Храм климента на третьяковской расписание богослужений. Мой личный фотоблог. Храм после революции
Всего 16 фото
Москвичи хорошо знают эту красивую, впечатляющую и величественную церковь, что находится в Климентовском переулке на Третьяковке. Она является безусловно выраженной архитектурной доминантой всего Замоскворечья. Это церковь священномученика Климента - папы Римского. Исходя из
некоторого
кажущегося внешнего противоречия, заключенного в самом названии, в том смысле, что причем тут папа римский и католичество, я заинтересовался историей этого православного храма и в особенности личностью самого Климента. Все оказалось очень любопытным и крайне поучительным. Далее под катом - фото храма в разное время и история о том, почему апостол Климент был таким популярным на Руси, на заре становления русского христианства.
Климент был младшим сыном состоятельных и знатных римских родителей в жилах, которых текла, в том числе и императорская кровь. Когда Климент был еще совсем юного возраста, отец отправляет его мать и двух старших братьев-близнецов в Грецию в Афины. По дороге их корабль настигает страшный шторм и случается кораблекрушение. Мать Климента и его братьев разлучает морская стихия. Все они спаслись, но ничего не ведали о судьбе друг друга. Отец же Климента, узнав о том, что его любимая жена и сыновья так и не прибыли в Афины, спустя четыре года сам отправляется на их розыски, оставив совсем юного Климента присматривать за их имуществом. Но, в результате пропал и он, превратившись в безутешного странника от безуспешных поисков своей семьи. Сам же Климент справедливо считал, что они все погибли.
Ему исполнилось двадцать четыре года, а уже прошло двадцать четыре года как пропали его братья с матерью, и двадцать лет как не было вестей от его отца. Климент вырос, получил хорошее образование, увлекся философией и новым тогда христианским учением. Страстно мечтая попасть в Иудею, откуда это учение распространялось по миру, Климент снарядил корабль и решительно туда отправился. Однако и он попал в сильный шторм, который привел его поначалу в Александрию, где он впервые услышал христианские проповеди апостола Варнавы, а оттуда отплыл в Кесарию Стратонийскую, в древний палестинский город на восточном побережье Средиземного моря. Там впервые он встретил Петра, ученика Христа, одного из его двенадцати апостолов, принял от него крещение став одним из его любимых учеников и последовал за ним. Оказалось, что в учениках у апостола Петра пребывали и его братья-близнецы. А немного позже в процессе их странствий и проповедей Петр удивительным образом встретил и узнал мать Климента, а впоследствии и его отца. Вот таким чудесным образом его семья объединилась, что приветствовал даже тогдашний император Рима.
02.
Впоследствии, когда апостол Петр прибыл в Рим, Климент уже выступал в роли неотлучного и любимого ученика и истово проповедовал учение христово. Перед тем как принять распятие от императора Нерона апостол Петр рукоположил Климента во епископы, который впоследствии стал главой римской христианской церкви с 91 по 100 г.
Климент вел в это время обширную и успешную религиозную деятельность, исцелял больных и обращал в христианскую веру множество людей, причем как простого сословия, так и знатных римлян, чем, в конце концов, навлек на себя неудовольствие императора Траяна из-за многочисленных доносов «о неуважении Климентом римских богов». Тогда были искусственно спровоцированы народные волнения и массовый мятеж против христиан. Траян убить его не посмел, но в наказание отправил Климента в ссылку в Инкерманские каменоломни, что были рядом с крупным античным городом Херсонесом Таврическим, короче в современный Крым, в нынешний Севастополь.
С Климентом добровольно отправились в изгнание и множество его последователей. Кстати, Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан в то время. Климент работал в этих каменоломнях, как и все остальные ссыльные, продолжая истово проповедовать. Он открыл чудесным образом на территории каменоломен животворный источник, и после этого стал очень востребованным, почитался местным населением и крестил тогда по 500 человек в день. Климент создал в Херсонесе большую общину, насчитывавшую более 5000 христиан. Влияние Климента было очень весомым.
03.
