Альтамира, пещера в Испании: описание, история и интересные факты. Пещера альтамира в испании Пещера альтамира испания палеолит
Пещера Альтамира — широко известная в мире известняковая пещера в Кантабрийских горах исследование которой изменило мнение ученых и археологов о жизни и искусстве древних людей эпохи палеолита. Открытие это совершила маленькая девочка — дочь археолога-любителя Марселино де Саутуолы.
История находки
Пещера была обнаружена случайно в 1868 г. недалеко от городка Сантандер одним из местных жителей. Когда сведения дошли до любителя-аргеолога Марселино де Саутуолы, он проявил интерес и пришел ее осмотреть. В первый же день им были найдены остатки костей и скелетов животных, а также древние орудия человека.
Через 3 года, после посещения выставки по археологии во Франции Саутуола решает исследовать пещеру более подробно, попытавшись вскрыть верхние слои почвы. Раскопки были им начаты осенью 1879 г., в ходе которых обнаружены топорики, детали посуды, рога оленей и другие интересные вещи.
Во время очередной экспедиции Марселино привел дочь посмотреть на свои труды, которая была восхищена и старалась сделать свои находки. За счет своего маленького роста девочка могла пробираться в те помещения, где слишком низкий потолок не позволял пройти взрослому человеку. Она и совершила важное открытие в одном из боковых Альтамиры: наскальные рисунки, которые покрывали стены и потолок, где были очень реалистично изображены большие 2-метровые быки, лошади и другие животные.
Подделка или переворот в истории?
Марселино де Саутуола начал более тщательно изучать своды пещеры: в следующем зале им также были найдены геометрические изображения и рисунки животных. В земле около стен археолог смог обнаружить охру того же оттенка, что и на картинках, что доказывало местное происхождение наскальной живописи. Все это являлось следами жизнедеятельности первобытных людей.
Также им были собраны доказательства того, что пещера была заброшена многие тысячи лет, а значит, все находящиеся внутри предметы принадлежали древним людям, которых ранее считали неспособными к общению при помощи речи, и тем более искусству.
Понимая, что найденное им является мировой сенсацией и открытием в области археологии и истории, Саутуола решает поставить в известность о находке ученых. С этой целью он в 1880 г. отправляет рукопись с описанием пещеры и наскальных изображений в редакцию знаменитого журнала во Франции «Материалы по естественной истории человека», который специализировался на таких публикациях.
В пещеру начинают приезжать ученые и любители археологии, однако их реакция на находки Марселино оказалась резко негативной, его даже обвинили в фальсификации данных. Единственным человеком, который поверил в такое чудо, стал геолог, профессор Мадридского университета Вилланова. Вместе с Саутуолой он посетил пещеру: среди артефактов, обнаруженных в верхнем слое земли, была и каменная раковина, в которой талантливый древний художник разводил краски.
По словам редактора журнала Э. Картальяка, ученый мир испугался того нового и неизвестного, что полностью переворачивало представление о развитии человечества в древние века. Поэтому выступление Вилланова на конгрессе антропологов с докладом о находке было провалено. пещеры Альтамира все крупнейшие ученые объявили фальсификацией, обвинив в подлоге испанского археолога-любителя.
Открытие других пещер
Пока ученые-историки вели спор о достоверности рисунков и других находок Саутуолы, в Европе были обнаружены еще несколько подобных пещер, в которых найденные предметы, орудия труда, скульптуры и наскальные рисунки датировались эпохой верхнего палеолита.
Так, в 1895 г. французский археолог Э. Ривьер в пещере Ла Мут исследовал рисунки ископаемых животных и орудия, древность которых подтверждалась невозможностью доступа в эти слои современных людей. В другом месте ученым Дало были также найдены изображения мамонтов и других животных времен палеолита. Все они были погребены под слоем земли, что свидетельствовало о древности находок.
Аналогичные открытия были сделаны в Европе, Азии, на Урале, в Монголии. Однако все это произошло уже спустя годы после смерти Саутуолы и Виллановы.
Человеком, который смог открыто признать свои ошибки и изменить судьбу пещеры Альтаира, стал Картальяк, который в 1902 г. призвал весь ученый мир «не совершать роковую ошибку» и начать исследование древней наскальной живописи.
Описание пещеры
После признания достоверности находок в Альтамире ученые несколько раз проводили в ней раскопки: в 1902-1904, в 1924-1925 гг. и в 1981-м. Были обследованы и другие пещеры, всего современные ученые насчитали около 150 подобных находок на территории только Западной Европы.
Пещера Альтамира в Испании (La cueva de Altamira) многие годы открыта для всех ученых и туристов, интересующихся археологией. Она состоит из нескольких помещений, боковых проходов и двойных коридоров, общая длина которых составляет 270 м, в некоторых очень низкий потолок (около 2 м), в других — до 6 м.
