянные экспозиции Музея истории Петербурга, здесь проходят временные выставки, научные конференции, лекции, детские мероприятия, фестивали, концерты классической музыки.
По выходным проходит экскурсия по парадным залам особняка Румянцева. Экскурсия начинается в 13.00, ее стоимость – 200 рублей. Гости увидят невероятные интерьеры 19-го века, Невскую анфиладу, Дубовый кабинет, зеркальную стену, Белый зал, дубовые лестницы. Экскурсоводы расскажут об истории особняка и его обитателей.
Постоянные экспозиции в особняке Румянцева
Выставка расскажет туристам о владельцах особняка, в нее включены архитектурные планы, строительная документация 18-19 вв., фотоснимки начала 20-го века, портреты людей, проживавших в доме, гербы князей Голицыных и графов Румянцевых.
Отдельные выставки в рамках экспозиции посвящены Н. П. Румянцеву и существованию особняка Румянцева во времена ВОВ.
Новая экономическая политика (НЭП) была объявлена большевиками в 1921 г. и свернута в 1929-ом. Это был интереснейший период в истории Ленинграда и всей страны. Именно этому времени посвящена постоянная экспозиция в особняке Румянцева.
Туристы узнают, как НЭП в считанные годы преобразил страну, вернул ей относительное благополучие. В этот период в Ленинграде процветала частная торговля, ежедневно открывались новые магазины, мастерские, объекты досуга.
В экспозиции представлено больше 1000 экспонатов: это предметы быта эпохи НЭПа, старинные фотоснимки, обувь, одежда и мебель 20-х гг. Залы разделены на специальные зоны, воспроизводящие интерьеры коммунальной квартиры, ресторана, модного ателье, сапожной мастерской.
Посетители окунутся в атмосферу того уникального времени, посмотрят оригинальные кадры кинохроники.
Отдельный зал в составе экспозиции выделен под выставку плакатов, афиш, картин, графики, газет и журналов 20-х гг.
Экспозиция «От будней к праздникам» посвящена Ленинграду 30-х гг. Это было время первой пятилетки, когда люди, полные энтузиазма к перестройке своей жизни, полностью изменили промышленную и индустриальную базу города на Неве.
В 30-е годы в городе открылись заводы, выпускавшие передовые для того времени продукты. Гости увидят образцы каучука, выработанного синтетическим путем, первый алюминий, выплавленный в СССР, телевизор марки ВРК. Большой интерес у посетителей вызывают превосходно выполненные макеты транспортной техники: троллейбуса, лесовоза, прицепа-холодильника, танкера.
Ускоренная индустриализация требовала железной дисциплины. Население страдало от больших цен на продукты, от карточной системы распределения продовольствия. Впервые талоны на товары первой необходимости были введены в 1929 г. Гости увидят хлебные карточки, пропуска в спецраспределители продуктов, талоны на мясо, рыбу, мыло и спички.
Туристы познакомятся с бытом ленинградцев 30-х гг., узнают, какая одежда была в моде, какие фильмы показывали в кинотеатрах. Среди экспонатов выставки – личные вещи знаменитых ленинградцев, афиши, фотоснимки, флаги, предметы быта и многое другое.
Отдельная экспозиция посвящена ученому-филологу, общественнику и историку литературы Д. С. Лихачеву. Центр Лихачева в особняке Румянцева - это также место встреч творческих людей, проведения лекций, научных конференций, съемок телевизионных передач.
В экспозиции гости увидят личные вещи ученого, его книги, письма, мебель из кабинета Лихачева. Рядом с креслом находится мантия доктора наук, которую Дмитрию Сергеевичу вручили в Оксфорде. Одним из самых ценных экспонатов музея является медаль «За оборону Ленинграда»: Лихачев прошел всю войну, был неоднократно ранен.
В коллекции фотографий – совместные снимки ученого с писателями, литературоведами, историками. Большой интерес у гостей вызывает фото Дмитрия Сергеевича с Иоанном Павлом II: снимок был сделан во время визита Лихачева в Ватикан в 1986-ом г.
Важнейшей экспозицией особняка Румянцева считается выставка, посвященная жизни Ленинграда во времена ВОВ. Эта выставка была открыта в 1964 г. Создатели использовали принцип музейной хронологии, расположив экспонаты по временным периодам, начиная с блокады города в 1941 г. и заканчивая Победой.