«Дошло до того, что местный военноначальник обратился к императору Трояну с письмом, в котором говорил: «Я уже не знаю, кто правит Крымом, - я или Климент. Я не могу с ним справиться, потому что огромные толпы разорвут меня на части». Тогда Троян прислал туда две свои когорты преторианцев, которые должны были убить Климента. Но, увидев огромное народное почитание и большое количество учеников, не решились сделать это открыто, и, выждав определенное время, хитростью заманили его на корабль, привязали к якорю и бросили в море. Поэтому крест с якорем - это символ и память мученической кончины первого русского святого, который хоть и был папой Римским, но стал покровителем Руси на все времена», - говорит отец Леонид, настоятель храма священномученика Климента в Замоскворечье.
04.
Его два любимых ученика - Корнилий и Фив воззвали тогда к верующим молиться об обретении его тела. После этой массовой молитвы море отошло от берега на несколько сот метров, и верующие нашли в нерукотворной мраморной пещере-храме нетленное тело мученика. Ученикам тут же было дано откровение, что тело надо оставить здесь, а море теперь будет каждый год отступать в течении семи дней, чтобы верующие могли поклониться мощам Климента. Впоследствии в течении столетий Климентом было явлено множество откровений, чудес и исцелений. Так это и продолжалось до 8-го века, когда море перестало отступать.
05.
Спустя еще полвека в Херсонес прибыли два христианских учителя - солунские братья Кирилл (Константин Философ) и Мефодий (да, да - те самые), которые побудили местного епископа Григория попытаться обрести его мощи с помощью молитвы. Григорий согласился и получил даже благословение тогдашнего константинопольского императора Михаила
III
(царствововал с 865 по 867 гг.) и патриарха Игнатия на это действо. При великом стечении людей после сильного ливня на закате всплыли мощи святого Климента осеняемые ярким белым светом. Мощи были перенесены в местную церковь Херсонеса, где впоследствии произошли массовые чудеса, исцеления и изгнания бесов…
06.
Также Климент чрезвычайно известен своим произведением "Первое послание к коринфянам", в котором он старается склонить к миру враждующие коринфские партии и подчинить их власти законной иерархии. Оно представляет собой первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения (написано около 97 г. после Р.Х.) и пользовалось в древней церкви особенным уважением: его читали в церквях наряду с посланиями апостольскими и оно помешалось в одних кодексах с ними.
07.
Живший задолго до разделения церквей, Святой Климент Римский одинаково широко почитается и в католицизме, и в православии. Святой Климент пользовался широким почитанием на Руси; ему посвящены значительные храмы в Москве (в Климентовском переулке), Торжке и иных местах. Очевидно, связано это и с тем, что святой равноапостольный Кирилл лично перевез мощи Климента в Рим и передал папе Адриану II, где им было устроено небывалое чествование (конец 867 - начало 868 года).
Папа Адриан II утвердил тогда богослужение на славянском языке и переведённые братьями «славянские книги», и приказал положить их в римских церквях, рукоположил Кирилла и Мефодия в епископы, а их славянских учеников в пресвитеры. Это был поистине революционный шаг. Многие западные и южные славяне к тому моменту уже приняли христианство, но у них не было своей иерархии. И в Риме, и в Константинополе рассматривали славянские народы лишь как объект культурно-политической экспансии. Византия ставила им греческих священников, которые вели богослужение на греческом языке с целью быстрейшей эллинизации славян. Славяне Моравии и Иллирака, находившиеся под юрисдикцией Рима были вынуждены приглашать служивших на латыни франкских миссионеров, пытавшихся начать процесс онемечивания славянских земель.
08.
Благодаря Константину (Кириллу) и Мефодию славяне получили общий язык, возможность богослужения на нем, свою национальную церковную иерархию и тем самым щит от греческой или франкской ассимиляции. И все это произошло только потому, что у солунских братьев вовремя оказались мощи святого Климента Римского.
По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До этого среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх "священных" языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья и были в свое время заподозрены в ереси и вызваны для разъяснений в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года. Константин умер в возрасте 42 лет и принял перед смертью имя Кирилл.
09.
Таким образом, обретение мощей святого мученика сыграло колоссальную роль в истории славянства, позволив славянам обрести общую письменность и тем самым сохранить свою культуру и самобытность, избавившись от опасности поглощения другими народами.