Главный зал в длину достигает 18 м. Все рисунки полихромные и сделаны углем, охрой, гематитом и другими древними натуральными красками при помощи не только пальцев, но и специальных приспособлений. Они расположены на стенах и потолке всех подземных помещений.
Современные данные углеродного анализа датируют наскальную живопись пещеры Альтамира 15-8 тыс. до н. э. и причисляют ее к Мадленской культуре (период эпохи палеолита). С 1985 г. она признана объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Искусство первобытных художников
Всего обнаружено более 150 изображений ископаемых животных: бизонов, оленей, кабанов, лошадей. Все они выполнены в движении: во время бега, в прыжке, при нападении или на отдыхе. Также найдены отпечатки ладоней древних людей и схематическое изображение их фигурок. Многие рисунки были созданы в различное время, некоторые наслаиваются друг на друга.
Первобытные художники использовали рельеф стен и потолка для создания 3-мерных изображений. Причем объемный эффект достигался и своеобразной манерой рисунка: темные контуры фигур, закрашенные внутри различными оттенками красок.
Самая огромная по площади — роспись потолка в Большом полихромном зале, где на площади в 180 кв. м нарисовано более 20 фигур животных. Многие из изображений сделаны почти в натуральную величину.
Самый знаменитый рисунок — бизон пещеры Альтамира (Испания), уникальность которого состоит также в том, что в природе такой вид шерстистых бизонов уже отсутствует, они вымерли много тысячелетий назад.
Расположение пещеры, и как доехать
Пещера Альтамира расположена в Кантабрии (Испания), около Сантиляна-дель-Мар, что находится на 30 км к западу от Сантандера, городка на севере страны на берегу Атлантического океана. Вход в пещеру расположен на возвышенности высотой 158 м на расстоянии 5 км от Сантильяна дель Маар, куда направляет указатель на шоссе.
В 1960-70-е годы это место пользовалось большой популярностью у туристов, из-за чего произошло повышение температуры и влажности в подземных помещениях, на стенах появилась плесень. В период с 1977-го по 1982-й пещера была закрыта на реставрацию, дальнейшее посещение туристами было ограничено до 20 человек в день.
В 2001 г. около пещеры был создан музейный комплекс, где выставлены копии многих изображений. Теперь туристы могут познакомиться с наскальной живописью, не совершая спуск под землю.
Время работы музея:
- май - октябрь — 9.30-20.00 (вторник-суббота);
- ноябрь - апрель — 9.30-18.00 (вторник-суббота);
- 9.30-15.00 (воскресные и праздничные дни);
- понедельник — выходной.
Бесплатное посещение открыто 18.04, 18.05, 12.10 и 6.12, по субботам после 14.00, воскресенье - целый день.
По данным ученых, пещера тянется на 8-10 км вглубь земли и имеет разветвленную систему ходов, однако все попытки спелеологов пробраться дальше не увенчались успехом из-за узких ходов, в которые они не смогли протиснуться.
Самый красочный Большой полихромный зал, имеющий расписной потолок, назван «Сикстинской капеллой каменного века». Другие залы также имеют названия: «Хвост лошади», «Зал тектиформ», «Яма», «Прихожая», «Галерея», «Зал черного бизона».
В 2015 г. испанский монетный двор выпустил памятную монету, посвященную пещере Альтамира. На лицевой стороне изображен ее символ — бизон, вокруг него по кольцу идут 12 звезд Евросоюза.
В 2016 г. был снят художественный фильм «Альтамира», в котором рассказана история открытия пещеры Марселино Саутуолой и борьба его против ученых, объявивших находку фальсификацией.
Древнее наскальное искусство пещеры Альтамира является доказательством существования в эпоху палеолита людей, которые не только охотились и вели первобытный образ жизни, но и были способны создать такие прекрасные и талантливые произведения.
Пещера Альтамира находится в провинции Кантабрия на севере Испании. Это западнее приморского города Сантандер на 30 км. Данное природное образование примечательно наскальными рисунками, которые специалисты относят к эпохе позднего палеолита. Это так называемая Мадленская культура. Она была распространена во Франции, Швейцарии, Бельгии, Германии и Испании 8-15 тыс. лет до н. э.
Данное время характеризуется концом ледникового периода, а носители культуры жили охотой на мамонтов, оленей и других крупных животных. Была хорошо развита обработка кости, изготавливались кремниевые резцы. Люди обитали в пещерах, а также делали жилища из костей и шкур животных. Своё каменное жильё они украшали настенными росписями, изображавшими животных, сцены охоты. Впоследствии Мадленская культура сменилась Азильской культурой.