В 12-ти залах размещено больше 2 тыс. предметов. Это уникальные фотоснимки, документы, знамена ленинградских полков, коллекция стрелкового оружия, обмундирование бойцов Красной Армии, личные вещи блокадников, дневники жителей осажденного города, коллекции живописи, диорамы города и крупнейших сражений, макеты танков и артиллерийских установок.
Посетители узнают, как выживал блокированный город, как формировалось в Ленинграде народное ополчение, какие меры предпринимались для спасения бесценных памятников архитектуры и культуры.
Специальные экспозиции посвящены «Дороге жизни», прорыву блокады, разгрому немецко-фашистских захватчиков под Ленинградом.
Видео:
Особняк графа Румянцева с самого начала был одним из центров культурной жизни Петербурга. Граф был просветителем и меценатом, он собрал уникальную коллекцию различных древностей, старинных рукописей, церковных книг и прочих памятников российской истории и культуры. В настоящее время здесь находится филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Первый каменный дом на этом участке Английской набережной был построен в 1740-х годах для князя Михаила Васильевича Голицына. Дом был построен согласно общему плану застройки набережной. Двухэтажное здание мало выделялось среди всех окружающих его построек.
После смерти князя в 1749 году особняком владел его сын Александр, который в свою очередь детей не имел. Александр Михайлович Голицын скончался в 1774 году. Затем участком владели английские купцы Бель, Вар. Вообще, аренда особняков англичанами в этом районе не была редкостью. Поэтому набережная и стала называться Английской.
В 1802 году дом приобрёл граф Николай Петрович Румянцев, сын Петра Александровича Румянцева-Задунайского и Екатерины Михайловны Голицыной. В его доме хранились богатые коллекции письменных памятников, монет, медалей, предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь была библиотека из 28 500 книг, куда входили труды русских учёных XVIII — начала XIX века, издания русских летописей, работы русских путешественников. Более 13 000 книг было на иностранных языках.
Хозяин особняка жил в парадных помещениях второго этажа. Здесь находились три больших зала с наборным паркетом, золотой лепниной на стенах и израсцовыми печами. Весь третий этаж был отдан под хранение коллекций.
Понимая ценность своей коллекции, Румянцев задумал отдать её в пользу государства вместе с особняком. Дом на набережной отдавался под музей. Жилые корпуса со стороны Галерной улицы должны были стать доходными домами, прибыль с которых шла бы на нужны музея.
В 1824 году для перестройки особняка под музей Румянцев пригласил молодого архитектора Василия Алексеевича Глинку. Зодчий сохранил пропорции и объём здания, но полностью изменил облик фасада. Особняк Румянцева был украшен двенадцатиколонным портиком. Роскошная скульптурная группа «Апполон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины» украшающие аттик здания, работы И. П. Мартоса. Размещённые рядом атрибуты наук и искусств символизировали увлечения хозяина дома.
Выдающийся государственный деятель, дипломат, покровитель наук и коллекционер Румянцев завещал особняк и все собранные им коллекции художественных произведений искусства, минералов, рукописей и книг — для устройства «Публичного музеума», что и было сделано его младшим братом С. П. Румянцевым. Открытие музея состоялось 28 мая 1831 года. Он был открыт для бесплатного посещения всеми желающими, без сословных ограничений. Здесь проводились публичные чтения, лекции, концерты. В 1830–1855 годах в особняке Румянцева размещалось Общество поощрения художеств. Со временем музей стал испытывать серьезные трудности с финансированием. Поэтому в 1861 году музей был перенесен в дом Пашковых в Москву. А особняк снова превратился в жилую усадьбу. Почти 80 лет здание меняло владельцев.
В 1939 году особняк Румянцева был передан Музею истории и развития Ленинграда. Для него здание было в значительной степени реконструировано. Музей в этом особняке был открыт только после Великой Отечественной войны в 1955 году. Впоследствии стал частью Государственного музея истории Санкт-Петербурга. В 2003 году проводилась реставрация парадных залов особняка. Им был возвращён облик, который они имели в 1880-х годах. В Особняке Румянцева имеется уютный внутренний двор.
см. Особняк Н. П. Румянцева ( по Галерной ул .)
На участке в первой трети XVIII в. была усадьба князя Михаила Васильевича Голицына. В 1774 г. князь умер, не оставив наследников.