10.
Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной шести тонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города русским князем Владимиром Великим в 988 или 989 году, который принял здесь крещение, мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) и телом его ученика Фивы по его приказу были перенесены в Киев "на благословении себе и на освящение всем людям", где пребывали в Десятинной церкви - первом каменном храме Киевской Руси. С XIII века мироточивая глава святого Климента пребывает в Киево-Печерской Лавре.
По мнению историков в этом акте рельефно проступает намерение Святого равноапостольного князя учредить церковь Киевской Руси на мощах папы-мученика, тем самым подчеркнув авторитет своей власти, святость своей столицы и ее кафедрального храма. И Владимиру действительно удалось добиться своей цели, так как в ближайшие десятилетия молодое Киевское княжество получило всеобщее признание в Европе, а его правители получили легитимность во всем христианском мире.
Судя по всему, для мощей в Киеве была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве именно в херсонесской мраморной гробнице святого Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор.
11.
Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля.
Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.
12.
Таким образом, мощи священномученика Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.
Некоторые историки считают, что четвертый папа Римский Климент никогда не был в Херсонесе, и что это только легенды, созданные якобы Кириллом и Мефодием для религиозного обоснования их просветительской миссии. Ведь до того как их вызвали в Рим для дачи разъяснений их деятельности по созданию славянской письменности и становлению самостоятельного славянского христианства братья никак не популяризировали мощи Климента, что находились у них. Но это и не важно, а важно то, что Климент, как апостол выступил совершенным символом становления нового славянского православного христианского мира.
13.
Так, что Климент является апостолом от 70-ти почитаемых, четвертым по счету епископом (папой) Рима. С католичеством этот его титул никак не связан. Просто, очевидно, само словосочетание «папа римский» в названиях церквей было применено уже в более позднее время.
14.
Что касается самой церкви в Климентовском переулке. Отсюда из этих мест Большая улица и Ордынская дорога вели в Золотую Орду. Здесь проживали «толмачи» - переводчики и «ордынцы» - исполнители воли великого московского князя в Орде. Сюда, преодолев моря и реки, привозили свои товары иноземные купцы - «гости». Возможно, на рубеже XV - XVI вв. они и основали у так называемого замосковского Ленивого торжка церковь в честь Климента Римского, чтобы возносить в ней молитвы священномученику — покровителю всех жаждущих света истинной веры Христовой и путешествующих по водам.
Это крупнейший храм в Замоскворечье. Впервые он упомянут в письменных источниках под этим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы между русскими ополченцами и польско-литовским войском гетмана Ходкевича.
15.
Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом. В 1662 году у него было уже три придела. Храм был перестроен в 1720 году, затем в 1756—1758 годах к нему добавили трапезную и колокольню с Климентовским и Неопалимовским приделами. Архитектором мог быть, предположительно, К. Бланк или А.П. Евлашов. В 1762 году прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 году на средства купца 1-й гильдии К.М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Авторство постройки не установлено. Предположительно, его выстроил И.Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини.
Авторы путеводителя «По Москве» 1917 г. писали: «Издали, на фоне Замоскворечья, и вблизи храм с пятью его куполами производит одинаково сильное впечатление своей спокойной красивой громадой. Очень хороши окна второго этажа и идущая поверх здания ажурная железная решетка тонкого рисунка». Даже в советское время никто не мог остаться равнодушным к грандиозной и величественной красоте пятиглавой церкви во имя священномученика Климента, папы Римского. Удивляла ее оригинальная и изысканная ограда сложной конфигурации. Выдающимся явлением русской архитектуры эпохи барокко был признан входной храмовый павильон, который являлся одновременно и Святыми вратами, и «прикладезным» строением над святым источником. К сожалению, этот уникальный памятник московского зодчества снесли во второй половине 1930-х гг.
16.