Туристы в пещере Альтамира
Открытие пещеры Альтамира
Впервые вход в пещеру был обнаружен в 1868 году охотником по имени Модесто Кубильяс. Его собака застряла в расщелине между скал, преследуя добычу. Освобождая животное, человек и нашёл вход. О своей находке Модесто сообщил любителю палеонтологии Марселино Санс де Саутуола. Однако тот посетил это примечательное место только в 1875 году и ничего необычного в этом природном образовании не нашёл.
В следующий раз любитель-палеонтолог пришёл к пещере лишь летом 1879 года вместе со своей 8-летней дочерью Марией Фаустиной. Мужчина задался целью раскопать вход в пещеру, чтобы найти в ней останки костей и кремния, какие видел на выставке в Париже в 1878 году.
Рисунки в пещере Альтамира, изображающие животных
Уникальные рисунки были открыты девочкой, а не её отцом. Малышка прошла вниз в боковое помещение и увидела на потолке несколько картин. В это время отец находился у входа и услышал восторженные крики дочери. Он поспешил к ней, и его глазам предстало неповторимое великолепие наскальных рисунков, изображавших древних животных.
В следующем 1880 году Саутуола опубликовал небольшую брошюру под названием «Краткие заметки о некоторых доисторических предметах в провинции Сантандер» с графическими картинками. Свою работу он передал в университет Мадрида. Однако специалисты восприняли её в штыки, а наскальные рисунки в пещере посчитали фальсификацией.
Любитель-палеонтолог умер в 1888 году. А в 1895 году были обнаружены аналогичные пещеры во Франции. После этого значимость открытия Сантандера была переосмыслена. Пещеру Альтамира и её историческую ценность полностью признали в 1902 году. В 1985 году её включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Описание пещеры Альтамира
Находится данное уникальное образование в известковом холме. Вход в пещеру располагается на высоте 120 метров над рекой Саи. Примерно 13 тыс. лет назад его завалило. Это создало герметизацию и позволило сохранить наскальные изображения. Длина самой пещеры составляет 270 метров. Состоит она из галереи и залов. Самый большой или главный зал имеет длину 18 метров, ширину 9 метров и высоту от 2,5 до 5,5 метров. Рукотворные рисунки имеются на стенах и потолке. В доисторические времена свет в это помещение попадал из отверстия вверху. Влажность составляет 94-97%, температура равна 13,5-14,5 градусов по Цельсию.
Музейный комплекс Альтамира с высоты птичьего полёта
В других комнатах и коридорах изображения имеют меньшую художественную значимость. Они всегда находились вне досягаемости солнечных лучей и были выполнены при искусственным освещением. Для этих целей использовался огонь, а топливом для него служил в основном костный мозг. Доказательством тому служит большое количество сломанных костей, найденных под рисунками.
Наскальные изображения наносились углём, гематитом, охрой и иными природными красками. Изображены кабаны, бизоны, дикие лошади, другие животные, а также имеются отпечатки человеческих ладоней. Возраст рисунков, нанесённых углём составляет 14 тыс. лет. А рисунки, выполненные с помощью гуминовых фракций, имеют примерный возраст 14,5 тыс. лет.
Реставрационные работы в пещере
Туризм
В 60-70-е годы XX века пещера Альтамира была чрезвычайно популярна у туристов. В день её посещало более 1,5 тыс. человек. В результате такого ажиотажа рисунки покрылись плесенью. В 1977 году этот исторический объект был закрыт на реставрацию. Его вновь открыли лишь в 1982 году, но с ограниченным посещением не более одной туристической группы в день и 8,5 тыс. посетителей в год. Люди записывались в очередь и ждали годами.
В 2002 году пещеру вновь закрыли из-за плесени. Открыли 26 февраля 2014 года, но ограничились 5-ю посетителями в день и 37 минутами в сутки для просмотра. Однако рядом в 2001 году расположили музейный комплекс с копиями пещерных изображений. Так что каждый желающий может ознакомиться с уникальными художественными творениями древности, не посещая саму пещеру. Копии рисунков имеются также в Национальном археологическом музее в Мадриде, в музеях Германии и Японии.
Пещера Альтамира на карте Испании
(красный кружок вверху)
«После Альтамиры — всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное»
Пабло Пикассо
Открытие Альтамирской пещеры произвело переворот во взглядах на первобытное искусство. Правда, переворот этот произошёл, что называется, "задним числом" и самому первооткрывателю лавров не принёс, что может служить очередным тревожным знаком для искателей прижизненной славы.
1879 год. В Америке ювелир из Айовы Эбнер Пилер изобретает аэрограф. В Париже после многих лет неудач на официальных Салонах наконец получает признание Эдуар Мане. В Петербурге проходит VII выставка передвижников, после которой Архип Куинджи выходит из товарищества. В Киеве родился Казимир Малевич.