В 1780-х гг. дом принадлежал англичанину Фаркварсану, котрый продал его английскому купцу Варе.
Н. П. Румянцев
Д. Доу.
Портрет
Н. П. Румянцева.
Герб
Румянцевых
Герцог Евгений
со второй супругой
графиней Зинаидой
Дмитриевной Богарне.
Старая открытка.
План здания.
Английская набережная.
Старая открытка.
Набережная Красного флота.
Фото 1934 г.
Добавил - .
Вид вестибюля.
Фото 1906 г. Фотоателье Буллы
(добавил )
Гостиная
Фото 1906. Фотоателье Буллы
(добавил )
Вид лестницы в доме.
Фото 1906 г. Фотоателье Буллы
photoarchive.spb.ru 18.01.2013
(добавил )
Концертный зал.
Фото 1906 г. Фотоателье Буллы
photoarchive.spb.ru 17.01.2013
(добавил )
Потолок парадной лестницы
с Английской набережной.
Фото 1906 г. Фотоателье Буллы
photoarchive.spb.ru 18.01.2013
(добавил )
"Театры
Ленинграда"
1964 г. С. 10
Постепенная застройка набережной началась со строительством Санкт-Петербурга. В начале XVIII в. эта часть новой столицы, со всех сторон окруженная водой наиболее страдала от наводнений и была весьма неблагоприятной для строительства. В определенные своего существования набережная носила разные названия. Первоначально она называлась Нижней. В отличии от Верхней - ныне Дворцовой.
С 1740-х этот участок набережной был отдан под застройку частными домами. Строительство, начатое еще при Петре, продолжалось при Анне Иоанновне. Императрице хотелось, чтобы Нижняя набережная была застроена «знатным строением». Ею издан был указ, которым хозяева участков обязывались строить каменные дома и укреплять берега Невы. Подобным указом велено было выслать из Москвы князя Михаила Голицына для постройки каменных палат на участке, где ныне расположен дом № 44.Эти участком владели два поколения князей Голицыных.
Следующими владельцами были поочередно английские купцы Фаркварсен и Варра. Для содействия торговым отношениям с Англией, владельцы домов, сдающие жилье английским купцам, освобождались от воинского постоя. Поэтому здания Нижней набережной успешно сдавались внаем. С начала XIX в. набережная получает название Английская.
С 1802 по 1826 г. дом принадлежал Николаю Петровичу Румянцеву (1754-1826) - выдающемуся государственному деятелю, покровителю наук, меценату и коллекционеру. Н. П. Румянцев - сын героя екатерининского времени Петра Александровича Румянцева-Задунайского, образованный и воспитанный в духе просветительских идей XVIII в. принадлежал к особому типу людей, для которых любовь к отечеству воплощалась в собирательстве и сохранении памятников национальной истории.
Государственная служба Румянцева началась в 1781 г. с назначения на должность чрезвычайного посланника и полномочного представителя России во Франкфурте-на-Майне. В течение 14 лет он представлял интересы России в Европе. При имепаторе Александре I Румянцев занимал важнейшие государственные посты. В 1801-1809 - директор водных коммуникаций, в 1802-1811 - министр коммерции, 1808-1814 - министр иностранных дел, с 1809 г. - Государственный канцлер Российской Империи, в 1810-1812 - председатель Государственного Совета.
После выхода в отставку в 1814 г. Румянцев направил все силы и средства на изучение российской истории. Ему удалось сплотить вокруг себя плеяду блестящих ученых, историков, археографов, составивших «Румянцевский кружок». В него входили Ф. П. Аделунг, А. В. Востоков, К. Ф. Калайдович, Н. Н. Бантыш-Каменский, К. И. Кеппен, митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) и др. Члены кружка собирали древние рукописи, старинные книги, древности, монеты. Их деятельности увенчалась публикацией исторических и литературных памятников. Издание «Собрания государственных грамот и договоров» стало выдающимся событием русской исторической науки 1-й четверти XIX в.