Надеюсь, Вам было интересно узнать о том, кто же такой был священномученик Климент и почему на Руси возводили храмы в его честь. Я, со своей стороны, теперь совершенно по-другому стал смотреть не только на этот замечательный величественный храм московского Замоскворечья, но и вообще, понял, что когда видишь подобные впечатляющие архитектурные шедевры, начинаешь осознавать, что за внешним фасадом храмов всегда стоит глубокая и седая история, история полная тайн, откровений и святой веры, той веры, что творит чудеса, что дает силы подняться из пепла и возродить былое величие своей родины.
Источники и дополнительная информация:
Сайт храма во имя священномученика Климента папы Римского
Сайт
vidania
.
ru
о Клименте Папе Римском: http://www.vidania.ru/p_klimentrimsky.html
Биография Климента на сайте «Католичество»: http://credoindeum.ru/publ/stati/svjatye/kliment_i_papa_rimskij/15-1-0-72
Сайт
sobory
.
ru
о храме Климента папы Римского в Замоскворечье: http://sobory.ru/article/?object=02177
Статья Андрея Васильева "Обретение мощей святого Климента Римского в Херсонесе"
На пересечении Пятницкой улицы и Климентовского переулка стоит большая пятикупольная церковь святого Климента, не похожая на другие московские храмы. Она словно явилась из Петербурга. Храм и сегодня считается крупнейшим в Замоскворечье. Но его главное сокровище находится внутри – полностью сохранившаяся отделка интерьера XVIII века.
Первое упоминание церкви святого Климента в источниках относится к эпохе Смутного времени в России. 24 августа 1612 года во время освобождения Москвы от поляков рядом с деревянным храмом существовал Климентьевский острожек, у стен которого развернулось сражение между казаками (сторонниками Второго ополчения) и отрядом гетмана Ходкевича. Битва, окончившаяся победой казаков, сыграла немаловажную роль в освобождении Москвы. В середине XVII века храм святого Климента упомянут уже как каменный, в 1720 году его перестроил купец Иван Комленихин. Наконец, в 1756 году началась масштабная перестройка храма, затронувшая в первую очередь его западную часть – колокольню и трапезную. Деньги на строительство храма давал купец Кузьма Матвеев. Есть много версий относительно непосредственного автора проекта: фигурируют имена архитекторов Евлашева, Трезини, Мичурина, Яковлева, Бланка, Растрелли.
В 1762 году началось строительство восточной части храма, его главного престола во имя Спаса Преображения. Полностью работы были завершены лишь к 1774 году. После окончания строительства храм включал семь престолов с семью иконостасами – огромное число для приходской церкви. Помимо приделов в храме и его трапезной, ещё два придела были освящены на хорах. По богатству своих фасадов Климентовский храм принадлежит к выдающимся образцам барокко в Москве. Основной объем увенчан пятью мощными куполами на высоких световых барабанах и обильно украшен лепниной, изображающей херувимов, раковины и рокайли. Узорные решётки использованы как в церковной ограде, так и непосредственно на здании храма, над его карнизами. В том же духе барокко выдержан семиярусный иконостас главного храма, украшенный деревянными скульптурами, и иконостасы боковых приделов.
В 1934 году храм был закрыт для богослужений. К счастью, планы сноса и строительства на его месте детского сада не были реализованы (по замоскворецкой легенде, за церковь своего святого покровителя заступился нарком обороны Климент Ворошилов), здание превратили в книгохранилище Государственной Библиотеки имени Ленина, сотрудники которой смогли сохранить пять из семи церковных иконостасов, существенную часть лепного декора и другие элементы интерьера. В 2008 году библиотека окончательно покинула здание, после чего в нём начались широкомасштабные работы. Возрождение уникального храма завершено: воссоздан утраченный в ХХ веке павильон со стороны Пятницкой улицы, прошла реставрация иконостасов. Укреплен фундамент, воссозданы кирпичная кладка и штукатурный слой, окна и лепнина на фасаде, кровля, отреставрированы главки, которые украсили новые кресты, восстановлены паперть и утраченная часть церковной ограды.
Спустя 70 лет молчания в Москве у храма Священномученика Климента на Пятницкой звучали молебны. Проводились они под открытым небом, в любую погоду — будь то дождь, снег или ветер — как надежда на возрождение великого русского собора. И храм воспрянул к жизни — сначала с переданным прихожанам в 2005 году Знаменским приделом. А в 2008 году после возвращения верующим всего храма, началась грандиозная реставрация.