Что касается первобытного искусства, то к этому моменту его существование уже, в общем-то, не является сенсацией. В 1836 году знаменитый археолог Эдуард Ларте нашел в гротте Шаффо (Франция) пластинку с гравировкой (опубликована в 1861 г.):
Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен:
В те же годы находили рисунки и в других пещерах. Видный палеонтолог Ф. Гарригу, раскапывая в 1864 году наслоения в «Черном салоне» пещеры Нио во Франции, заметил на стене рисунки диких лошадей, горных козлов, а также бизонов, давно не обитающих в этих краях. Увиденное его не особенно заинтересовало. «На скальных стенах есть рисунки. Кто бы это мог их сделать?» — записал он в своем блокноте, и забыл о них ("Черный салон" Нио официально "открыт" наукой только в сентябре 1906 года).
Непосредственно в год открытия Альтамиры (по другим данным, годом ранее - в 1878-м) археологом Л. Широном в гроте Шабо (Франция) обнаружены наскальные гравюры, но фотографии рисунков были проигнорированы научным миром.
История с открытием "Сикстинской капеллы" доисторического искусства, как позже назовут Альтамирскую пещеру, овеяна романтическим ореолом, но и полна подлинного трагизма. Крупный испанский землевладелец и любитель древностей Марселино Санс де Саутуола после того, как побывал в Париже на Всемирной выставке, где увидел орудия и украшения первобытного человека, проникся, вспомнил рассказы своих слуг об одной пещере в горах и, взяв несколько уроков археологии, отправился на раскопки. По легенде, внимание Саутуолы на рисунки красных быков, населивших свод пещеры, обратила бывшая с ним шестилетняя дочь Мария.
Марселино Санс де Саутуола. Справа - Мария де Саутуола в восьмилетнем возрасте.
После короткого периода заинтересованности открытием Саутуолы и даже поддержки со стороны археологов наступила полоса неприятия и осмеяния, окончания которой испанский сеньор не дождался. Он умер в 1888 году, в одиночестве, оговорённый и в подлоге, и в безумии, преданный теми, кому доверял.
Дело, по-видимому, в том, что рисунки Альтамиры оказались обоюдоострым оружием: с одной стороны, палеолитические находки всё больше подтачивали позиции церкви, подвергали сомнению библейские воззрения о сотворении мира и человека, и в этом противостоянии религии и науки любая ошибка исследователей, любой подлог были бы использованы клерикалами с большим эффектом; с другой стороны, альтамирская роспись, высочайшего класса реалистическая монументальная живопись, в отличие от миниатюрных поделок с грубыми, приблизительными изображениями, не вписывалась и в доктрину эволюционного учения, господствовавшую в научном сознании. Получалось, что искусство развивалось по каким-то иным законам, чем материальная культура, и уже в такой древности (15-11 тыс. лет назад, мадленская эпоха) достигало столь зрелых форм. Тяжёлый удар для молодого учения ("Происхождение видов..." Дарвина было опубликовано каких-то двадцать лет назад). Так уж сложилось, что альтамирские быки не могли устроить ни ту, ни другую сторону и были обречены на официальное игнорирование.
Фото с одного
испаноязычного сайта . Подпись
к фотографии музейного экспоната гласит: "Пресса не верит в подлинность Альтамиры".
Не верит-то не верит, но вся первая полоса отдана ей.
Датой официального признания учёными мужами наскальных рисунков и росписей ледниковой эпохи, включая живопись Альтамиры, считается 14 августа 1902 года, когда участники конгресса французских антропологов посетили по очереди открытые в последнее время пещеры с наскальной живописью в Комбарель, Фон-де-Гом и Ла-Мут. Новые находки полностью подтвердили правоту Саутуолы, оставалось только признать очевидное. Исторический момент зафиксирован групповым снимком у входа в пещеру Ла-Мут:
Очень интересно и доходчиво о подробностях открытия Альтамиры и вообще о проблеме значительных открытий, почему-то отвергаемых научным миром (можно было бы назвать это, к примеру, синдромом Альтамиры; хотя, наверное, и так уже давно как-нибудь назвали, забыв нас спросить), написано в статье Б. Фролова "Дело Альтамиры" (журнал "Вокруг света", 1972, № 9) .
Вот ещё несколько ссылок по теме:
А теперь - "Торос, торос!", как закричала папе Мария Саутуола, увидев на своде пещеры удивительные фигуры:
Бизоны
Эти красавцы самым полным образом представлены в Альтамире. Наиболее известны и растиражированы следующие два изображения:
Вышеприведенный бычок, в атакующей позе, чаще всего приводится в учебных пособиях, энциклопедиях, неизменно присутствует на майках, кружках и т. д.