Н. П. Румянцев «превратил здание на Английской набережной из скромного дома частного человека, купца, в парадный, во вкусе Наполеоновского времени, дом важного государственного человека, богача и аристократа, у которого бывал сам император». Первоначальные перестройки были осуществлены после 1802 г. только внутри здания. Жилые покои графа располагались в трех комнатах окнами на Неву, а во всех остальных помещениях особняка находились его бесценные сокровища. Довольно скромный фасад, мало чем отличавшийся от находившихся рядом домов не отвечал внутреннему содержанию дома. В 1824 г. государственный канцлер граф Н. П. Румянцев приглашает для составления проекта по переделке особняка молодого, только что вернувшегося из пенсионерской поездки по Западной Европе архитектора Василия Алексеевича Глинку. «Проект этот был по тогдашним понятиям настолько хорош и даровит, что Академия художеств дала за него Глинке звание академика…» Перед архитектором стояла довольно сложная задача - практически без изменения пропорций создать новый фасад, который бы сразу привлекал внимание. В. А. Глинка прекрасно справился с задачей, закрыв фасад мощным, сильно выдвинутым двенадцатиколонным портиком, установленным на высокий цоколь. Колонны портика с капителями коринфского ордера подчеркивают его монументальность. Портик увенчан фронтоном, в тимпане которого помещен горельеф, созданный скульптором И. П. Мартосом. Здесь представлена сцена из древнегреческой мифологии: «Аполлон-Мусагет-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и их матери Мнемозины», по сторонам - атрибуты наук и искусств. Перестройка фасада была осуществлена до 1825 г.
Румянцев собрал огромную библиотеку (около 30 тыс. томов), около 200 редкостных этнографических предметов, коллекцию восточных и античных монет; его минералогическая коллекция насчитывало около 14 тыс. минералов.
Н. П. Румянцев скончался в 1826 г. и по завещанию был похоронен в Гомеле. Все коллекции и дом на Английской набережной по его просьбе были переданы российскому народу «на благое просвещение». Все хлопоты об устройстве в доме музея взял на себя его младший брат Сергей Петрович Румянцев. Он вел дела о передаче дома в казну, коллекций на государственное храниение, подарил музею свою библиотеку и картинную галерею, заказал художнику Д. Доу портрет Н. П. Румянцева.
28 марта 1828 г. Николай I подписал указ «Об учреждении Румянцевского музеума» , Государственный Совет утвердил его устав и штат сотрудников. 23 ноября 1831 г. музей был открыт для широкой публики. Коллекции Румянцевского музея включали рукописи, собрание печатных и рукописных книг, минц-кабинет (около полутора тысяч греческих, римских и восточных монет), коллекцию минералов, произведения скульптуры и живописи, в том числе работы А. Кановы, А. П. Антропова, В. Л. Боровиковского, а также этнографические коллекции, привезенные О. Е. Коцебу из кругосветного плавания. В 1837 г. коллекция пополнилась собранием капитана I-го ранга Ю. Ф. Лисянского, переданным его сыном П. Ю. Лисянским по духовному завещанию.В 1838 г. по Высочайшему повелению в музей были переданы 135 документов на имя графов Румянцевых от военного министра.
В разные годы в штате Румянцевского музея состояли поэт и переводчик А. Х. Востоков (1781-1864), поэт А. Н. Майков (1821-1897). В 1843-1844 гг. в музее работала комиссия по освидетельствованию состояния имущества и управления Румянцевским музеумом, выявившая ряд недостатков. В 1845 г. музей был передан в управление Императорской Публичной библиотеки. В 1850 г. согласно указу Правительствующего Сената музей был причислен к министерству Императорского двора. С 1846 г. помощником директора Публичной библиотеки и официальным управляющим Румянцевским музеумом был назначен писатель, музыкант, энциклопедист В. Ф. Одоевский (1803-1869). В 1860 г. по предложению Одоевского была создана комиссия, которая внесла заключение о неудовлетворительном состоянии здания. В это время шли конфиденциальные переговоры о передаче коллекций в Москву. Ученые и писатели Петербурга, узнав о переводе, были возмущены, но вопрос уже был решен. В. В. Стасов и другие ученые направили письмо-протест в газету «Санкт-Петербургские ведомости», но цензура не допустила его публикации. Записка Стасова на имя председателя Комитета министров великого князя Константина Николаевича осталась без ответа.
1 сентября 1861 г. Румянцевский музей был переведен в Москву. В 1862 г. было утверждено «Положение о Московском Публичном музеуме и Румянцевском музеуме (МПМ и РМ). Являясь примером собирания культурного наследия на основе частной инициативы, Румянцевский музей пополнялся новыми отдельными экспонатами и целыми коллекциями. Для московских меценатов и коллекционеров дар музею почитался за честь.