История
Памятник мирового искусства, «Замоскворецкое чудо», как в былые времена называли собор Святого Климента папы Римского - единственный храм Московского посада, сохранившийся после Наполеоновского пожара 1812 года. На 2 века ранее место, на котором возвышалась тогда еще каменная церковь, было прославлено боем, который был дан ополченцами Минина и Пожарского в защиту Кремля от поляков. «Сражение при Клементовским острожке было, как бы, зерном спасения Москвы и России» - отмечали позднее историки, а сам храм, как свидетель важного события, приобрел «особое историческое значение для Отечества».
Климентовская церковь простояла до 1756 года и пришла в полную ветхость. Возобновившаяся история храма также связяна с военной победой, уже внутригосударственной. Новый собор строился под покровительством императрицы Елизаветы Петровны, пришедшей к власти силами Преображенского полка. Восшествие на престол новой российский императрицы состоялось 8 декабря 1740 года, в день памяти Священномученика Климента папы Римского. Поэтому вновь возведенный собор именовали храмом Священномученика Климента, а главный алтарь возвели в честь Преображения Господнего. Новый московский собор, который возник в период бурного строительства Санкт-Петербурга, заметно отличался от храмовых строений как в первой столице, так и во всей империи.
Немало усилий в создание облика храма приложил наместник Крыма, граф Петр Воронцов — именно он инициировал создание уникального многоярусного иконостаса, который стал сердцем и основным ансамблем собора. Огромной высоты — около 30 метров — пятипридельный иконостас спроектрировали приглашенные графом итальянские архитекторы, а воплощали его в жизнь русские мастера, выполнившие изысканную сложнейшую резьбу и дальнейшее золочение по исконно русским технологиям.
Барочная архитектура фасада передает роскошную пластику линий и очертаний собора, а интерьер храма в стиле рококо не имеет аналогов.
«Это уникальный памятник мирового искусства», - говорит Леонид Калинин, настоятель храма Священномученника Климента папы Римского. - «Несмотря на то, что он внешне похож на западноевропейский, наш храм совершенно отличается по смыслу и образу. Это не дворцовое рококо, а удивительное воплощение архитектурного стиля в богатстве форм как попытка передать все многообразие творения Божьего».
Священномученик Климент
Храм Священномученика Климента папы Римского уникален не только внешним и внутренним видом, но и духовным содержанием. Большинству наших современников его имя ни о чем не говорит, но так было не всегда. В домонгольский период Климент, ученик апостола Петра, был одним из наиболее почитаемых нашими предками святых. В его честь строились храмы, изображения Святителя можно увидеть на многих древних фресках и иконах. Праведная жизнь, апостольский подвиг и многие тысячи последователей сделали Климента почитаемым, как в католическом, так и православном мире. Но издревле Святитель Климент считается великим покровителем именно русской земли.
Через несколько веков после мученической смерти Климента в Херсонесе, ученые-проповедники Кирилл и Мефодий, взяв святые мощи апостола, едут с ними в Рим. Узнав об этом, к ним вышел сам папа Адриан. То, что произошло далее, было равносильно чуду. Переведенные проповедниками на славянский язык богослужебные книги были освящены папой, хотя в ту пору в западной церкви только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Так, впервые зазвучали молитвы на славянском языке, а русская земля получила свою письменность и культуру.
Позже князь Владимир перевез мощи Священномученика Климента в Десятинную церковь, и с этой апостольской святыней крестил Русь. Первая христианская святыня на Руси стала исключительно почитаемой, а образ Священномученика Климента и по сей день ассоциируют с защитником русской земли.
Возрождение храма
Один из самых красивых храмов Москвы был закрыт в 1934 году и чудом уцелел от уничтожения. Здание было передано Государственной библиотеке им. Ленина для фондового хранения, благодаря чему сохранились уникальные иконы и многоярусный иконостас.
В 2008 году в храме начались восстановительно-реставрационные работы.