Но всё это прорисовки, и, конечно, интереснее взглянуть на первоисточник. Так, в бизоне, изображенном на марке, угадывается вот этот:
С тем, что на майке, сложнее. Больше всего похож он:
Есть, разумеется, и другие, не менее впечатляющие:
Наскальная живопись Альтамиры
Пещера Альтамира в провинции на севере Испании относится к горному массиву Кантабрийских гор - продолжения Пиренейских гор. Склоны хребта сильно расчленены долинами и ущельями, и известняковых пещер в них немало, в том числе с наскальными рисунками. Пещера Альтамира среди них - своего рода собрание шедевров. Вход в нее расположен на высоте 158 м над уровнем моря.Наскальные изображения пещеры Альтамира и подобных ей петроглифов ценны не только как археологические артефакты. Они доказывают, что древние люди отнюдь не были примитивными существами.
Пространство пещеры Альтамира принято делить на три части. Первая включает в себя расширение, начинающееся от входа и расположенный в 26 м от него так называемый «Большой плафон» - покрытый изображениями потолок объемного Зала разноцветных бизонов. Площадь «плафона» определяется примерно в 180 м 2 . Этот «плафон» и принес Альтамире устоявшееся сравнение ее с фресками на потолке «Сикстинской капеллы» в Ватикане, созданными Микеланджело. И даже свод входа оформлен так называемыми «макаронами» - волнистыми линиями, проведенными явно пальцами, и некими не совсем ясными фигурами. Далее тянется галерея, от которой отходят еще несколько коридоров поменьше. Это - вторая и центральная часть Альтамиры. К третьей части пещеры относят коридор длиной около 50 м, стены которого густо, почти сплошь разрисованы.
Изображения Альтамиры систематизированы учеными. Во-первых, это изображения животных - быков, оленей, лошадей, бизонов, кабанов, козлов, реже мамонтов и кошачьих. Во-вторых, схематичные изображения людей. В-третьих, графические знаки, смысл и назначение которых остаются до сих пор по большей части неразгаданными, как, например, очертания-отпечатки ладоней. Это что касается классификации чисто археологической. Искусствоведы-эксперты имеют другой взгляд на эти изображения, находя в них параллели с такими направлениями в изобразительном искусстве, как экспрессионизм, символизм и импрессионизм. С этими заключениями можно соглашаться или не соглашаться, но факт остается фактом: древние художники не просто точно воспроизводили то, что видели. Они старались придать своим рисункам динамику, выразительность и в пластике, и в цветовой палитре фигур и символов. Где-то были реалистами, а где-то смело использовали схематические приемы. Это означает, что они обладали и чувственным восприятием мира, и воображением, и талантами, и, как ни странно это кажется на первый взгляд, незаурядным интеллектом, хотя было еще куда как далеко до создания письменности. Впрочем, почему бы их графические знаки из точек и штрихов не могли служить в определенной степени письменными сообщениями? Вероятность этого весьма высока. Таких знаков в пещере, отдельных или сгруппированных, около 60.
Отдельные темы для удивления - как хорошо творцы этих древних фресок знали свойства и выразительные особенности тех минеральных красок, которые применяли, и сама техника их рисунков. Они рисовали кусочками угля, применяли охру, марганец, каолин, гематит. Все линии быстры и точны, без каких-либо следов поправок. И еще: неровную скалистую поверхность древние живописцы тоже использовали как дополнительный пластический элемент фактуры, что делало их изображения бесконечно живыми.
К середине XX в. пещеру начали посещать туристы, а в 1960-1970-х гг. Альтамиру накрыл настоящий туристический бум: все хотели видеть ее, и количество посетителей доходило до 1500 в день. Но из-за этого в пещере резко изменился к худшему микроклимат, вследствие повышения уровня углекислого газа и температуры воздуха на стенах стали появляться плесень и капли влаги. В 1977 г. пещера была закрыта на реставрацию. В 1982 г. ее открыли, но пускали не более 20 человек в день. Однако и это не спасло фрески от дальнейшего разрушения, и в 2002 г. пещера была вновь закрыта. Начиная с 2014 г. в пещеру пускают пять человек в день. По жребию, иногда: это зависит в том числе и от погоды. Но у желающих попасть туда есть потрясающая компенсация: в отдельном здании, построенном в 2001 г. рядом с пещерой, воспроизведены все фрески гротов Альтамиры: они подсвечены, сопровождаются информацией, работают гиды - все как полагается в современном музее.
Общая информация
Пещера с доисторическими фресками выдающегося художественного уровня в Испании.Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 г.
Время создания
: от 14 820 до 13 130 лет назад и от 16 480 до 14 650 лет назад.