В 1925 г. Государственный Румянцевский музей преобразован в Государственную библиотеку СССР им. Ленина (с 1992 г. - Российская государственная библиотека). Во время реорганизации Румянцевского музея его уникальные экспонаты пополнили коллекции ведущих музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Иркутска, Владимира, Ростова Великого Иванова и других городов, и волею судеб последних десятилетий ХХ в. оказались за пределами России - в Киеве, Феодосии, Ялте, Гомеле, Ташкенте и др. городах
В 1863 г. дом на Английской наб. приобретает А. В. Старчевский, талантливый журналист, писатель, переводчик, сотрудник ежемесячного журнала «Библиотека для чтения» - одного из первых массовых русских изданий (1834-1865). В 1863 г. он становится редактором газеты «Сын Отечества» - ежедневной газеты либерального и либерально-народнического направления. Энциклопедически образованный, владеющий многими европейскими и восточными языками, Старчевский сделал ее одной из самых популярных в Петербурге. Кроме того им был создан ряд учебников и словарей. Очевидно дом на набережной был выбран Старчевским не случайно. Еще в 1846 г., в январском номере «Журнала Министерства Народного Просвещения» появилась статья, в которой он впервые поставил вопрос о вкладе Николая Петровича Румянцева в отечественную науку, напомнил о неоспоримых заслугах графа.
При Старчевском было произведено одно из капитальных изменений корпусов и частичная перестройка внутренних помещений. Цель перестроек - вновь изменить функцию здания, перестроить его из общественного в жилое. Для этой работы был приглашен архитектор Антон Иоганнович Цим. А. И. Цим превращает дом в доходный и надстраивает 3-й этаж. Сохранив порядок разбивки окон, архитектор полностью меняет лепной декор, выделяя окна парадного второго этажа более сложными наличниками. В главном доме Цим увеличивает высоту окон третьего этажа, над входом сооружает тройной металлический навес в виде зонтика на трех чугунных колонках, который должен был послужить контрфорсом для отклоняющегося портика главного фасада. Внутри здания проводится капитальный ремонт. В главном корпусе была устроена трехмаршевая металлическая центральная лестница, прямоугольная в плане, идущая на высоту всех трех этажей. А. В. Старчевский владел зданием до 1870 г.
В 1882 г. дом покупает герцог Евгений Максимилианович Лейхтенбергский для своей жены Зинаиды Дмитриевны Богарне. Евгений Максимилианович Романовский 5-й герцог Лейхтенбергский, граф Богарне (1847-1901) - второй сын в семье великой княгини Марии Николаевны, дочери императора Николая I, и герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Е. М. Лейхтенбергский воевал в Туркестане в 1860-1867 гг., позднее командовал бригадой улан в русско-турецкой компании 1877-1878 гг., за что получил чин генерала. В 1869 г. герцог Евгений вступил в морганатический брак с Дарьей Константиновной Опочининой (1845-1870), правнучкой фельдмаршала М. И. Кутузова. В этом же году Дарья Константиновна получила для себя и для потомства титул графини Богарне. В 1870 г. родилась их дочь Дарья (Долли), которая была названа в честь матери, скончавшейся в результате тяжелых родов. В 1878 г. герцог вступил во второй брак с Зинаидой Дмитриевной Скобелевой (1856-1899), сестрой знаменитого генерала Скобелева. По Указу императора Александра II от 1878 г., а в 1889 г. Специальным указом Императора Александра III получила персональный титул светлейшей герцогини Лейхтенбергской. В 1882 г. по заказу новой хозяйки в доме начались работы по перестройке интерьеров под руководством арх. А. А. Степанова. З. Д. Богарне была женщиной, обладавшей обаянием магической силы. О чем писали в своих воспоминаниях ее современники. К сожалению, она не долго блистала, как «царица большого света». В возрасте 43-х лет она скончалась после непродолжительной болезни.
Был построен в 1740-х годах для князя Михаила Васильевича Голицына. При правлении Анны Иоанновны князь М. В. Голицын специальным указом был вызван из Москвы в Санкт-Петербург для строительства здесь своего особняка. Дом был построен согласно общему плану застройки набережной, разработанному Комиссией о Санкт-Петербургском строении. Двухэтажное типовое здание мало выделялось среди всех окружающих его построек.