«Храм был в руинах: сильно поврежден фасад, текла кровля, разбиты окна, на иконостасе гнездились птицы», - вспоминает о состоянии храма до реставрации настоятель Леонид Калинин. - «Первое, что мы сделали, - залатали дыры, привели в порядок фасад и своды собора, а затем приступили к восстановлению интерьера храма».
Одним из сложнейших этапов реставрации стало восстановление уникального иконостаса. Местами прогнивший, с большой долей утрат различной степени, иконостас требовал виртуозной работы реставраторов.
«Чистая, скурпулезная реставрация, - рассказывает о проекте руководитель декоративно-прикладных мастерских РСК «Возрождение» Александр Зуев. - «По каждому фрагменту этого уникального объекта собирали художественный совет. Мы обсуждали каждый ярус, принимали решение, а затем приступали к восставлению. Убирали загрязнения, укрепляли и оживляли авторский левкас (грунт).»
После того, как основа была восстановлена, мастера стартовали завершающий процесс — золочение. Для этого поставили специальные «леса» так, чтобы не повредить оригинальную позолоту на иконостасе, и вели позолотные работы сверху — вниз, аккуратно по каждому ярусу 30-метрового иконостаса.
Задача не перезолотить, а восстановить стала главной для художников-реставраторов. Для того, чтобы позолота была исполнена в манере оригинала, а также совпадала с цветом покрытия, позолотчики применяли сусальное золото российского производителя НПП «Раритетъ».
Около года понадобилось мастерам для того, чтобы иконостас снова засиял своим великолепием, как впервые в 1772 году. Роскошная композиция, изысканные формы, выразительные линии, струящийся золотой свет: удивительная гармония земного стиля в воплощении Величия Божьего.
Два серьезнейших этапа реставрации храма Священномученика Климента завершены, впоследствии собору предстоит восстановление уникальных икон храма.
После Октябрьской революции в 1917 г. многие древние храмы Москвы были, к сожалению, уничтожены. Однако некоторые религиозные сооружения практически чудом, но все же были сохранены. Относится к их числу и церковь Климента, Папы Римского, в Замоскворечье, на ул. Пятницкой. Особенностями этого старинного храма являются достаточно необычные для православной церкви архитектура и убранство. По-другому церковь называют также храмом Спаса Преображения.
Минин и Пожарский
О точном времени строительства храма Климента историкам, к сожалению, ничего не известно. Впервые упоминание об этой церкви встречается в летописи, повествующей о битве войск Минина и Пожарского с поляками, происходившей 24 августа 1612 г. Тогда русские казачьи войска отбили у Ходкевича этот храм и находящийся поблизости острог, тем самым нарушив планы гетмана по подготовке ко взятию Московского кремля.
Храм до революции
Согласно летописи, в те времена это сооружение имело совсем другой вид. Построено оно было, как и большинство других храмов Москвы, из дерева. Однако уже через 40 лет после битвы церковь Климента, Папы Римского, совершенно преобразилась. На месте старого деревянного сооружения построили каменное. Первое упоминание о новом храме относится к 1657 году. В начале XVIII века церковь была полностью перестроена. Рядом с ней также были возведены трапезная и колокольня с двумя приделами. Архитекторами нового храма стали предположительно А. Евлашов или К. Бланк.
В середине XVIII в. церковь вновь была подвергнута глобальной реконструкции. Основной объем старого здания снесли, а к 1769 году строители завершили возведение пятиглавого барочного храма. Финансировал реконструкцию московский Матвеев. Архитектором предположительно был итальянец Пьетро-Антонио Трезини. Именно в таком виде эта церковь дошла и до наших дней.
Храм после революции
Решение о закрытии церкви Климента, Папы Римского, на Пятницкой властями Москвы было принято в 1929 году. Как рассказывают священники, разгонять верующих пришли прямо на Великую пятницу. Прихожанам даже не дали отпраздновать Пасху. Протоиерея Михаила Галунова, определенного на эту должность в 1925 году и много сделавшего для реставрации храма, увезли в НКВД. В лагерях в дальнейшем он находился 10 лет.