Административная принадлежность
: автономное сообщество Кантабрия, провинция Сантандер.
Язык
: испанский.
Денежная единица
: евро.
Дата открытия
: 1879 г.
Ближайший населенный пункт
: муниципалитет Сантильяна-дель-Мар.
Ближайший аэропорт
: Сантандер в одноименной столице провинции Кантабрия (международный, в 30 км).
Цифры
Длина : 270-280 м.Длина главного зала : 18 м.
Высота : от 2 до 8, местами до 12 м.
Климат и погода
Умеренный континентальный, с влиянием морского.Средняя температура января : +9,5°С.
Средняя температура июля : +19,4°С.
Среднегодовое количество осадков : 1236 мм.
Экономика
Туризм.Достопримечательности
■ Музейный комплекс Альтамира рядом с пещерой.■ Копии рисунков из Альтамиры в Музее археологии в Брно (Чехия), а Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, в Немецком музее в Мюнхене, в музеях Японии.
■ Диорама Альтамиры в Музее археологии Каталонии в Барселоне.
■ Поблизости : город Сантандер - Кафедральный собор Успения Богородицы XIII-XIV вв., Королевский дворец Ла-Магдалена (1912 г.), летняя резиденция короля Альфонсо ХIII, туристический кластер Эль-Сардинеро: культурные центры и спортивные сооружения. Эль Гранд-Казино Сардинеро (здание 1916 г.), Фаро-де-Кабо-Майор - маяк на мысе Кабо-Майор (1839 г.), парк Сады Переда.
Любопытные факты
■ Мария де Саутуола (1870-1946 гг.) вышла замуж за молодого человека из богатой семьи Ботин. Эта семья создала фонд Альтамиры, и самые крупные инвестиции на создание музея пещеры поступили из этого фонда.■ Вот что рассказали испанские искусствоведы Матильда Мусквис и Педро Саура, принимавшие участие в создании копий фресок Альтамиры: «В Зале цветных бизонов заниматься художеством можно было, даже не разводя огонь, - хватало дневного света. В других же залах было слишком темно, и рисовать без огня здесь немыслимо. Нас поразило, что в пещере нет следов копоти. Значит, никто не держал в руках никаких факелов. Верный ответ подсказал один неприметный факт. Всюду, где были когда-то оставлены рисунки, лежали раздробленные кости. Очевидно, из них добывали костный мозг и... Неужели им освещали пещеру? Чтобы проверить эту догадку, мы изготовили лампу из необожженной глины и наполнили ее костным мозгом - хватило всего около четырех кубических сантиметров. Мы извлекли его из коровьей кости. Фитилем послужили волокна растений, также пропитанные мозгом. Огонь быстро разгорелся. Он не оставлял ни дыма, ни запаха - все помещение наполнилось теплым, приятным светом».
■ Среди загадочных фигур пещеры встречаются изображения полулюдей-полузверей. Есть гипотеза, что это - шаманы, и их присутствие на фресках, вероятно, символически гарантировало удачную охоту, как и копья в телах диких животных.
■ У части испанских исследователей есть свое, особое мнение о возрасте фресок Альтамиры. На основании радиоуглеродного анализа наслоений кальцита они пришли к выводу, что как минимум некоторые изображения созданы около 35 000 лет назад.
■ Первая точная копия пещеры Альтамира была создана в 1964 г. в подземном помещении Национального археологического музея в Мадриде немецкими специалистами, археологами и художниками.
■ «После Альтамиры - все упадок! - воскликнул Пабло Пикассо, побывав в пещере. - Ни один из современных художников не смог бы написать подобного».
Просмотры: 7 642
Пещера Альтамира
Альтамира (La cueva de Altamira) - пещера в Испании с полихромной (многоцветной, ваш Кэп ) каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Собственно сам город Сантандер находится на севере Испании, на берегу Атлантического океана.
Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.) - объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года.
Открытие
По поводу точной даты открытия пещеры в источниках единства нет. Википедия сообщает, что это был 1879 год, Дэвлет настаивает на 1876 году (говорят, что пещере повезло стать открытой после того, как в её входе чуть не застряла собачка местного священника Модесто Кубильяса Переса,), где-то мелькает 1868 год.
Брейль и Обермайер в книге «Пещера Альтамира в Сантильяна-дель-Мар (Испания)» называют 1875 год, сам же виновник торжества Марселино Санс де Саутуола в своей брошюре 1890 года писал, что это случилось 4 года назад, т.е. в 1876 году.
Итак, где-то в 1870-х годах Саутуола набрел на Альтамиру, но всю её красоту ему помогла увидеть его дочь Мария, которую он взял с собой во время второго посещения пещеры.
Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога.
Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки - изучении наскальной живописи.
В общем, фактом остается лишь то, что честь открытия пещеры Альтамира принадлежит археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле . Вместе с Хуаном Виланова-и-Пьера - археологом из Мадридского университета — они раскопали пещеру.
В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах — пещерах Южной Франции Фон-де-Гом, Ласко, Монтиньяк и др., но к этому времени Саутуола уже умер.
Раскопки в пещере проводились в 1902-04, 1924-25 и 1981 гг.
Что есть
Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил, кроме животных.
Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.
Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. И не только пальцами рук, но и специальными приспособлениями, сделанными первобытными людьми.
Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир.
В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.
Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.
Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.
А посмотреть?
В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. В музее воссоздана сама пещера и росписи стен и потолка.
Копии рисунков также можно увидеть в музеях Мадрида, Барселоны, Мюнхена, Брно и нескольких других музеях мира.
Галерея
Пещера Ласко (Ляско)
Монтиньяк, Франция
Департамент Дордонь, Франция.
Не менее знаменита, чем испанская Альтамира, пещера Ласко во Франции — по словам Брейля, ещё один гигант палеолитического искусства.
Пещера находится в историческом регионе Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк (департамент Дордонь), примерно в 40 км к юго-востоку от города Перигё. Она расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. В отличие от многих других пещер региона, Ласко - относительно «сухая» пещера. Слой непроницаемого мрамора ограждает её от проникновения воды, препятствуя образованию кальцитовых отложений.
В октябре 1979 года Ласко вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в числе других доисторических стоянок и пещер с наскальной живописью в долине реки Везер.
История открытия
12 сентября 1940 года 4 подростка — Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка, — отправились на поиски сокровищ замка Монтиньяк, бывшего в ту пору единственной достопримечательностью этих мест.
Отправиться туда их сподвигло дерево. Которое упало, обнажив щель в земле. Собственно по этой-то щели подростки и попали в главный зал Ласко — «Ротонду быков»И постепенно, по.мере привыкания к темноте, они смогли увидеть огромных красных бизонов, жёлтых лошадок, оленей, и парящую в воздухе корову.
Наиболее захватывающее, как пишет Девлет, зрелище, ожидало подростков в глубоком колодце, в который они спустились по веревке: нарисованная сцена, напоминающая современную испанскую корриду — раненный бык и поверженный им тореадор.
Подростки сообщили об этом открытии своему учителю Леону Лавалю.
Специалист по истории первобытного общества Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном. А. Брейль первым установил подлинность наскальных рисунков, описал и изучил их. С конца 1940 года он сделал множество измерений и провёл несколько месяцев на этом месте, изучая первобытную живопись, которую он отнёс к перигорской культуре.
Несколько лет Брейль провёл в Испании, Португалии и Южной Африке, а затем в 1949 году вернулся во Францию и начал раскопки Ласко вместе с Северином Бланом и Морисом Бургоном. Он рассчитывал найти там захоронение, но вместо этого открыл множество новых наскальных изображений. А. Брейль позже дал такое определение Ласко:
Если Альтамира - столица пещерной живописи, то Ласко её Версаль
С 1952 по 1963 годы по просьбе Брейля Андре Глори произвёл новые раскопки на поверхности площадью 120 м² и обнаружил 1433 изображения (сегодня в описи числится 1900 наименований).
Затем наскальную живопись Ласко изучали Аннет Ламинг-Амперер, Андре Леруа-Гуран и с 1989 по 1999 годы - Норбер Ожуля.
Что есть:
Высота пещеры — порядка 250 м., высотный перепад — около 30 м.
Расписанная часть пещеры находится в основном в верхней части системы.
Современный вход соответствует доисторическому, несмотря на то, что сейчас он снабжён системой тамбуров. Исконный вход должен был быть несколько длиннее, но потолок в древние времена там обрушился и образовал скат, по которому сейчас спускаются посетители пещеры.
- Первый зал - это «зал быков» или «ротонда» : длина - 17 м, ширина - 6 м и высота - 7 м.
- «Зал быков» переходит в так называемый «осевой проход» , более узкую галерею, идущую в ту же сторону и примерно той же длины.
- Из «зала быков» справа от «осевого прохода» можно попасть в «пассаж» , галерею длиной в 1 м.
- За «проходом» находится «неф» , более высокий, длиной в 20 м.
- Сам «неф» переходит в часть, где нет наскальных изображений, а за ним находится «кошачий лаз» , узкий коридор длиной 20 м.
- «Апсида» - это круглый зал, который находится на востоке в месте соединения «прохода» и «нефа».
- За «апсидой» находится «шахта» или «колодец» . Чтобы попасть туда, необходимо спуститься на 4-5 м практически до начала нижней системы.