После смерти князя в 1749 году особняком владел его сын Александр, который в свою очередь детей не имел. Александр Михайлович Голицын скончался в 1774 году. Затем участком владели английские купцы Бель, Вар. Вообще, аренда особняков англичанами в этом районе не была редкостью. Поэтому набережная и стала называться Английской.
В 1802 году дом приобрёл граф Николай Петрович Румянцев, сын Петра Александровича Румянцева-Задунайского и Екатерины Михайловны Голицыной. Памятный обелиск "Румянцева победам" , посвящённый отцу Николая Петровича, установлен в сквере на противоположном берегу Невы.
В 1808 году граф стал министром иностранных дел, одновременно оставаясь в должности министра коммерции. За заключение им Фридрихсгамского договора, по которому Российской Империи отошла Финляндия, он получил звание государственного канцлера. По этому поводу в доме Румянцева был устроен приём, описанным графом Жозефом де Меестром:
"Граф Николай Румянцев, всё ещё живущий на положении холостяка, 6-го сего месяца открыл свой канцлерский дом большим обедом для министров, высших чинов Империи и членов дипломатического корпуса; всех нас собралось пятьдесят персон. Ничто не может превзойти великолепия сей трапезы, где выставлен был подаренный в Париже фарфор; на каждой тарелке изображён какой-нибудь античный персонаж по образцу камней Наполеоновского Музея. Он получил целую библиотеку книг, великолепно напечатанных и роскошно переплетённых, но мы их не видели. Впрочем, я получил приглашение зайти как-нибудь утром полистать их. Скоро у него будет великолепный бал и ужин, на которые соберётся весь двор. Знатоки полагают, что обед стоит 3 000 рублей; поскольку канцлер имеет 300 000 ренты и не женат, у него нет никакой надобности стеснять себя" [Цит. по: 1, с. 194, 195].
После ухода в отставку в 1814 году граф Румянцев целиком и полностью посвятил себя организациям научных исследований в области русской истории. В его доме хранились богатые коллекции письменных памятников, монет, медалей, предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь была библиотека из 28 500 книг, куда входили труды русских учёных XVIII - начала XIX века, издания русских летописей, работы русских путешественников. Более 13 000 книг было на иностранных языках.
Хозяин особняка жил в парадных помещениях второго этажа. Здесь находились три больших зала с наборным паркетом, золотой лепниной на стенах и израсцовыми печами. Весь третий этаж был отдан под хранение коллекций.
Понимая ценность своей коллекции, Румянцев задумал отдать её в пользу государства вместе с особняком. Дом на набережной отдавался под музей. Жилые корпуса со стороны Галерной улицы должны были стать доходными домами, прибыль с которых шла бы на нужны музея.
В 1824 году для перестройки особняка под музей Румянцев пригласил молодого архитектора Василия Алексеевича Глинку. Зодчий сохранил пропорции и объём здания, но полностью изменил облик фасада. Особняк Румянцева был украшен двенадцатиколонным портиком. В тимпане помещён барельеф работы скульптора И. П. Мартоса "Апполон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины". Размещённые рядом атрибуты наук и искусств символизировали увлечения хозяина дома. За этот архитектурный проект Глинка был удостоен звания академика.
В 1826 году скончался Н. П. Румянцев. Его младшему брату Сергею Петровичу было поручено продолжить создание первого в России частного публичного музея. На фронтоне здания в 1831 году разместили надпись: "От государственного канцлера Румянцева на благое просвещение". Были перестроены внутренние помещения, приобретена специальная музейная мебель. В одном из залов была размещена галерея с портретами родственников Румянцева. В 1828 году С. П. Румянцев заказал портрет своего старшего брата английскому художнику Д. Доу, который в до время работал над портретами для Военной галереи 1812 года Зимнего дворца . Портрет Н. П. Румянцева стал последней работой Доу в Санкт-Петербурге.
Открытие музея состоялось 28 мая 1831 года. Он был открыт для бесплатного посещения всеми желающими, без сословных ограничений. Здесь проводились публичные чтения, лекции, концерты. В 1830-1855 годах в особняке Румянцева размещалось Общество поощрения художеств.
Музей работал благодаря финансированию С. П. Румянцевым. После его смерти в 1838 году состояние здания и коллекций стало ухудшаться. В 1845 году музей был передан в управление Императорской Публичной библиотеке, однако в целом ситуация не улучшилась. Прибыль доходных домов отдавалась не музею, а на нужды Публичной библиотеки. Вместе с тем, особняк Румянцева стал требовать капитального ремонта.