В 1934 г. пустующую церковь Климента на Пятницкой было решено разрушить. Жильцы близлежащего дома написали об этом петицию властям. В ней они просили на месте храма обустроить детскую площадку. Однако за церковь вступились реставраторы Игорь Грабарь и Петр Барановский, спасшие в те времена тысячи древних религиозных сооружений. Сегодня РПЦ называет их подвижниками и всячески почитает, даже несмотря на то, что они были неверующими.
История церкви Климента, Папы Римского: интересные факты
Как было на самом деле, никто достоверно не знает. Но о спасении церкви Климента на Пятницкой существует довольно-таки Считается, что Барановский и Грабарь отправились прямо к Ведь именно этого советского военачальника и политика в детстве крестили в честь святителя Папы Римского. По слухам, по указу Ворошилова в 1934 г. в церковь на Пятницкой привезли первое полное издание сочинений Ленина, как раз вышедшее в то время. В храме быстро соорудили огромные стеллажи и заставили их книгами, в том числе и произведениями вождя революции. То есть здесь экстренно была создана библиотека.
Пришедшим разрушить храм взрывникам работники книгохранилища пригрозили звонком в НКВД о диверсии. Увидев на стеллажах книги Ленина, те, согласно легенде, ретировались.
Таким образом, благодаря заступничеству двух реставраторов, церковь Климента, Папы Римского, в советские годы почти не пострадала. До наших дней она сохранилась практически в первозданном виде.
Связан с церковью Климента и еще один довольно-таки интересный факт. Священники рассказывают, что отбывший десятилетнее наказание протоиерей Михаил Галунов после освобождения долгое время вместе с женой тайно проживал в колокольне храма. Считается, что возможным это стало благодаря тому, что в книгохранилище, организованном в церкви, работали верующие библиотекари.
Состояние храма в начале нового тысячелетия
Разрушена церковь Климента, Папы Римского (Спаса Преображения), в Москве в 30-е годы, как многие другие, не была. Однако и особого внимания ей в последующем, конечно же, никто не уделял. К 2002 году библиотека в храме еще работала, но находился он в ужасном состоянии. Большинство окон в здании отсутствовало, а крыша протекала.
Реставрация храма
Первыми о задумались, конечно же, верующие. На их деньги была проведена небольшая реконструкция. Для сохранения здания первым делом перекрыли кровлю. Течи прекратились. Также верующие позаботились и о большинстве окон. В проемы были вставлены стекла. Через некоторое время священнослужителям удалось привлечь внимание к состоянию храма властей. В 2008 году по инициативе Лужкова здание было передано РПЦ. Книги из него вывезли. В 2014 г. реставрация храма святого Климента была практически закончена. Финансировали реконструкцию этого важного для духовной жизни страны сооружения московские власти.
Отзывы о церкви Климента, Папы Римского
Конечно же, за несколько лет после открытия и реставрации храм посетили многие верующие и любители истории. Отзывы о проведенных в нем работах существуют только хорошие. Выглядит церковь, по мнению многих прихожан, просто великолепно. Интерьеры ее необычны, но настраивают на нужный лад верующего очень хорошо. Отличные отзывы эта церковь заслужила и за то, что рядом с ней имеется чистый скверик. Здесь можно посидеть в тени, отдохнуть и подышать воздухом старой Москвы.
Кто такой святой Климент
Собственно сам покровитель этой церкви жил в Риме во времена Христа и апостола Петра. Родителей святого Климента звали Фавстом и Матфидией. Оба были царского происхождения и приходились родственниками римскому императору. Помимо Климента, у них было еще двое детей — близнецы Фавстин и Фавстиниан. Веры родители святого придерживались языческой.
Случилось так, что из-за поступка неблагочестивого человека вся эта большая семья растерялась. Долгое время ее члены считали друг друга погибшими. Воссоединились они только через 24 года после разлуки благодаря апостолу Петру. Братья-близнецы и Климент, независимо друг от друга, поверили в Христа и последовали за этим святым.