Аббат Андре Глори к 60-м годам XX века задокументировал около 1500 изображений. Ныне насчитывается около 600 росписей и 1500 гравировок.
Образы пещеры — быки, бизоны, олени, лошади и другие животные. Встречаются также различные знаки.
В так называемом Зале Быков (Ротонде Быков) расположены росписи, выполненные черным и красным, и образующие самую монументальную галерею первобытного искусства. Некоторые из фигур в длину достигают 5 м. Сцены противостояния готовых к схватке животных хотя и встречаются нечасто, но столь впечатляющи, что рассматриваются как характерные для эпохи палеолита.
В проходе из зала быков можно увидеть знаменитую «прыгающую корову». Фриз в этом проходе знаменит тем, что его фигуры выполнены в полихромной (см. выше ) технике, которая не являлась типичной для наскальной живописи палеолита.
Сцена корриды на апсиде стала хрестоматийной: огромный бизон изображен в угрожающей позе, его тело пронзило копьё, из неё вываливаются внутренности. И как подкошенный рухнул перед ним человек. Удивляет и фигура птицы на жезле — Брейль трактовал эту фигуру как изображение души умершего.
По залам:
- В «зале быков» находится самая красочная композиция Ласко. Её кальцитные стены плохо подходили для гравировки, поэтому были украшены живописными изображениями внушительных размеров: некоторые из них достигают 5 м в длину.
Два ряда зубров расположены друг напротив друга, два с одной стороны и три с другой. Двум зубрам с северной стены сопутствуют десяток лошадей и большое загадочное животное, на лбу которого изображено нечто вроде рога, за что он и получил название «единорог». На южной стене три больших зубра изображены рядом с тремя маленькими (красного цвета), шестью оленями и одним медведем в пещере, нарисованным на животе одного из зубров и потому плохо различимым. Считается, что шесть точек над головой одного из зубров представляют собой изображения скопления Плеяд в созвездии Тельца. - В «осевом проходе» также изображены быки и лошади, окружённые оленями и каменными баранами. На рисунке видна убегающая лошадь, нарисованная марганцевым мелком на высоте 2,5 м от уровня грунта. Некоторые животные изображены на потолке и будто перебегают с одной стены на другую. К этим изображениям, выполнение которых требовало строительства лесов, следует прибавить многочисленные знаки (палочки, точки и прямоугольники).
- В «пассаже» многие изображения были сильно повреждены, в особенности из-за движения воздушных масс.
«Неф» насчитывает четыре группы фигур: отпечатки, чёрная корова, плавающие олени и пересекающиеся бизоны. Эти изображения дополнены многочисленными загадочными геометрическими символами, в том числе цветной плоскостью, разделённой на равные квадраты. А. Брейль назвал их «гербами». Существуют и другие гипотезы: например, что это ловушки для животных или шалаши или одежда из раскрашенных шкур. - «Кошачий лаз» обязан своим именем изображению группы животных семейства кошачьих. Одно из которых, судя по всему, метит территорию. В эту галерею довольно сложно попасть, но там можно увидеть гравировки диких животных, выполненных в довольно примитивном стиле. В том числе там есть лошадь анфас, довольно необычный пример палеолитического искусства, так как обычно животные изображались в профиль или с помощью приёма «кривой перспективы».
- В «апсиде» представлено около тысячи гравированных изображений, некоторые из них наложены на живописные рисунки. Здесь есть как животные, так и символы, в том числе единственное изображение северного оленя в Ласко.
- В «шахте» находится одна из самых загадочных сцен Ласко: падающий человек между бизоном и носорогом. У человека птичья голова, бизон поражён дротиком, а носорог будто удаляется от этой сцены. Рядом с человеком изображён удлинённый предмет, увенчанный фигурой птицы, быть может, это планка, которую привязывали к копью или гарпуну для усиления броска. На противоположной стене изображена лошадь. Кроме того, в данной композиции присутствуют две группы интересных знаков:
— Между человеком и носорогами - три пары точек (такие же есть в глубине «кошачьего лаза» и в самой отдалённой части пещеры).
— Под изображением человека и бизона - сложный зубчатый символ. Практически идентичные знаки можно найти и на других стенах, на остриях дротиков
Скорее всего, в этой сцене различные предметы тесно взаимосвязаны, и притом не из-за близкого расположения животных и знаков на одной стене, как чаще всего бывает в палеолитическом искусстве. А. Леруа-Гуран считает, что эта сцена является отсылкой к мифу, смысл и значение которого практически невозможно восстановить.
Среди художественных приёмов, которые использовались первобытными художниками, следует отметить:
- Полихромия,
- Растушёвка,
- Перспектива,
- Незакрашенные места в картине,
- Искажённое изображение.
Галерея