Стали возникать предложения перевести музей Румянцева в Москву. Это аргументировалось тем, что в Санкт-Петербурге уже работало достаточно много просветительских учреждений (Публичная библиотека, Эрмитаж, Кунсткамера), а в Москве из таковых находился лишь Университет.
Переезд музея вызвал большой общественный резонанс. Негативной реакции общественности не помешало и решение не предавать дело о переезде огласке. Учёные Петербурга во главе с В. В. Стасовым написали письмо-протест со словами:
"Собрание Румянцева - одно из величайших достопримечательностей Петербурга, это нечто такое, чем наш город мог гордиться наравне с Эрмитажем <...> со всем, что у нас есть самого великого, самого значительного, самого редкого и самого великолепного <...> Нарушение прав Петербурга на один из его лучших исторических памятников было бы невозвратимою потерею для здешних исследователей русской истории и древности" [Цит. по: 1, с. 199].
Несмотря на возражения петербуржцев, музей в 1861 году переехал. С тех пор коллекции располагаются в доме Пашкова на Неглинке.
В 1863 году особняк приобрёл журналист и писатель Адальберт-Войтех Викентьевич Старчевский. Для переустройства общественного здания в жилое им был приглашён архитектор Антон Иоганнович Цим. Однако средств на соответствующие работы не хватило и здание было продано.
Далее особняк Румянцева менял своих владельцев, в 1882 году его приобрела жена герцога Лейхтенбергского Зинаида Дмитриевна Богарне. После продажи Мариинского дворца в 1884 году герцог Лейхтенбергский и Зинаида Богарне поселились в доме на Английской набережной. Здесь же поселилась дочь герцога от первого брака Дарья. В 1893 года она вышла замуж за князя Льва Михайловича Кочубея. Детство их детей Натальи и Евгения прошло в этом особняке, принадлежавшем им до 1916 года.
Для семьи Богарне особняк переустраивал архитектор Александр Александрович Степанов. Здание требовало срочного ремонта из-за деформации цокольного этажа. В результате нижняя часть дома была значительно усилена, здесь появился крытый каменный подъезд. Две боковые двери были превращены в окна, а центральная дверь расширена. Для установки мраморной лестницы Степанов создал стене здания полукруглую форму, выдвинутую во двор. Парадные помещения были оформлены в стиле историзма: Дубовый кабинет, Белый (Танцевальный) зал, Концертный зал.
В самом начале XX века особняк Румянцева перешёл к зятю герцога Лейхтенбергского - князю Льву Михайловичу Кочубею. От него дом перешёл сыну князя Евгению Львовичу.
В 1916 году особняк Румянцева был приобретён "Обществом товарных складов, страхования и транспортирования товаров". Был создан проект перестройки здания, который не был реализован из-за революционных событий. После 1917 года помещения особняка занимали офисы и коммунальные квартиры.
В 1938 году особняк Румянцева был передан Музею истории и развития Ленинграда, размещавшемуся тогда в Аничковом дворце . Для него здание было в значительной степени реконструировано. Музей в этом особняке был открыт только после Великой Отечественной войны в 1955 году. В 1953 году он стал называться Государственным музеем истории Ленинграда. Отделение этого музея работает здесь и сейчас.
В 2003 году проводилась реставрация парадных залов особняка. Им был возвращён облик, который они имели в 1880-х годах.
Первый каменный дом на Английской набережной был построен для князей Голицыных в 1740 году, вскоре был продан и, возможно, ничем примечательным себя не зарекомендовал бы, но…
В 1802 году дом обрел своего знаменитого владельца, превратившего здание в музей, о чем свидетельствует надпись на фронтоне фасада: «От государственного канцлера графа Румянцева на благое просвещение».
Состоявший на дипломатической службе, Н. П. Румянцев еще за границей начал собирать коллекцию церковных книг, древних рукописей и государственных актов, произведений искусства и минералов. Вернувшись в Россию, систематизировал огромное и очень ценное собрание, которое вместе с домом завещал музею. Выполняя его волю, младший брат и наследник, С. П. Румянцев вложил немало усилий и денежных средств в организацию музея, который был открыт в 1831 году.