Печальные истории своей жизни рассказывали почитаемому апостолу многие люди. Сделали это и Климент и Матфидия. Петр совершенно случайно встретил ее просящей милостыню у входа в один из городов, через который проходил. Поняв, что женщина и его ученик приходятся друг другу сыном и матерью, апостол организовал их встречу. Об этой счастливой истории в подробностях узнали и другие последователи Петра, в том числе и близнецы Фавстин и Фавстиниан. Конечно же, они тут же поняли, кем являются Климент и Матфидия, и поспешили встретиться с ними.
Но чудеса на этом не закончились. Счастливая Матфидия поверила в то, что найти детей ей помог сам Христос, и попросила Петра окрестить ее. Но о предстоящем в его городе обряде прослышал один старый астролог. Ученый начал уговаривать Петра не крестить женщину, так как никакого Бога на небе нет. Да если бы он и был, то, по словам старца, не допустил бы гибели его жены и детей много лет назад. Выслушав историю астролога, Петр понял, что перед ним стоит муж Матфидии и отец трех его учеников. Так семья воссоединилась окончательно.
Почему святого называют Папой Римским
Храм священномученика Климента, Папы Римского, был построен в честь этого святого, конечно же, не из-за чудесного воссоединения его с семьей, а в память о его делах. Встретившись, родители Климента вернулись в Рим и были осыпаны подарками и всякими благами их обрадовавшимся родственником — римским императором. Конечно же, Матфидия и Фавст начали активно проповедовать новую религию. После их смерти это дело продолжил Климент. За свою жизнь этот проповедник часто подвергался гонениям и в конечном итоге был утоплен язычниками в море.
Сегодня церковь очень почитает святого Климента, считая, что именно он первым распространил христианство среди римской знати. До него эта религия была верой бедняков. Как знатный человек, Климент крестил очень много богатых римлян. В результате христианство стало религией в том числе и военных, и самых почитаемых граждан. Именно поэтому священники, включая православных, считают его человеком, достойным носить звание первого дораскольного Папы Римского.
Особенности архитектуры
Внешне церковь Климента, Папы Римского, выглядит очень необычно. Похоже это здание скорее не на православный храм, а на католический. Архитектура этого сооружения по стилю очень приближена к западноевропейской. Однако внутренняя православная суть храма, по мнению его священнослужителей, сохранилась полностью.
Внутреннее убранство
Интерьеры храма Папы Римского выполнены в также необычном для православного религиозного сооружения стиле рококо. Внутреннее убранство его немного напоминает католическое. Однако, в отличие от западных храмов, в церкви святого Климента нет изображений химер и чудовищ. Православные священники считают их наличие в оформлении признаком отхода католической церкви от истинной веры.
Конечно же, основой внутреннего убранства храма являются иконы. Старых образов в церкви Климента сохранилось пять. Самой почитаемой при этом является икона Державной Божьей Матери. Этот образ считается даже более старым, чем обретенный в Коломенском, использовавшийся когда-то при отречении Николая II.
Создана эта икона, как и четыре остальных, итальянскими мастерами. В сравнении с традиционными православными, все эти изображения выглядят довольно-таки необычно. В церкви имеется даже образ святой Екатерины, на котором представлена не она сама, а императрица Екатерина II. Такие вольности иногда позволяли себе иконописцы XVIII века. Современная Церковь этого не одобряет. И тем не менее икона украшает стены храма, и посмотреть на нее может любой желающий.
Как найти храм
Добраться до церкви Климента, Папы Римского, в Москве труда не составит. Находится она прямо в центре города, на месте бывшей казачьей слободы. Доехать до нее можно на метро. Расположена эта церковь прямо между двумя большими станциями — "Третьяковской" и "Кузнецкой" — и занимает почти весь Климентовский переулок. Точный адрес храма выглядит так: Москва, ул. Пятницкая, д. 26, стр. 1.
Церковь Климента в Пскове и других городах
Конечно же, в честь этого почитаемого святого в России построен не один только храм на Пятницкой. Есть такие церкви и в других городах России. Посетить храм святого можно, к примеру, в Пскове. Церковь Климента, Папы Римского, в этом городе находится на Ольгинской набережной, д. 16.
Построен такой храм и в Великом Новгороде. Найти его можно по адресу: ул. Большая Московская, 36. Еще одна церковь святого действует в д. Костюрино Ярославской области.