Музей получил название Румянцевский, в честь заслуг обоих братьев, и подчинялся Министерству народного просвещения. Здесь проводились научные исследования, публичные лекции, концерты. После смерти С. П. Румянцева из-за недостатка финансирования Румянцевский музей переехал в Москву. Сейчас многие его экспонаты принадлежат Государственной Российской библиотеке и другим музеям столицы.
Особняк сменил многих владельцев прежде, чем снова обрел статус музея. В дореволюционные годы наиболее известными хозяевами были А. В. Старчевский – видный журналист, который приобрел здание в 1861 году, перестроив его под Доходный дом, и З. Д. Богарне — супруга представителя правящей династии Е. М. Романовского, ставшая хозяйкой в 1882 году. Благодаря ее вкусу и стараниям появились роскошные внутренние интерьеры, для создания которых был приглашен архитектор А. А. Степанов.
Различные учреждения и жилые квартиры размещались здесь до 1938 года, когда особняк передали музею истории и развития Ленинграда. Покидали они здание медленно и неохотно — учреждения переехали полностью к 1946 году, а жильцов расселяли до начала 1990-х годов. Активная деятельность музея началась в 1954 году с присвоением ему статуса Государственного музея истории Ленинграда.
В настоящее время Особняк Румянцева является филиалом .
Архитектура и интерьеры здания
В 1824 году Н. П. Румянцев осуществил перестройку дома. Автором проекта и руководителем работ был приглашен архитектор В. А. Глинка, украсивший фасад здания портиком с колоннами, над которым помещен горельеф, изображающий покровителя искусств бога Аполлона в окружении девяти муз. Главный корпус приобрел тот внушительный и торжественный вид, который и сейчас делает здание самым заметным на Английской набережной.
Последующие реконструкции и перестройки в основном сводились к попыткам укрепить фасад и приспособить внутренние интерьеры под жилое помещение.
К 300-летнему юбилею города было восстановлено внутреннее убранство нескольких парадных залов так, как они выглядели в 80-х годах XIX века, после реконструкции, произведенной архитектором А. А. Степановым. В одном из залов второго этажа сохранилось зеркало, занимающее всю стену (18 кв. метров). Его уникальность состоит в том, что оно выполнено одним листом и не имеет аналогов ни в одном из многочисленных дворцов Петербурга. Неизменное восхищение вызывают Парадная мраморная лестница и боковая деревянная, изготовленная из дуба. Примыкающий к ней Дубовый кабинет отделан деревом и тисненой кожей. В убранстве залов использованы ионические колонны и пилястры, потолки украшены кессонами и лепниной.
Экспозиция и достопримечательности
Особняк Румянцева является одним из филиалов Музея истории Санкт-Петербурга, поэтому все его экспозиции связаны с важными событиями, происходившими в городе. Наиболее полно и интересно представлены периоды 20-х — 30-х годов XX века и Великой Отечественной войны. С ярким периодом Новой Экономической Политики, последующими годами становления социалистической промышленности и бытом горожан в те времена знакомят посетителей постоянные экспозиции:
- НЭП. Образ города и человека.
- От будней к праздникам. Этюды из 1930-х.
Обе выставки служат фоном и предысторией для главной экспозиции музея — «Ленинград в годы войны». Постоянная выставка, посвященная блокаде Ленинграда, по праву считается самой большой и лучшей в городе. Грандиозное собрание правдивых свидетельств героической и трагической истории включает 2 тысячи экспонатов, занимает 12 залов. Здесь представлены подлинные документы, фотографии, оружие, предметы быта, обмундирование, картины, модели и многое другое, что подробно описывает все стороны жизни и борьбы жителей и защитников Ленинграда.
В выходные дни в особняке звучит классическая музыка, здесь каждое воскресенье проводятся концерты-лекции, посвященные романтическим историям, вдохновлявшим великих композиторов и поэтов XVIII-XIX веков. С историей здания и судьбами его владельцев знакомит экскурсия, которая проходит каждое воскресенье в отреставрированных парадных залах.
Где находится и как добраться
Особняк Румянцева находится на Английской набережной, в доме № 44 возле Благовещенского моста.
Добраться сюда не сложно. Нужно доехать на любом транспорте до площади Труда, например, от метро «Невский проспект» на троллейбусе № 5, 22 или от метро «Василеостровская» на автобусе № 6, а дальше пройти пешком несколько минут в сторону Невы.